27 февраля
Ранний подъем - 5-30 утра (а в Москве-то полпервого ночи!), завтрак в номере и на вокзал в такси.
Как уже многие писали, устройство вокзалов в Китае везде одинаково и напоминает аэропорт. При входе в вокзал весь багаж просвечивают. Каждый отходящий поезд имеет свой зал ожидания с рядами металлических стульев, и только перед посадкой открывают двери на перрон, еще раз проверив билеты. Все надписи - иероглифами, но цифры - арабские, поэтому найти нужный зал ожидания труда не составляет. Чуть посидели - и на посадку. Секунда в секунду тронулись.
Поезд Шанхай-Сучжоу - двухэтажный! В поезде - чистота, ковровые дорожки. Проводница постоянно в движении - то разносит кипяток, мороженое и лапшу быстрого приготовления, то убирает мусор. Поезд идет почти бесшумно и с хорошей скоростью, и через 50 минут мы - в Сучжоу, городе садов, шелка и каналов, восточной Венеции.
Купив карту за 5ю (при начальной цене в 20ю), выбрали картинки отеля с приличными номерами и ценой в 130ю. LP призывал не бояться тех, кто предлагает отели у вокзала - так и получилось. Вполне приличный отель в самом центре, в пешей доступности от некоторых садов и пагод (ценники на ресепшн начинались со 180ю).
Позавтракать отошли от центральной площади метров на 200 и выбрали приличное с виду заведение для местных. Английского меню не было, говорили все только по-китайски, но были несказанно рады в столь ранний час видеть посетителей.
При помощи переводчика из покета (www.china2go.com) и слов "яйцо", "жареное", "говядина", "рис" сделали заказ (чай налили сразу и бесплатно).
"яйцо""жареное" оказалось большой тарелкой порубленого омлета с помидорами, еще принесли тарелку мяса в соевом соусе и по плошке риса. И всем заведением смотрели, как мы едим и прислушивались, как мы говорим.
Чем дальше от Шанхая - тем больше ощущаешь себя "белой вороной" - на улицах провожают взглядами, в ресторане все официанты и менеджеры, как будто случайно, перемещаются поближе, чтобы посмотреть и послушать. Но это ничуть не напрягает, а, скорее, забавляет.
Ну вот представьте себе, прибегает к вам коллега по работе со словами:"Слышь, там в ресторане напротив сидят две непонятные личности с зеленой кожей, фонарями вместо глаз и рогатые, пересвистываются и с вилкой не знают, что делать." - побежите смотреть?
Несколько раз просто на улицах подходили китайцы и спрашивали разрешения с нами сфотографироваться. Да на здоровье, мы не против.
Отправились с таксистом на Тигриный холм. Tiger Hill (вход - 40ю не в сезон и 60ю в сезон) проектировал большой мастер искусства "фен-шуй", очень гармонично сочетались прудики, мостики, лесенки и камни. Все это венчала слегка покосившаяся пагода на вершине холма - символ Сучжоу. Там же была обнаружена большая экспозиция растений бонсай в горшочках (без дополнительной оплаты). Все очень понравилось.
Внизу - большое количество сувенирных лавок с товарами отменного качества. Купили каменный (!) заварной чайник ручной работы за 90ю, такой же маленький за 10 и набор для чайной церемонии на 6 персон за 30 (!) юаней. Как оказалось, подножие Тигриного Холма в Сучжоу - наилучшее и наидешевейшее место для покупки сувениров в рамках посещенных нами городов.
Такси поймалось быстро (в Сучжоу такси дешевле Шанхая - 1.8ю за км) и, сгрузив все в отеле, отправились ужинать в то же кафе, захватив сувенир хозяйке.
Таксисты в Китае - ребята очень дисциплинированные. Водительское место отделено от пассажиров пластиковой или решетчато металлической перегородкой, на которой сзади (не везде, правда), написаны правила сервиса. Для пассажира: сел-сказал куда-приехал-дал деньги-взял сдачу-взял чек (!)-гудбай. И для водителя: нельзя плевать в окно, нельзя разговаривать по телефону во время движения, нельзя курить, нельзя ругаться с кем-либо через окно. Все это безупречно выполняется.
На ужин нам принесли что-то кипящее на горелке (очень вкусно), потом - блюдо зеленой травы (!), которая оказалась шпинатом - надо было бросать в бульон, варить и есть, и неизменные рис и зеленый чай. За все, вместе с 3 бутылками отменного пива - 35 юаней.
