В низовьях Лены. Якутия



    В низовьях Лены. Якутия / Россия
    // an-2.livejournal.com

    Ну что ж, страсти улеглись, эмоции приутихли, ибо прошло немало времени с нашей поездки. Фотографии уже разобраны, проявлены и пережиты внутренне, воспоминания немного разложились по полочкам, а за окно пришла осенняя хандра... Самое подходящее время, чтобы начать рассказ о нашей летней экспедиции в Якутию, на крайний север России.

    Немногие наши поездки мне доводилось называть экспедициями, да и не каждый, пусть даже крупный поход, можно отнести к этой категории. Однако именно эта поездка стала экспедицией, как минимум, по двум причинам. Первое - конечно же, продолжительность поездки больше двух недель. За меньшее время мы просто не могли бы добраться до столь отдалённых краёв. И второе, самое главное - у этой поездки была конкретная цель, - исследовать Ленскую трубу, уникальное место в низовьях реки Лены.

    Безусловно, это не та экспедиция в широком смысле слова, которую можно было бы сравнивать с подвигами первопроходцев начала прошлого века, когда каждое путешествие в неизведанные места было героизмом. Ведь мы бы не узнали про края, куда собирались ехать, не будь там кто-то до нас. Но и обычным походом эту поездку называть язык не поворачивается. Всё же масштабы чуть большие, пусть и ненамного. А главное, была цель, которая была достигнута, а результаты исследования - получены. Что ж, теперь пора рассказать о том, что же мы там исследовали и о чём узнали. Устраивайтесь поудобнее... Начнём.

    Идеи часто рождаются спонтанно. Помню, после возвращения с Приполярного Урала, мы обсуждали варианты уже следующих поездок, как это нередко бывало - не успеваешь вернуться из одного места, уже начинаешь обсуждать другие. Рассматривалось много вариантов: и Алтай, и Плато Путорана, и хребет Черского... Серёга что-то там говорил про Лену и Якутию, но я тогда больше бредил "Путоранами", уж очень зацепила масштабность и величие края воды. И, если про плато Путорана я хоть немного где-то читал и был о нём в той или иной степени наслышан, то Якутия оставалась для меня большим пятном неразгаданных тайн, неизвестной землёй, чем-то отдалённым и мифическим.

    Между тем, Серёга уже успел вдохновиться отчётами своего известного тёзки Карпухина, исследовал топографические и спутниковые снимки, сделал какие-то наброски по вариантам маршрутов. Мне с моим почти нулевым багажом знаний о плато Путорана и хребте Черского ничего не оставалось, как сдаться под натиском столь тяжёлой артиллерии - я согласился поехать в край, о котором не знал ровном счётом ничего. Фотографий с Ленской трубы в Интернете тоже почти не было, ведь там до настоящего момента мало кто бывал. Неизвестность, безусловно, подстёгивала, и была ещё одним поводом решиться всё-таки на эту поездку.

    В низовьях Лены. Якутия / Россия
    // an-2.livejournal.com

    Россия, республика Саха (Якутия), Булунский Улус. Прямоугольником обозначен исследованный участок Ленской трубы

    В низовьях Лены. Якутия / Россия
    // an-2.livejournal.com

    Подробная карта с прокрутной. На этом участке протяжённостью в 160 километров наиболее интересный рельеф, сформированный в результате движения ледников и воды в реке, а лес плавно сменяется тундрой

    Когда друзья и родственники узнавали, куда я собираюсь поехать этим летом отдыхать, они, мягко говоря, приходили в состояние недоумения. В Якутию? Всего два человека? На байдарке? Плыть по широкой реке с волнами и быстрым течением? Многих эти вопросы пугали. Но только не нас с другом. Все эти расспросы и рассказы о планах были весной, но с приходом лета мы и сами начали понимать, что пора бы готовиться, а то время пролетит незаметно.

    И мы начали думать, искать варианты. Предстояло решить очень много вопросов. Пограничный режим в Тикси, заброска из Тикси до Кюсюра, заброска обратно, причаливание к берегам территории заповедника, защита от белых медведей и кусающих насекомых, и многое другое. Вдобавок ко всему, нас ожидал полярный день и психологические аспекты привыкания к необычному для себя режиму сна и отдыха.

    В этой поездке я впервые оказался за полярным кругом. В последнее время как-то так получалось, что мы каждый последующий поход планировали всё севернее и севернее. Подготовка началась в начале мая при датах экспедиции 16 июля - 2 августа. Мне предстояло вести диалог с Усть-Ленским заповедником по поводу причаливания к берегам охраняемых территорий и взять в аренду спутниковый телефон, Серёга же в это время занимался получением пропусков в погранзону.

