Далянь, китайский город в детальном рассмотрении



    Далянь, китайский город в детальном рассмотрении / Китай
    // ts58.livejournal.com

    Продолжаем знакомиться с приморским китайским мегаполисом Далянем. Ранее мы погуляли по центру и изучили колониальное наследие России и Японии. В этой части приглашаю Вас погрузиться в детали даляньского быта. Никаких общих видов, достопримечательностей и архитектуры. Только транспорт, благоустройство, плитка с бордюрами, граффити и растительность.

    Самое главное, что всегда интересует в быте городов и стран, это конечно транспорт. Львиная доля проблем и вопросов в повседневной жизни связана именно с ним. Словно кровеносная система, транспорт определяет степень возможного благосостояния и ставит рамки для общества. В Даляне, как и в Китае в целом, транспортной системе смело можно ставить "пять" с незначительными минусами. Вот, например, главный вокзал города, расположенный в самом центре. Принимает как обычные поезда, так и скоростные. Вокзал не очень новый, скорее годов 80-90-х. Причём, по идее, когда-то на этом месте был русский вокзал КВЖД:

    Далянь, китайский город в детальном рассмотрении / Китай
    // ts58.livejournal.com

    Зато на севере города есть новейший вокзал, построенный специально для скоростных поездов. Мы как раз на него прибывали, но поздно вечером, так что сфотографировать его не смог. А про "старый" вокзал надо сказать, что он ещё и "двухсторонний". У нас обычно как: либо пути упираются в терминал (если станция тупиковая), либо вокзальная инфраструктура расположена только с одной стороны от путей, как на Курском вокзале в Москве. Здесь терминал находится сбоку от путей, но при этом за путями - не "залинейная часть" и промзоны, а аналогичная привокзальная площадь и примерно такой же терминал:

    Далянь, китайский город в детальном рассмотрении / Китай
    // ts58.livejournal.com

    Насколько я понял, как такового единообразного пригородного сообщения в Китае нет. В качестве пригородных используются поезда дальнего следования (в том числе и скоростные), делающие остановки на промежуточных станциях. Плюс, в местах, требующих такого транспорта (например, больших агломерациях) бывают отдельные сети городских электричек, как бы наполовину метро, наполовину пригородный поезд. В частности, в Даляне подобные ветки протянуты в "новый город" и в Порт-Артур. Выглядит это как московский монорельс - поезда ходят по специальным путепроводам, на всём протяжении приподнятым относительно земли. При этом, даляньский вариант интегрирован в сеть метро: на схемах они указаны в единой системе, да и билеты вроде бы действуют и там, и там одни и те же. Но на деле здесь есть линии именно метро - подземного транспорта в черте города с большим количеством остановок, и пригородных поездов, идущих над землёй на расстояния свыше 60 километров. Около вокзала как раз находится конечная линии, ведущей в "новый" Далянь - огромную по территории часть города, в которой расположены, в частности, деловые кварталы особой экономической зоны, аэропорт и даляньский аналог диснейленда. Находится этот район на значительном отдалении.

    Далянь, китайский город в детальном рассмотрении / Китай
    // ts58.livejournal.com

    Аналогичная ветка надземного метро ведёт и в бывший город Порт-Артур, ныне - район Даляня Люйшунькоу. Ветка очень нужная, т.к. между городскими массивами Даляня и Порт-Артура - километров 40 промышленно-пригородных территорий. Но построили её неожиданно бестолково. Когда что-то подобное делают у нас, прогрессивная общественность хором кричит, что "такое возможно только в России". Дело в том, что конечная этой ветки со стороны Даляня находится уже за городом, около оживлённой трассы. Никакого общественного транспорта к ней не идёт. Т.е. можно конечно сойти с автобуса, движущегося в том направлении, но какой в этом смысл? Легче на том же автобусе доехать до нужного места. По идее, к этой ветке, функционирующей уже два года, должна подходить трамвайная линия (что уже отмечено на многих схемах), но её до сих пор туда не дотянули, что с китайскими темпами строительства очень странно. Да и в самом Порт-Артуре станции расположены не очень удобно. Видимо, "распилы" здесь тоже бывают.

    Есть в Даляне и классическое подземное метро, состоящее из двух веток. Первую линию открыли в 2003-м, вторую - меньше двух лет назад. Пока метро охватывает не весь город, но его продолжают строить. С открытием второй ветки оно уже стало гораздо удобнее, по сравнению с тем, что было раньше. Вот так выглядит вход в метро, совмещённый с подземным переходом:

    Далянь, китайский город в детальном рассмотрении / Китай
    // ts58.livejournal.com

    Парадоксально, но в даляньском метро удивительно свободно и местами откровенно безлюдно. Встреченная нами русская жительница Даляня сказала, что про метро в городе никто не знает. Не очень правдоподобная версия, но никак иначе эту пустоту не объяснишь: наземный транспорт, в том числе - дублирующий ветки метро, забит до отказа. Вестибюль станции и турникеты. Билет считывается при входе, а на выходе ты должен бросить его в специальное отверстие в турникете, чтобы он тебя выпустил. Таким образом, все билеты многоразовые, на память оставить нечего.