Далее решено было двигать в Ханчжоу, причем по воде, по Великому каналу (Grand Canal). Теплоход идет 13 часов в ночь. Девушка на ресепшн совсем ничего не понимала, нужных слов в разговорнике не было, и пришлось опять звонить Кириллу (Кирилл, привет!), чтобы он перевел на китайский, что нам нужны 2 билета до Ханчжоу в двухместную каюту (2х150=300ю).
28 февраля
Пароход отходил в 6 вечера, поэтому решили, сдав номер и оставив вещи не ресепшн, двинуть в Сад Скромного Чиновника (Humble Administrator"s Garden), который, судя по карте, тоже был в пешей доступности. Шли неторопливо, потому долго, по пути перекусив и заглянув в пару магазинов. Так что, дойдя до сада, поняли, что времени мало и надо будет либо обежать все в темпе вальса, либо отказаться от посещения сада (вход - 60ю).
Надо было заложить на Сучжоу еще один день, но кто ж знал, что ждет нас впереди... По хорошему, на Сучжоу надо планировать дня 3-4, милый маленький городишко (население всего-то 6 600 000 человек).
К 16-30 вернулись, попрощались и двинули на такси на пристань (пришлось продемонстрировать водителю билет на пароход, чтобы он понял, куда нас везти). Пароход до Ханчжоу оказался деревянной посудиной кают на 20, которая была подцеплена на буксир к другой такой же. Отдали концы с опозданием в полчаса. И, разместившись (одноразовые зубные щетки с маленьким тюбиком пасты - бесплатно), мы плавно переместились в ресторан.
Подбежавший стюард долго пытался узнать, что мы будем на ужин, медленно, видимо, чтобы лучше поняли, вырисовывал на листке бумаги иероглифы. Все бесполезно. Отчаявшись, он подвел к соседнему столу и показал, что ели там - большая рыбина на шкворчащей сковороде. И нарисовал число 100. После того, как мы подарили команде матрешку из наших запасов, ужин обошелся в 45ю (говядина и рис).
1 марта
На подходе к Ханчжоу, утром, на набережных, замечено много занимающего спортом народа, некоторые просто прыгали, бегали, ходили задом-наперед, некоторые делали гимнастику у-шу, поодиночке и синхронно в группах.
Около 8 утра причалили и выгрузились. Никаких приставал с буклетами отелей, тишь да благодать. Пришлось доставать Lonely Planet. Ан нет, подбежала бабулька, с проспектом отеля и ценником в 288. Дорого. Хорошо, говорит, есть за 150. (Ханчжоу, как говорит путеводитель, вообще довольно дорогой город). Ну пошли посмотрим за 150. Пешком - да, пешком.
Бабулька оказалась бодренькой, да еще во время ходьбы делала гимнастику для рук и шеи (видимо, так спешила к приходу судна, что не успела сделать зарядку).
До отеля шли минут 15, отель - на задворках, комната вполне, ценник висит от 190 (название отеля воспроизвести невозможно, только иероглифами). Согласились. А где "Си-Ху"? Да вот туда, недалеко... Разместились, оплатили отель и пошли.
Начинался мелкий противный дождь. Озеро Си-Ху в тумане и под дождем никаких чувств вообще не вызывало. Побродив вдоль озера, отправились в Храм Прибежища Души на такси.
Перед храмом - парк, куда тоже нужен билет. 20 юаней, но оно того стоит! Пещеры и гроты с высеченными в скале в незапамятные времена Буддами, все прекрасно сохранилось! Вот где раздолье для фотографа...
Сам храм (вход - 20ю) действующий, но ничего экстраординарного из себя не представляет - обычный буддистский храм.
А дождь то утихал, то начинал лить еще сильнее. Поэтому решили из Ханьчжоу уехать. Да еще обнаружилось, что после обеда почти не осталось местных денег. Поэтому взяли такси и показали иероглифы "Bank of China".
Видимо, работать с иностранной валютой уполномочен только Bank of China, попытки обменять доллары в других банках ничем не заканчивались. Кстати, возле каждого операциониста установлено устройство, где клиент при помощи трех кнопок (отлично, удовлетворительно и плохо), может оценить качество обслуживания.
Пополнив запасы юаней, решили пойти пешком до железнодорожных касс - по карте из Lonely Planet - меньше километра. На деле шли минут сорок! Следующим пунктом назначения был запланирован Лоян (Luoyang). Но напрямую из Ханчжоу можно уехать только на юг, в Нинбо-Гуанчжоу-Гонконг, а тратится на авиаперелет не хотелось, ибо Юй обещал хороший шоппинг по приезде в Пекин.
