|
Все началось в гостиной моих немецких друзей. Все мирно сидели на диване, когда хозяйка дома произнесла: "Мы едем в Голландию!". Судьба выходных была решена, и моя судьба на ближайшие дни тоже... Оказалось, что мы не просто ехали в Голландию, мы ехали в кемпинг, с палатками, спальниками и всем тем, что предполагает туристский образ жизни, и что меня, как раз не ведущую такой образ, сначала очень насторожило... Итак, двухкомнатная парусиновая квартира закинута в машину, туда же отправлены тент и корзина с продуктами, мы отправляемся в поход по Голландии...
Встречи с голландцами начинаются еще до пересечения границы. Машины с голландскими номерами просвистывают мимо, хотя и мы идем со скоростью 140 км/час, от одних мыслей о которой с непривычки пробегает холодок. В Голландии ограничение скорости на автобанах 120 км/час, а в Германии никаких ограничений нет вообще. Если не видишь предупреждений о сложной ситуации на дороге, выжимай из машины сколько сможешь. Вот голландцы и "отрываются" в Германии, чтобы потом на родине вести себя как законопослушные граждане. Хочешь - не хочешь, а придется, потому как иначе сфотографирует тебя бдительный автомат на дороге, и стоить эта фотография будет подороже, чем художественный портрет.
Границу я так и не заметила толком, сколько не пыталась ее засечь. И если бы не таможня, на которой ждали своей очереди большегрузные трейлеры, то лишь немного изменившийся вид автобанов говорил, что началась другая страна. И вдруг я осознала, что уже не вижу привычных холмов Западной Германии, что пейзаж изменился, горизонт раздвинулся, и по обе стороны дороги легла ровная как стол земля, аккуратно расчерченная узкими каналами. Самое время сказать о земле. Земли в Голландии очень мало, голландцы вынуждены постоянно отвоевывать ее у моря: большая часть плодородной земли выращивается в Голландии искусственно... Заболоченная местность засаживается тростником. Тростник растет и погибает, снова растет и образует плодородный слой. Лет через 5 поле готово для посева. Через несколько лет верхний слой сносят и снова сажают тростник. А каналы, которыми прорезаны поля, отводят воду. И гонят эту воду по каналам те самые, известные всему миру, мельницы. Украшение сельских пейзажей и голландских сувениров, они и по сей день работают. К сожалению, сейчас из 3 тысяч голландских мельниц действующими осталось только 300. Все это мне рассказывают по дороге мои друзья, ставшие на время моими гидами, а я смотрю на медленно вращающиеся крылья мельниц, перемалывающих время....
Местом проживания мы выбираем кемпинг под Гаагой. Осматриваюсь. Трейлеры, палатки, разборные деревянные домики, к домикам пристроены тенты и веранды. Некоторые семьи и компании живут здесь неделями, а то и месяцами, устраиваясь не хуже, чем дома. А почему бы и нет: комфорт собственной маленькой квартирки (а некоторые прихватывают с собой и кухню, и диван с телевизором) и все блага цивилизации, предоставленные кемпингом: умывальники и души, туалеты и мойки для посуды, сауна и бассейн, ресторан и дискотека. Трейлеры, надолго "поселившиеся" здесь, окружаются ящиками с цветами, а на калитку (да, да, именно на калитку в заборчике вокруг домика) вешается почтовый ящик - надо же куда-то получать почту. Ну а те, кто не любит как улитка все свое возить с собой, могут снять здесь готовый домик, но это будет стоить подороже, чем просто место под палатку. Итак, мы добавляем свою палатку к пестроте уже стоящих на одной из лужаек, и, получив заветный ключ от душа, становимся полноправными обитателями кемпинга. Следующее утро неожиданно начинается с моря. Собираясь в путешествие по Европе, я меньше всего думала о море. Оно стало для меня замечательным сюрпризом, который сделали для меня мои друзья. Дорога к морю петляет между дюнами, поросшими высокой травой. А за дюнами - Северное море. Солнечная погода позволяет забыть о его "холодном" названии, хотя сильный ветер закручивает эффектные пенистые буруны, и спасатели непрерывно упрашивают купающихся перейти на места, где меньше подводных камней. Поймав ветер, над пляжем парят чайки и воздушные змеи с разноцветными хвостами. Запуск змеев - одно из любимых занятий детворы в этой ветренной стране.
