Свобода
Вопреки расхожему мнению, самой свободной страной Европы Голландия стала не в XX веке, легализовав продажу легких наркотиков, проституцию, гомосексуальные браки и эвтаназию, а на 400 лет раньше. В 1581 году, освободившись от власти испанского короля, 12 северных провинций Нидерландов образовали Голландскую республику – одно из первых государств, не подчинявшихся монархам и дворянам. Официально республика называлась Генеральные Штаты Соединенных Провинций – ничего не напоминает? А если я еще скажу, что создание республики сопровождалось написанием декларации независимости? Вот именно - по образцу этой самой декларации, 300 лет спустя, свою знаменитую Декларацию Независимости написали другие знаменитые Соединенные Штаты – американские.
За четыре столетия голландцы научились распоряжаться свободой разумно и ответственно, в соответствии с девизом "Живи и дай жить другим". На двери классического амстердамского "кофе-шопа", предлагавшего полный ассортимент продуктов канабиса, мы обнаружили аккуратно приклеенный скотчем листок с вежливой надписью: "Уважаемые клиенты, убедительная просьба не курить косяки на крыльце – это создает неудобства для жильцов дома". И ведь не курят.
Хотя экстремальные, даже отвязанные проявления свободы все же встречаются – например, свобода велосипедистов от правил дорожного движения.
Велосипеды
Своей анатомией голландцы отличаются от остальных жителей Земли, поскольку у них есть дополнительная часть тела, - велосипед. На велосипеде проходит добрая половина жизни, причем если ты в седле, то это еще не повод отказывать себе в небольших радостях. Мы видели в Амстердаме велосипедиста, который, не прекращая движения, обедал, попеременно прикладываясь то к гамбургеру, то к бутылке колы.
Словом, если бы герб Амстердама рисовали сегодня, то на нем красовались бы не три креста, а три велосипеда.
Рассказывают, что во вторую мировую войну немцы сильно обидели голландцев, посягнув на их велосипеды. Разные версии этой истории сильно расходятся в деталях - доподлинно известно только, что дело было в Амстердаме. По одной версии немецкие патрули, устав гоняться за не подчиняющимися новому порядку голландскими велосипедистами, стали изымать велосипеды у всех горожан. Отобранные велосипеды якобы утилизировали, бросая в ближайший канал. По другой версии немцы просто прихватывали велосипеды с собой при отступлении – видимо, чтобы не отступать пешком. Как бы то ни было, голландцы пропажи велосипедов не забыли, и во время футбольных матчей между Голландией и Германией часто скандируют : "Верните наши велосипеды!".
Узнать, какая из двух версий конфликта точнее, нам не удалось. В пользу первой версии говорит то, что на вопрос о глубине амстердамских каналов голландцы отвечают: “Три метра воды и метр велосипедов”.
Впрочем, велосипеды можно увидеть на дне каналов до сих пор. То ржавый руль покажется из воды, то погнутый обод колеса, - и при всем уважении к голландской велопромышленности, едва ли они так хорошо сохранились со времен Второй Мировой. Кто и зачем топит их сейчас – неизвестно. Может быть, для велосипедов существует такой похоронный обычай – после кончины верного коня нужно торжественно и печально опустить в темные воды ближайшего канала?..
Видится ночная набережная, дрожащий в воде свет фонарей, нудный моросящий дождь, слышится протяжное пение. Вдоль воды медленно идут факельщики, и над их головами, мерно покачиваясь, плывет колесами вверх остов покойного велосипеда. Следом тянутся гуськом его хозяева – все, с кем ему довелось встретиться за долгую, бурную как у всех велосипедов в Амстердаме жизнь. Вот спортивный парень, продающий тюльпаны на цветочном рынке, что на набережной Сингла, - он купил велосипед почти новым и гордо ездил на нем пару месяцев, пока велосипед не украли. Вот медсестра, купившая украденный велосипед за 15 евро взамен старого, который тоже стал добычей велосипедного вора. Вот студент-историк, открывший велосипедный замок, которым медсестра пристегнула велосипед к ограде на мосту через Принсенграх через месяц после покупки. Вот наркоман, который ловко увел велосипед у студента, но был пойман студентом при попытке продать краденое и побит. Вот пожилая дама – экскурсовод в музее Ван-Гога, отношения которой с велосипедом нам неясны… И еще, и еще люди, чьих лиц не разглядеть в неровном свете факелов… Тьфу, наваждение, - говорила же мама не ходить в кофе-шопы! Да и от каналов советовала держаться подальше…
Alexandra Karepina 26/07/2004
Страницы:
1 2 3 4 5
|