Нигерия - это страна во "внутреннем углу" африканского континента, граничит с Бенином, Камеруном и Чадом и Нигером. Состоит из 36 штатов, каждый из которых помимо местного названия имеет еще и некую характеристику. Например, тот в котором столица - "centre of unity", а Лагос в котором мы находимся - "centre of exellence". Город, а точнее мегаполис Лагос, занимает практически всю территорию штата Лагос и состоит из большого числа районов соединеных и разделенных между собой автомагистралями. Один из районов, тоже называется остров Лагос. Нигерия - это самая многонаселенная страна Африки. Население превышает 110 миллионов. Для сравнения, в России сейчас около 147 миллионов.
Люди
В Нигерии довольно много различных народностей и местных национальностей. Самые многочисленные: йоруба (yoruba), хауса (hausa) и ибу (igbo). Многие из йоруба, наиболее многочисленного в Лагосе, имеют интересную отличительную особенность - по три глубоких надреза кожи щек, видимо сделанных в детстве. Хауса - обитатели северных провинций, в основной массе - мусульмане и имеют более европеизированный облик, т.к. являются потомками, а точнее родственниками арабов и ливанцев. Ибу называют африканскими евреями и наибольшее количество торговцев именно этой народности.
Все нигерийцы довольно религиозны. Такого количества и разнообразия церквей, в смысле построек, я еще не видел нигде. Большое количество мусульман, особенно среди хаасу, но в основном христиане, причем самые разнообразные: католики, баптисты, евангелисты, адвентисты и т.д. По выходным, принарядившись, все посещают церковь. Причем службы, проходят, на мой взгляд, достаточно весело, с песнями и оркестром, который наигрывает национальные мелодии.
Кроме того, есть еще интересная секта, которая называется "голубые христиане". Они проводят много времени на берегу океана, молясь за души своих предков, утонувших по пути в Америку в рабовладельческие времена.
Быт
Одной из главных проблем нигерийского быта можно считать периодические, но частые и довольно продолжительные отключения электропитания. Конечно, неприятно сидеть в темноте, но это отнюдь не самая большая беда при этом. Без электричества не работают кондиционеры и вентиляторы, нет подачи воды, т.к. отключены насосы, холодильник бездействует, не говоря уже об остальной бытовой технике. Т.е. без электричества становится настолько жарко и душно, что начинаешь задумываться что лучше, кутаться от холода в России или изнывать от жары под палящим солнцем. Местные жители покупают домой генераторы, разумеется, кто может себе это позволить, ибо стоят они весьма недешево, примерно десять тысяч долларов. Офисы также оснащены ими, причем очень легко судить о размерах и доходах компаний - достаточно посмотреть на их генератор.
С водой тоже не все гладко. Даже в тех домах, где есть водопровод, "государственная вода" поступает с частыми перебоями. Поэтому обязательный атрибут - резервуар, располагающийся либо на земле, либо на крыше дома. Многие покупают воду, которая стоит около $1.6 за 100 литров.
Транспорт
В Лагосе довольно много автомобилей, причем самых разнообразных. От современных и навороченных Мерседесов, Лексусов и Крайслеров, до таких антикварных монстров, что наших гаишников хватил бы удар с летальным исходом. Очень часто отсутствуют фары, стекла, а иногда и целиком двери.
Наземный общественный транспорт для нашего взгляда непривычен и я бы сказал страшен. Он состоит из огромного количества полуразвалившихся микроавтобусов желтого цвета, в основном Фольксваген-Транспортер. По каким маршрутам они движутся, мне так и не удалось понять. Есть предположение, что на остановках маршрут движения каждого просто оглушительно выкрикивается мальчишкой, который также собирает деньги за проезд. Кроме того, есть и автобусы побольше, которые внешне напоминают американские School bus, но в полуразложившемся состоянии "без окон, без дверей" и с деревянными скамейками вместо сидений. По слухам, тормоза у них тоже частенько отсутствуют.
Есть такси, но также такого вида, что садиться в них не очень то и хочется. Более популярным видом индивидуального таксомотора - являются мотоциклы, их обладатели кучкуются на перекрестках в ожидании клиентов. Очень забавно наблюдать, как какая-нибудь крупногабаритная африканская матрона, лихо взгромоздясь за водителем, катит к месту назначения. Идея отнюдь не лишена смысла, т.к. в многочисленных пробках мотоциклы гораздо более подвижный и соответственно скоростной вид транспорта. Есть еще и пассажирские мотороллеры-трициклы, закупленные предыдущим мэром Лагоса в Индии, которые также могут гораздо лучше лавировать в пробках, но, по-моему, они не выдерживают местных условий эксплуатации, а может быть просто не рассчитаны на перевозку 10 человек, как это делают здесь.
Правила движения отсутствуют. Это означает, что каждый едет, как умеет и первым тот, кто смелее. Поэтому целых, не поцарапанных машин, почти не существует. При этом все практически постоянно сигналят, а при перестроениях отчаянно машут руками, чтобы их пропустили. Езда по встречной полосе, также, не считается большим нарушением. Полиция останавливает машины часто, но документами не интересуется, удовлетворяясь мздой в 20-50 найра ($0.2-0.5), причем обычно честно и прямо заявляя о своих потребностях.
Андрей Коновалов 05/01/2000
Страницы:
1 2
|