Европеец... может увидеть Африку такой, какой она была тысячи лет тому назад... Но он должен одинаково закалить и свое тело, и свой дух: тело - чтобы не бояться жары пустынь и сырости болот, возможных ран, возможных голодовок; дух - чтобы... принять новый мир, столь непохожий на наш, огромным, ужасным и дивно-прекрасным. Николай Гумилев. Африканская охота
Такие разные африканцы
Мы с моим другом Ренатом Вальтером проехали с юга на север, от ЮАР до Кении, двадцать две тысячи километров. Посетили Намибию, Ботсвану, Зимбабве, Замбию, Танзанию, Мозамбик... Заехали даже в Конго - бывший Заир, но вовремя встретили летчиков - наших соотечественников. Те, повертев пальцем у виска, назвали нас камикадзе и посоветовали поскорее уносить отсюда ноги, даже охрану предложили. В Конго сейчас война. Страна разделена на два лагеря - правительственный и партизанский. Так как мы въехали со стороны партизанского, у нас могли быть крупные неприятности с властями. Здесь даже слово "Заир" - и то нельзя произносить без опаски. А в остальном путешествие прошло спокойно. Хотя задуманный маршрут полностью не выполнен, я все равно доволен. Это одна из самых ярких моих поездок, и впечатлений хватит надолго.
Передвигались мы в основном на обыкновенных автобусах. Проехали на них примерно половину всего пути. Там, где автобусов не было, нанимали машины.
Что я увидел в Африке? Потрясающей красоты природу и - по контрасту - невероятно тяжелую жизнь африканцев, занятых ежедневным изнурительным трудом. Особенно бедно живут в Мозамбике. Тем не менее я попытался показать Африку с хорошей стороны (разумеется, светлая грань есть у всего!), и мои снимки - тому доказательство.
На Черном континенте безумно тяжело фотографировать. Жители глухих деревушек отродясь не видели фотоаппаратов и с большим недоверием относятся к съемкам. Им кажется, что "страшная" техника может отобрать у них душу. Поэтому каждый раз мне приходилось хитрить: я давал кому-нибудь из детей в руки камеру и просил нажать на кнопку. Срабатывала вспышка - все приходили в восторг. Тогда я просил направить объектив на меня и щелкнуть. После этого сфотографировать остальных было уже делом техники.
Кстати, самые приветливые и дружелюбные люди - именно в деревнях и маленьких городках. Они проще, отзывчивей. А вот жители мегаполисов, как оказалось, испорчены цивилизацией. Горожане научились спекулировать на местной экзотике и назойливо предлагают иностранцам свои услуги в качестве гидов и проводников.
Представители некоторых "знаменитых" племен тоже не прочь подзаработать на своей популярности у белых исследователей африканской культуры. Танзанийские масаи, например, ходят разукрашенные по улочкам, охотно позируют перед камерой, а потом требуют денег. С подобными вымогателями мы расплачивались "мавродиками" - лет десять назад в нашей стране выпускали такие купоны. Масай, со всех сторон разглядывая и едва ли не обнюхивая диковинную бумажку, деловито осведомлялся о ее стоимости. Услышав, что купюра может заменить пять долларов, он отходил вполне довольный. Мы же спокойно следовали дальше. Совесть меня нисколько не мучила: считаю, что обмануть такого беззастенчивого стяжателя сам бог велел.
Когда-то у зулусов была сильная государственность, и колонизаторы долго не могли покорить их. Объединить племена сумел знаменитый вождь Чака в начале XIX века. Благодаря его усилиям африканцы смогли дать отпор завоевателям, противопоставив огнестрельному оружию лишь луки да стрелы. Чака погиб в одном из сражений, но даже после его смерти в течение двадцати лет зулусы оставались непокоренными. Отголоском этих событий стала моя словесная стычка с одним американцем у водопада Виктория в Зимбабве.
Находка Ливингстона
Территория вокруг водопада Виктория огорожена; желающие полюбоваться грандиозным зрелищем обязаны за это удовольствие заплатить. Африканцы ревностно охраняют источники своих доходов и безжалостно отлавливают нарушителей. Весьма ограниченные в средствах, мы с приятелем были поставлены в почти безвыходное положение. Но оказаться в двух шагах от чуда и не увидеть его?! Такого мы себе никогда бы не простили! И потому, пройдя около километра в сторону от главного входа, мы с Ренатом решительно перемахнули через ограждение... Выйдя на дорожку, почувствовали себя спокойней и, напустив на себя независимый вид, двинулись к грохочущему водопаду.
Мы попали в сезон, когда Замбези не была полноводной и шум знаменитого африканского водопада, одного из крупнейших в мире, уступал по мощности, скажем, Игуасу в Южной Америке, где за 6-7 километров все вокруг гудит. Виктория в сезон дождей тоже, конечно, сотрясает землю, поднимая высокую плотную завесу из водяных брызг. Увидеть водопад в таком случае можно только с вертолета. Мне повезло - я сфотографировал Викторию во всей ее неописуемой красе.
Лавина воды - сплошная пенисто-шипучая масса, обрушиваясь сверху, устремлялась в длинное скалистое ущелье. Неподалеку от ревущего потока стоит памятник Давиду Ливингстону - шотландскому путешественнику, миссионеру и первооткрывателю, увековечившему имя английской королевы Виктории. К ужасу своих друзей-туземцев он рискнул приблизиться к страшному "гремящему пару": подплыв на лодке к маленькому островку на краю водопада, Ливингстон заглянул вниз. Позже он писал: "Это было самое чудесное зрелище, виденное мной когда-либо в Африке. Когда смотришь в глубь расселины, не видишь ничего, кроме густого белого облака, на котором сверкают две яркие радуги. От облака поднимался столб водной пыли на 200 или 300 футов вверх, там он принимал окраску густого темного дыма и падал вниз проливным дождем, от которого мы промокли до костей".
Своим поступком Ливингстон заслужил еще большее почтение со стороны африканцев, которым суеверный страх не позволял подойти к низвергающейся в бездну Замбези. У памятника Ливингстону мы повстречали американцев, судя по виду- "денежных мешков". "Отсюда стартовала цивилизация", - с пафосом произнес один из них. Я его поправил: "Отсюда стартовала колонизация". Американцы, нахмурившись, отошли, мы - на всякий случай - тоже не стали задерживаться. Но по сути я был прав: сам того не желая, миссионер Давид Ливингстон в середине позапрошлого столетия открыл дорогу в Африку жадным до наживы европейцам.
Владимир Снатенков 25/07/2002
Страницы:
1 2 3
|