Социализм, коммунизм... А ведь есть и коммерческие банки, и "новые китайские" в дорогих костюмах и перстнях с бриллиантами, и "золотая молодежь" на Поршах, Мерседесах и спортивных кабриолетах. Есть даже секс-шопы, которые не прячутся стыдливо в подворотнях, как у нас, а выставляют товар лицом на всеобщее обозрение.
Поэтому пришлось возвращаться в Шанхай. Кассы для иностранцев в Ханчжоу нет, поэтому кассирше продемонстрировали иероглиф "Шанхай" из Lonely Planet и надпись "2005.03.03 12..14". И, о чудо, мы стали обладателями 2-х билетов до Шанхая на поезд в 13-07 по 40 юаней.
Поймали такси (для этого, правда, пришлось отойти от вокзала метров на 300, как посоветовал один добрый китайский человек. Он долго тыкал в разделительную линию между велосипедной дорожкой и обычной дорогой - т.е. если они разделены сплошной линией, а не пунктирной - остановка запрещена), и поехали ужинать в один из ресторанов, который рекомендовал LP. Правда, так его и не нашли, да и не искали особо - улица была полна едальными заведениями, как оказалось, недешевыми - ужин с пивом обошелся в 92ю (пиво аж по 15ю!)
2 марта.
Ханчжоу известен своим чаем, поэтому, позавтракав в близлежащем фаст-фуде (подсказали молоденькие студентки, которые жили в том же отеле и немного говорили по-английски, заодно попросили их написать иероглифами слово "фен", ибо этого слова в разговорнике нет, а слово нужное) за 18 юаней, пошли на закупки чая, благо, магазинов - тьма. Хороший чай стоит от 10 до 16 юаней за 50 грамм, а есть экземпляры ценой 1200 юаней за 500 гр.
Перемещение на вокзал, посадка в поед прошли в штатном режиме. Поезд тоже двухэтажный, нам достались самые лучшие места №3 и №4 - первые на втором этаже, 2 отдельностоящих кресла, каждое - со своим столиком и местом для багажа (остальные сидели по-четверо).
2 часа дороги пролетели незаметно за питием зеленого чая и написанием отчета.
Точно по расписанию прибыли в Шанхай, но на южный вокзал. Рядом - станция подземки, которой местные жители рекомендовали воспользоваться для перемещения на центральный вокзал, где есть кассы. Метро в Шанхае очень чистое и дешевое. Проезд от Южного до Центрального вокзала обошелся по 2ю. Сам поезд шанхайской подземки очень похож на сингапурский - один сплошной длинный вагон. В вагоне висят LCD-телевизоры и табло с бегущей строкой. А вот платформа - открытая, просто рай для самоубийц. Названия станций объявляют на мандарине и английском. И надписи, соответственно, все продублированы на английском.
Отстаиваем очередь из китайцев в кассу для иностранцев (!), билеты в Лоян есть на сегодня, 22 часа, софт слипер, но только верхние полки. Берем. К 21 часу приехали на вокзал и оказалось, что для едущих в софт-слипе есть специальный зал ожидания, общий для всех поездов, с мягкими креслами, автоматами по продаже всякой всячины и неработающим кафе.
Вагоны поезда очень напоминают наши, но Made in Russia нигде не обнаружилось. В купе стоит неизменный термос с кипятком и помойка с крышкой, наглаженное(!) белье уже застелено, одеяло в пододеяльнике(!). Отобрав билеты, взамен проводница выдала карточки с указанием вагона и места. Потом пришла другая и переписала у всех паспортные данные (!). Проводницы (да и прочая "вагонная" братия), одеты "с иголочки", форма идеально подогнана. Приятно смотреть. Свои обязанности выполняют безупречно: на станциях стоят возле двери вагона "по стойке смирно" - пятки вместе-носки врозь, руки по швам, ночью дежурная проводница сидит в коридоре и несет службу.
В Лоян прибыли по расписанию, около часа дня. Ясно, тепло. Возле вокзала нет бабулек с проспектами отелей - опять достаем Lonely Planet. Нет, бежит женщина... С картинками комнат. Торгуемся, за 150 с виду неплохой номер и с завтраком (!). Грузимся в такси.
В процессе заселения таксист говорит, что он готов с нами поездить в гроты Лунменя и в Шаолинь всего за 220 ю. Говорим - мей би, хотя уже понятно, что его услуги нам больше не нужны.
Андрей и Людмила Позины 06/06/2005
Страницы:
1 2 3
|