Многие экзотические страны и регионы планеты привлекают внимание людей странствующих. Но по настоящему неизведанные земли лежат всё же внутри пределов нашей страны.
Идея этой экспедиции возникла при рассматривании географической карты необъятных сибирских просторов. Как впрочем, и многих других экспедиций, проведённых ранее. На этот раз привлекательной показалась огромная территория Среднесибирского плоскогорья, лежащего между двумя великими сибирскими реками - Леной и Енисеем. На площади, способной разместить некоторые совсем не маленькие Европейские государства, практически нет дорог, а плотность населения едва ли не самая низкая на планете. Зато вся Средняя Сибирь покрыта густой сетью рек. Это и привело к решению пересечь плоскогорье, используя такое преимущество. Особенно логично смотрится путь по Нижней Тунгуске. Справедливости ради следует сказать, что наши предки - русские землепроходцы использовали для освоения новых земель именно реки. И как раз таки по Нижней Тунгуске землепроходец Пянда со своей командой впервые вышел к Лене, передвигаясь вверх по течению от Енисея.
В моём же случае двигаться вверх по течению не имело никакого смысла. А имело смысл двигаться вниз по течению от Лены к Енисею. Поэтому летом 1997 года автор сего повествования отправился поездом Москва-Лена до ж.д. станции Лена города Усть-Кут, расположенном на берегу этой сибирской реки, носящей женское имя. Кстати название пошло от эвенкийского слова - Елюэнэ, что означает Большая река. Это уже русские переиначили на свой лад.
Потом пришлось воспользоваться уже речным транспортом, чтобы добраться от пристани Осетрово в Усть-Куте до Киренска, небольшого городка, расположенного при впадении Киренги в Лену. Здесь пристань находится на правом берегу, а город на левом. Поэтому нужно воспользоваться паромом. Из Киренска на Нижнюю Тунгуску есть дорога, но она очень плохая и никаким рейсовым транспортом не обслуживается. Выручить может только редкая попутка. Мне повезло ещё на правом берегу, т.е. обнаружилась машина идущая как раз в Подволошино - деревню, расположенную на берегу Нижней Тунгуски, откуда и предполагалось начать путешествие по заветной реке.
Наверное, стоит немного представить эту реку. Лишь только люди слышат её название, как сразу же возникает вопрос о Тунгусском метеорите. Их ждёт разочарование. Место падения метеорита (или что-то другое), находится недалеко от Подкаменной Тунгуски. Речь же идёт о Нижней Тунгуске. А это уже совсем другая река, хотя также является правым притоком Енисея, но расположена севернее своей сестры. Длина Нижней Тунгуски около трёх тысяч километров и в своих верховьях она весьма близко подходит к руслу Лены. Но небольшая возвышенность не позволяет соединиться с этой великой рекой. В районе Киренска расстояние между реками всего лишь около тридцати километров. Дальше Тунгуска только удаляется от Лены, течёт сначала на север, затем на северо-запад-запад и в результате, преодолев громадное расстояние, собрав воду с многочисленных притоков, впадает в Енисей там, где стоит город Туруханск. Чуть ниже по течению от Киренска на берегу Лены стоит посёлок Чечуйск, откуда в старое время осуществлялся волок до деревни Подволошино, на Нижнюю Тунгуску. Он так и назывался Чечуйский волок. И теперь здесь есть дорога, но очень плохая. Кстати, Нижняя Тунгуска есть ничто иное, как прототип Угрюм-реки. Именно эти места описываются в известном романе Шишкова. Этот роман затем ещё был экранизирован.
Итак, 11 июня вечером удалось попасть на берег далёкой Угрюм-реки. А 12 июня была собрана лёгкая (15 кг.) каркасно-надувная байдарка. Сочетание единицы и двойки, хорошая дата для начинаний. Этот день и оказался началом большого путешествия по дикой таёжной реке. Наверное, возникает вопрос: почему один? Да просто все потенциальные спутники по разным уважительным причинам не смогли участвовать. Но это не показалось достаточно веской причиной, чтобы оставаться дома самому инициатору.
Трудно описать те сильные ощущения и переживания, которые возникли в первые дни пути. За спиной привычные атрибуты цивилизации, её комфорт. А впереди неизвестность, безбрежная тайга и река уходящая в бесконечность. Главным, оказалось, преодолеть некий внутренний психологический порог, за которым обнаружилась другая, но всё-таки полноценная жизнь. Через некоторое время удалось настолько войти в роль странствующего отшельника, что даже стали казаться ненужными встречи с людьми.
Сергей Карпухин 06/02/2003
Страницы:
1 2
|