    На заглавном фото: мы в правой части кадра, в оранжевых жилетах. Слева рыбаки, которые помогали нам с обратной заброской. Место, на котором сделана эта фотография, особенное: примерно здесь начнётся наша "походная" часть путешествия, здесь же она и завершится. За нашими спинами не Лена, а протока Тас-Ары. Автор фото - Абрамкин Сергей sebram. Всячески советую почитать и его отчёт тоже, ведь гораздо лучше смотреть на одни и те же вещи под разными ракурсами и взглядами. И да, карта с прокруткой тоже его. Цифрами обозначены места наших стоянок.

    Многие меня от этой поездки отговаривали, переживали, что что-то пойдёт не так. У меня и самого была мысль "какого чёрта ты собрался на такой край света". Но как это часто в таких случаях уже бывало, неизвестность манила к себе. Да и некий багаж предыдущих успешных походов вселял уверенность... Ведь выбирались же из разных ситуаций, и тут выберемся. И вновь в качестве основного транспортного средства будет байдарка. В этом году мы уже не в первый раз куда-то с ней выбираемся. На майских праздниках была Ладога, теперь вот, Якутия. Но одно дело везти байдарку в поезде на верхней полке, и совсем другое - в самолёте, с двумя большими рюкзаками в придачу.

    Поиск телефона не занял много времени. А вот общение с заповедником оказалось не таким простым делом. Звонить приходилось рано утром, буквально спросонья, ведь у них там уже в это время рабочий день подходил к концу, и нужно было успеть. Основная загвоздка была в транспорте. У нас до последнего момента не было гарантированного транспортного средства, которое могло бы нас доставить до точки начала маршрута. Но, как-то мало-помалу в процессе переписки и телефонных разговоров мы вышли сначала на вариант с двумя лодками, а потом с одной. Лодка должна была забрать с протоки Тас-Ары в месте её слияния с рекой Кенгдей, а затем доставить прямиком до Кюсюра. Оставалось решить, как мы доберёмся из Тикси до самого Кенгдея.

    И этот вопрос оставался нерешённым даже тогда, когда мы уже прилетели в Тикси. Понятно, что запасной вариант был - радиальный пеший переход через тундру в сторону Кюсюра, потом сплав, и возвращение обратно так же на своих двоих. Сейчас вспоминать и смешно, и грустно, до чего ж наивными мы были. Но из песни слов не выкинешь. Вторым вариантом был сухогруз, который гипотетически должен был идти в сторону Кюсюра. Однако, в процессе общения с заповедником, мы поняли, что с сухогрузами сейчас всё плохо и они все уплыли. Третий вариант - вертолёт. Конечно, не тот вертолёт, который за 750 тысяч в час, а рейсовый, в 150 раз дешевле, но его вылет сильно зависел бы от погоды, количества груза на борту и наличия свободных мест.

    В последнюю неделю перед вылетом из Москвы пропуска в погранзону были получены. Кроме того, дирекция заповедника разрешила нам всё-таки причаливать к берегам охраняемых территорий, но с условием предоставления отснятых фотографий и правом пользования ими. Конечно, мы согласились. Ведь оказаться на территории заповедника и иметь возможность там полазить и пофотографировать - большая удача.

    И вот, байдарка была заранее привезена ко мне в квартиру. Часть вещей мы тоже успели собрать так, чтобы в день вылета оставалось сделать лишь последние штрихи. День вылета незаметно подкрался. Под окнами нас ждало большое такси, в которое мы погрузили всё наше барахло, и поехали во Внуково. Оттуда примерно в 6 вечера самолёт авиакомпании "Якутия" взлетел, облетел Москву с юго-западной стороны и взял курс на восток в сторону Якутска...


    13/12/2016 09:00


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из России

    09.07.21 В течение трех недель будет затруднен проезд к аэропорту Внуково на метро
    07.07.21 Для вакцинированных и переболевших туристов отменены ПЦР-тесты по возвращении в Россию
    05.07.21 У "Аэрофлота" появится платный выбор мест на онлайн-регистрации
    02.07.21 "Россия" удвоила число рейсов Петербург - Нижний Новгород
    26.06.21 "Аэрофлот" начал продажу билетов на рейсы "Победы" из Шереметьево
    02.06.21 "Аэрофлот" второй раз подряд продлил срок действия элитных статусов на год
    01.06.21 Новый вокзал Москвы принес массу проблем пассажирам РЖД
    25.05.21 Новый Airbus A320 neo "Аэрофлота": гид Travel.ru
    24.05.21 "Аэрофлот" определил первые маршруты нового Airbus A320 neo
    19.05.21 "Аэрофлот" будет летать из Москвы в Иркутск пять раз в день летом