Уезжать с моря совершенно не хочется, но нас ждет Дельфт, город, знаменитый на весь мир своим бело-голубым фарфором. Стильный, типично голландский, с узкими домиками и широкими окнами, бесчисленными каналами и мостиками. Стены домов уходят прямо в воду каналов, и вода практически достает до невысоких подоконников . Неширокие улицы запружены вездесущими туристами, всюду шум и разноязыкий говор, но, как ни странно, это не утомляет. Может оттого, что каналы затянуты зеленой ряской, на широких плоских листьях покоятся розовые розетки лилий, под мостиками плавают утки, а над Ратушной площадью растекается колокольный звон... Машин в центре города нет, и главным действующим лицом становится велосипед. Новые и видавшие виды, они повсюду, в любом месте, где есть за что прицепить велосипедный замок, столбики и деревья, решетки и ограды. А уж перила мостов просто созданы для парковки велосипедов. И невозможно сделать фотографию, чтобы в объектив не заглянул велосипед. Чуть не зазевалась: цокот копыт по мощеной мостовой возвещает о приближении экипажа. Как хорошо, что наготове фотоаппарат: прямо на меня гарцует пара красивейших лошадей. В Голландии очень любят лошадей, их хорошо содержат и всячески холят, поэтому все лошади, которых я видела и на выпасе, и в упряжках, производят великолепное впечатление. Люди побогаче содержат свои конюшни, и на дороге нередко можно встретить легковушку, везущую специальный вагончик со своим питомцем. Но вернемся в Дельфт. Это еще и университетский город, здесь находится один из старейших европейских университетов. В Голландии промышленность, науки и искусства развивались быстрее, чем в остальной Европе. А рисование, например, входило в число обязательных предметов. Не случайно поэтому появилась известная школа голландской живописи... "Кружевные" готические шпили все время навевают мысли о прошлом, но нужно возвращаться в сегодня. Замечательное место - сырная лавка! Известные голландские сыры нескольких десятков сортов, и все можно пробовать. А запах такой чудесный, что непонятно, почему сюда еще не сбежались все мышки Голландии. Последнее мероприятие - попробовать пофертис, местные блинчики, крошечные, размером с пятирублевую монету, которые подают с разными добавками: джемом, шоколадом, сахарной пудрой. Все, теперь - в Гаагу.
Вдоль дороги опять тянутся поля и фермы. Упитанные, белые с черным, буренки дополняют идиллию пейзажей. Мельницы машут нам уже как старым знакомым. Вдали ровными рядами выстроились высокие белые ветряки, крылья которых ловят ветер и превращают его энергию в электрическую. На равнинной земле, где нет преград для ветра, его используют повсюду. Он крутит крылья старинных мельниц, ветряки современных электростанций и во все времена поднимает в небо воздушных змеев.
Итак, Гаага. Большой серьезный город, особенно он кажется таким после веселого Дельфта. Здесь королевские дворцы и министерства. Солидные здания и широкие улицы. Международный суд, про который регулярно слышим в новостях, тоже здесь. Очень оригинальна архитектура города, здесь все сочетается со всем. Старинные здания с лепными украшениями соседствуют со стеклом и бетоном современных административных и офисных зданий. И здесь же невообразимое сочетание розового камня стен с зелеными, даже скорее салатными, крышами. Интересно подошли в Гааге к строительству здания Министерства экологии. Сделанное из экологически чистых материалов, со строгим соблюдением специальных экологических технологий, оно призвано своим существованием доказать возможность создания таких зданий. А перед новой ратушей вас встречают необычные фонтаны: вода бьет высокими струйками прямо из плит площади, струи то появляются, то пропадают, руководит их появлением компьютер. Можно пройти половину площади и неожиданно оказаться в самой середине фонтана. Сюрприз. И это вовсе не детский аттракцион. Вокруг вполне серьезные учреждения.
Ирина Беляева 20/09/2001
Страницы:
1 2
|
|