    Далянь, китайский город в детальном рассмотрении / Китай
    // ts58.livejournal.com

    Дизайн даляньского метро прост, современен и функционален. Все станции однотипные, никакого декора нет. На фото - перрон одной из станций. Слева Вы видите не поезд, а заградительную стену с дверями, которые открываются только после остановки поезда, как на некоторых станциях Санкт-Петербурга. Сам прибывающий поезд с пассажирами внутри тоже можно разглядеть за стеклом.

    Далянь, китайский город в детальном рассмотрении / Китай
    // ts58.livejournal.com

    Поезда тоже новые и современные. Ходят сравнительно редко - примерно раз в 4 минуты. Внешний вид запечатлеть не удалось из-за заградительных стен на перроне. Как я и говорил, народу мало. Это будний день, Китай, 6-миллионный город, поезда не было 4 минуты:

    Далянь, китайский город в детальном рассмотрении / Китай
    // ts58.livejournal.com

    Зато основной вид транспорта - автобусы - забиты под завязку круглые сутки. Автобусная сеть в Даляне плотная, удобная и развитая. Почти из любой точки можно доехать до какого-нибудь узлового места, где можно при необходимости пересесть на другой нужный маршрут. Стоит недорого - 2 юаня (чуть меньше 20 рублей на момент нашего пребывания). Автобусов очень много совершенно разных моделей. Есть и совсем новые, и уже видавшие виды. Кое-где - большие и вместительные, на некоторых маршрутах - маленькие. Видимо, зависит от пассажиропотоков на направлении. Катается довольно много двухэтажных автобусов, нам даже повезло на таком прокатиться. Если честно, в его салоне оказалось довольно тесно:

    Далянь, китайский город в детальном рассмотрении / Китай
    // ts58.livejournal.com

    Автобусные остановки в основном новые и выдержанные в одном стиле по всему городу. Вместо скамеек - такая вот панель для прислонения пятой точки. Огромное спасибо хочется сказать даляньской администрации за то, что на каждой остановке помимо номеров автобусов указаны их маршруты следования с перечнем всех остановок, продублированные на английском. Если хотя бы примерно представляешь себе название места, куда тебе нужно попасть, выбрать маршрут можно прямо на месте.

    Далянь, китайский город в детальном рассмотрении / Китай
    // ts58.livejournal.com

    10. Касательно пробок - их в Даляне хватает, но всё же город едет. До Москвы ещё далеко:

    Далянь, китайский город в детальном рассмотрении / Китай
    // ts58.livejournal.com

    Не менее важной деталью даляньского транспорта является трамвай. Их в городе всего два маршрута (201 и 202), но они охватывают самые важные районы центра города. По сути, в Даляне одна длинная трамвайная линия, половину которой идёт один маршрут, половину - другой. Но самое главное в даляньском трамвае - это, конечно, подвижной состав 201-го маршрута. Эти красавцы остались ещё от японцев:

    Далянь, китайский город в детальном рассмотрении / Китай
    // ts58.livejournal.com

    И снаружи, и внутри трамвай выглядит аутентично. Светильники, перила, деревянные двери и перекрытия - на всё это невозможно налюбоваться. Ходовые качества, впрочем, тоже видимо остались с начала XX-го века - гремит и трясётся он безбожно. Но это такая мелочь по сравнению с его внешним видом... И что самое главное - их тут не один и не два. Весь протяжённый маршрут, интервалы движения на котором едва ли не меньше, чем в метро, состоит из таких красавцев. Действующих ретро-трамваев здесь почти три десятка.

    Далянь, китайский город в детальном рассмотрении / Китай
    // ts58.livejournal.com

    Добивает ещё и то, что изнутри они украшены тематическими фотографиями из истории даляньского трамвая. Потрясающе! Особенно это удивляет на фоне безразличного отношения китайцев к истории, их любви ко всему новому и современному и прохладного отношения к Японии, оккупация со стороны которой подарила городу эти трамваи. Не знаю, кто в руководстве Даляня оказался столь утончён в своих вкусах, но спасибо ему большое. На фоне стеклянно-пластиковых даляньских фасадов, этот трамвай - настоящий глоток воздуха.

    Далянь, китайский город в детальном рассмотрении / Китай
    // ts58.livejournal.com

    Любопытный факт - весь персонал, обслуживающий трамваи в Даляне, (машинисты, контролёры, диспетчеры) - женщины. Около морского вокзала один из старых трамваев играет роль туристического информационного центра:

    Далянь, китайский город в детальном рассмотрении / Китай
    // ts58.livejournal.com

    На 202-м же маршруте курсируют современные китайские трамваи. Идут чуть помягче, но они уже не "с иголочки", как поезда в метро. Внутри вагоны слегка потрёпанные:

    Далянь, китайский город в детальном рассмотрении / Китай
    // ts58.livejournal.com

    Очередь из китайцев на посадку в 202-й трамвай, в точке стыковке 201-го и 202-го маршрутов:

    Далянь, китайский город в детальном рассмотрении / Китай
    // ts58.livejournal.com

    А вот эту смешную машинку китайская полиция использует как мобильный пост. Очень удобно. Я так понимаю, она оборудована всем необходимым внутри, чтобы выполнять роль опорного пункта в каких-то временных местах скопления людей, например на спортивных мероприятиях. По-хорошему, надо было включать её в рассказ про общие впечатления от Китая, т.к. используется она далеко не только в Даляне, но я благополучно про это забыл.

