Путевые заметки про Голландию

    Страницы: 1 2 3 4 5 

    Каналы

    Как вы уже поняли, вопрос падения посторонних предметов в каналы меня заинтересовал. Статистики по велосипедам я не нашла, зато смогла узнать, что каждый год в каналы Амстердама падают более 50 машин и более 100 человек. Что влечет туда людей - Бог весть, возможно, это клиенты кофе-шопов, не успевшие увернуться от велосипедистов. А вот машины толкает в объятия водной стихии материальный интерес их владельцев – за утонувший автомобиль можно получить страховку. Именно поэтому в Амстердаме ограждения вдоль каналов устанавливаются не на средства города, а на средства страховых компаний. Большинство каналов сейчас огорожены, но не все, да и ограждения не настолько высоки, чтобы, разогнавшись, нельзя было их перепрыгнуть. Так что, автомобили продолжают нырять.

    А еще на каналах живут. Вдоль набережных покачиваются на волнах плавучие дома–баржи. Каждая из них имеет постоянный адрес. Например, "Нирвана" швартуется по адресу Раамграх 25, и табличка на ее борту гласит, что живет на ней, т.е. пребывает в нирване, некто Van den Hoek.

    Впрочем, живущие на воде люди – не диво. А вот что вы скажете про водоплавающих кошек? В Амстердаме, на барже, пришвартованной к набережной канала Сингл, для них создан плавучий приют.

    Впрочем, архитектура города на каналах баржами, естественно, не ограничивается.

    Архитектура

    Помните песню ДДТ "Черный пес Петербург" - то место, где про питерские, фасад к фасаду, "домов поезда"? К домикам XVII – XVIII века, так же бок о бок выстроившимся вдоль амстердамских каналов, больше подходит не "поезда", а "паровозики" - на фоне питерских собратьев они выглядят игрушечными. Про их узкие, в два-три окна, фасады написано, пожалуй, в каждом путеводителе – с домовладельцев во времена застройки центра города взимался налог на ширину фасадов, поэтому практичные голландцы делали фасад узким, вытягивая дом вглубь квартала, как пенал. Горожане боролись с налогами так же, как с силами природы – стойко и изобретательно. Ширину фасада городские власти мерили по прямой, от угла до угла, - стало быть, построив дом на изгибе улицы, можно было сэкономить. За два узких дома причиталось меньше налога, чем за один широкий – значит, получалось сократить выплаты, оформив одну половину фасада в одном стиле, а другую в другом, как будто они относятся к разным домам.

    Фасады домов выходили на каналы, и, делая их как можно уже, домовладельцы решали финансовую проблему, но создавали себе другую – логистическую. Именно по каналам доставлялось к домам большинство грузов, - а как, скажите, внести через узкую дверь и поднять по узкой лестнице тяжелую мебель или тюки с товарами? Поэтому грузы при необходимости поднимали вдоль фасада на веревках – большинство домов до сих пор имеют для этого специальные балки. Все бы хорошо, да при таком подъеме груз ударялся о стену. Это и грузу не шло на пользу, и дорогие в то время оконные стекла могли пострадать. Для этой проблемы тоже нашли инженерное решение – стали наклонять фасады вперед, чтобы свисающая с балки веревка с грузом оказалась как можно дальше от стены. Похоже, желание сберечь стекла заходило иной раз так далеко, что дома самых бережливых горожан грозили обрушиться на головы прохожим. Иначе, зачем бы городским властям принимать закон, запрещающий наклонять фасад больше чем на 2 градуса?

    Старый Амстердам, как Питер, построен на дубовых сваях. Пока сваи в земле, они практически вечны, поскольку без воздуха дуб не гниет. Стоит же дать к ним доступ воздуху, и сваи быстро разрушаются, - тогда постройки начинают причудливо клониться на бок. На каналах можно увидеть целые группы наклонившихся домиков – амстердамцы называют их танцующими. Одни повело влево, другие вправо, словно они в подпитии раскачиваются, распевая застольную песню в кабачке.

