Рассказывал я недавно про другую Кубу. Отдохнули там, и надо было двигать дальше: из 980 километров, что между Усть-Нерой и Якутском, прошли всего 240 - меньше четверти. Пилить ещё и пилить!
Едем. По левую руку навстречу течёт река Кюбюме. Через 52 километра случается ещё остановка - у безымянного озерка, прямо напротив впадения в Кюбюме ручья Сурэн. Стоим, курим.
Мы и наш караван микроавтобусов.
Этот парень нам уже встречался раньше, на Брюнгадинском перевале. У него на лбу надпись: "Оймякон - полюс холода", чтоб ни у кого не было сомнений.
А эту парочку мастодонтов-бензовозов мы впервые нагнали здесь. И очень кстати: вскоре они нам пригодятся.
Собственно, в хребет Сунтар-Хаята мы давно вошли - ещё перед Кубой. Впереди его вершины становятся всё выше, обступают дорогу со всех сторон, сжимая речные долины.
Время - полночь. Будет темнее, но совсем ненамного: сейчас время коротких, белых ночей.
Оганьинский хребет, что по правую руку от дороги, особенно красив в сумерках.
Обогнав нас, бензовозы уходят вперёд. За ними устремляется "Мерс", отважный до безумия. Трудно вообразить ту крайнюю нужду, что заставила гнать такую машину по Колымской трассе... Впрочем, жизнь богаче обстоятельствами и ситуациями, чем любые наши представления о ней.
А вот теперь и начинается кино...
На реке Некуляк - одной из немногих по Колымской дороге - нет моста. Просто нет - и всё. В обычное время она вполне проходима, вот только мы попали в необычное - после дождей, в разлив. И призадумались.
Бензовозы, помедлив лишь секунду, самоуверенно прут вперёд. За ними внимательно наблюдают обитатели "Мерса". Оценив навигационную обстановку, решают: пройдём!
"Поедем, красотка, кататься!.."
За "Мерсом" с тревогой наблюдаем уже мы. Если застрянет, то можем не пройти и мы, застрять тут на неопределённый срок.
Тут бесполезно писать в твиттер мэру или звонить в МЧС (мобильная связь всё равно появится только через 200 км). Явление в здешних краях рядовое, и никакой волшебник не полетит сюда в голубом вертолёте перетаскивать нас на другой берег.
"Назад пятьсот, пятьсот вперёд...", как поётся в известной песне.
Ну, допустим, вернёмся на Кубу, где тепло и пища. Подождём пару суток, пока в Некуляке не спадёт вода. Дело житейское... Но до чего ж не хочется! А хочется скорей в Якутск, где горячий душ, где стейк, виски со льдом и неподвижная мягкая кровать вместо миллионов жопотолчков в час (жптч/ч)! А если вода не спадёт и, наоборот, зарядят дожди? Обратно в Усть-Неру?!
...Проскочил, родимый, пролез, шельма этакая!
Вперёд и мы!
Ай!
...Но обошлось. Идём и мы - замыкающими.
Место, где мы только что проскочили, замечательно тем, что это водораздел между бассейнами двух великих сибирских рек - Лены и Индигирки. Кюбюме ещё течёт в Сунтар, который течёт в Кюенте, которая впадает в Индигирку. А вот Некуляк уже впадает в Сеторым, который впадает в Восточную Хандыгу, которая впадает в Алдан, который впадает в Лену.
Вроде, ничего удивительного, и в то же время удивительно: здесь две соседних капли дождя падают в разные реки, и каждая проделывает свой длинный путь (такие разные пути), чтоб обе в конце концов влились в один и тот же Ледовитый океан!
Ну что? Едем дальше.
Но что-то не давало покоя.
Некуляк. Почему такое название? Ни на что не похожее, не якутское, не эвенское...
Некуляк, Никуляк - украинская фамилия!
Почему нет? Особенно если вспомнить прошлое этой дороги. Трассу от Хандыги до Кадыкчана (куда с востока, из Магадана, к тому времени уже дошла собственно Колымская трасса) строили в первой половине 1940-х, почти исключительно - силами заключённых системы Дальстроя (Алданский ИТЛ). Строительства разбили на участки - прорабства. В центрах прорабств и между ними вдоль дороги стояли лагеря.
Вот как раз в районе Некуляка располагался штаб 11-го Кюбюминского прорабства. Хандыгские лагеря ликвидировали, окончив стройку, а название места осталось. Его вплоть до 1990-х годов помнила "генштабовская" карта:
На современных картах уже нет никаких прорабств: стёрлись с лица земли и из памяти.
Многие здешние реки и ручьи до прихода строителей дороги были безымянны. Может, как-то их называли кочевые эвены, да только кто ж их спросил? Вот и нарекали как придётся. Нередко - именами самих же строителей или геологов, золотодобытчиков. Потому-то на Колыме есть ручьи и реки Михалыч и Фролыч, Пахомыч и Петрович, Юрьич и Лукич, Мишка и Панас, Василиса и Инга.
Правда, фамилиями обычно не называли. Но ведь могли? Был, к примеру, на строительстве уважаемый начальник или инженер, прораб Некуляк. Ударник труда, передовик производства. Вольный или из заключённых, досрочно освободившийся. Вот и дали его имя небольшой речке.
Нет у меня другого объяснения.
Кто ты был таков, Некуляк? Из бандеровцев? Полицаев? Власовцев? "Политический"? Или обычный уголовник? Как окончил свои дни? И был ли ты вообще?
Шумит речка, ничего не отвечает.
15/07/2015 08:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Отзыв о поездке: Другая Куба. Ужин с борщом, 2015
- Отзыв о поездке: Якутск. Туман, декабрь 2014
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.