    Постоянно видя на примере танцующих домиков, как опасно тревожить старые сваи, 50% жителей Амстердама недавно проголосовали против проекта постройки линии метро под старыми кварталами города. Ни одна страховая компания не согласилась застраховать этот проект – вероятность огромных выплат в случае просчета инженеров слишком велика. Но властям Амстердама этот рискованный проект почему-то пришелся по душе, и отказываться от него они ни в какую не хотят.

    Мы заметили, что голландцы очень любят башни. Встречаются башни суровые, без лишних украшений, а бывают и затейливые, как механические игрушки. Одну такую игрушечную башню построил себе крошечный городок Моникендам. С первым ударом башенных часов оживает причудливый механизм – ангел под часами подносит к губам трубу и начнет трубить, а в открывшихся окошках проплывают друг за другом скачущие всадники.

    Поскольку земли в Голландии все больше песчаные, неплотные, башни нередко выходят пизанскими. Одну такую башню мы обнаружили в Дельфте. Башня дельфтской церкви Оде Керк явственно клонится в сторону канала, причем к верхушке башни наклон становится меньше, - стало быть, как знаменитая башня в Пизе, она начала наклоняться уже при строительстве, и архитекторы пытались исправить дело, выравнивая верхние ярусы. Удивительно, но данный факт не отмечен ни в одном из путеводителей по Дельфту – можете смело считать его своим открытием. Я считаю, что Пизанской башне просто повезло – используй Галилей для опыта с шарами башню Оде Керк, и про нее бы теперь знал весь мир. Правда, опыт удалось бы повторить только один раз: башня наклоняется над каналом, в котором шары канули бы безвозвратно. Но некоторое отношение к науке эта церковь все же имеет – в ней похоронен изобретатель микроскопа ван Левенгук (van Leeuwenhoek). А вы знали, что микроскоп придумали голландцы? Я – нет.

    Если попытаться охарактеризовать архитектуру Голландии одним словом, то это будет слово "камерная". За время нашего небольшого путешествия по стране нам практически не встретилось монументальных, помпезных построек, прославляющих величие страны и ее государей. Возможно, их не возводили потому, что экономический расцвет Голландии пришелся на время республики, когда правителей с имперскими амбициями в стране просто не было. Может быть, дело еще и в том, что с XVI века протестантская церковь Голландии призывала к скромной умеренности и осуждала роскошь. Как бы то ни было, увидев в самом центре Амстердама нечто грандиозно-неоготическое, можете быть почти уверены – это музей.

    Alexandra Karepina
    26/07/2004

    Страницы: 1 2 3 4 5 

    Путевые заметки про Голландию - фотографии из Нидерландов - Travel.ru
    Путевые заметки про Голландию - фотографии из Нидерландов - Travel.ru
    Путевые заметки про Голландию - фотографии из Нидерландов - Travel.ru
    Путевые заметки про Голландию - фотографии из Нидерландов - Travel.ru
    Путевые заметки про Голландию - фотографии из Нидерландов - Travel.ru
    Путевые заметки про Голландию - фотографии из Нидерландов - Travel.ru
    Путевые заметки про Голландию - фотографии из Нидерландов - Travel.ru
    Путевые заметки про Голландию - фотографии из Нидерландов - Travel.ru

    Новости из Нидерландов

    24.04.24 В Амстердаме больше не будет новых отелей
    14.03.24 Transavia будет выполнять рейсы между Амстердамом и Тбилиси
    23.01.24 Брюссель и Прагу соединит ночной поезд
    30.10.23 Визовые центры опубликовали график работы в ноябрьские праздники
    29.09.23 В Амстердаме существенно подорожают гостиницы
    27.04.23 Визовые центры Европейских стран сообщили о графике работы в майские праздники
    26.04.23 Российские "зеленые карты" перестанут действовать в ЕС 1 июня
    15.02.23 В квартале Красных фонарей в Амстердаме ввели массу запретов
    09.09.22 Упрощенный визовый режим между Россией и ЕС больше не действует
    03.08.22 KLM продолжит ограничивать вылеты из Амстердама в сентябре и октябре