    Далянь, китайский город в детальном рассмотрении / Китай
    // ts58.livejournal.com

    Очень красивые уличные почтовые ящики:

    Далянь, китайский город в детальном рассмотрении / Китай
    // ts58.livejournal.com

    Отдельного упоминания заслуживает даляньская растительность. Я от ботаники очень далёк, но почему-то мне кажется, что многие деревья и кустарники здесь иные; такие, каких у нас нет. Всё-таки десять тысяч километров от центральной России, Тихий океан, Маньчжурия.

    Далянь, китайский город в детальном рассмотрении / Китай
    // ts58.livejournal.com

    Прошу меня сильно не бить. Догадываюсь, что часть из выложенного вполне может произрастать и в окрестностях Москвы. Но в нашей столице, пожалуй, посреди улицы такой красоты не увидишь:

    Далянь, китайский город в детальном рассмотрении / Китай
    // ts58.livejournal.com

    И этим Далянь хорош. Город действительно зелёный. Конечно, первозданной природы нет, но за своими рукотворными насаждениями китайцы следят внимательно:

    Далянь, китайский город в детальном рассмотрении / Китай
    // ts58.livejournal.com

    Ну и конечно Далянь нельзя представить без цикад. Мы, видимо, попали в какой-то сезон, т.к. всю неделю, пока мы там были, стрекотал весь город. Каждый куст, каждое дерево издавало такие звуки, будто над тобой ЛЭП на 500 киловольт. Я сначала так и подумал. Но нет. Звуки издают вот эти насекомые - цикады. Их тут очень много. Их тушки частенько валяются на асфальте. Какая-нибудь потерявшая ориентацию цикада и на голову может с дерева свалиться. Китайские дети ловят их в пакетики и баночки ради развлечения. Среди взрослых же китайцев есть специальные "сборщики" цикад, которые ходят вечером прямо по центру города, увешанные десятками светящихся коробочек. Видимо, цикад они ловят в них. Как нам сказали, их употребляют в пищу и используют для приготовления лекарств:

    Далянь, китайский город в детальном рассмотрении / Китай
    // ts58.livejournal.com

    С вертикальным озеленением тут тоже всё в порядке, как и в остальном Китае. В этом китайцам нет равных. Видимо, буддистскую любовь ко всяким красивым садикам никаким социализмом не вытравишь:

    Далянь, китайский город в детальном рассмотрении / Китай
    // ts58.livejournal.com

    Буддистские символы соседствуют с капиталистическими:

    Далянь, китайский город в детальном рассмотрении / Китай
    // ts58.livejournal.com

    Про любовь китайцев стричься прямо на улице я уже писал. Они этот процесс даже в памятнике увековечили. Вообще различных памятников и скульптур в Даляне много, но значительная часть из них выполняет функцию примитивного декора. Это у нас почти любой памятник будет гордо стоять на видном месте, на какой-нибудь площади, расчищенной специально для него, будет включён во всякие путеводители. Здесь же они никак не выделены, не обозначены, могут находиться, в нашем понимании, в не лучшем состоянии и в неподходящем месте. Как здесь, например, - посреди торговых точек:

    Далянь, китайский город в детальном рассмотрении / Китай
    // ts58.livejournal.com

    Пример декоративной скульптуры в спальном районе. Она даже по-своему интересна:

    Далянь, китайский город в детальном рассмотрении / Китай
    // ts58.livejournal.com

    А вот овощ с ушами - это уже спорно:

    Далянь, китайский город в детальном рассмотрении / Китай
    // ts58.livejournal.com

    Немного даляньских граффити:

    Далянь, китайский город в детальном рассмотрении / Китай
    // ts58.livejournal.com

    Тут надо сказать, что стрит-арт в Китае явно заказной, муниципальный. Сделано всё чрезмерно художественно и на темы исключительно любви, природы, китайской культуры и патриотизма. В Москве такое полюбили последние несколько лет, особенно к разным праздникам всякие хозяйственные постройки украшать.

    Далянь, китайский город в детальном рассмотрении / Китай
    // ts58.livejournal.com

    Самодельного граффити (зачастую бездарного), каким у нас щедро расписаны все гаражи вдоль железных дорог, в Китае не обнаружил. Видимо, это не в их культуре.

    Далянь, китайский город в детальном рассмотрении / Китай
    // ts58.livejournal.com

    Ещё немного великолепного китайского ландшафтного дизайна:

    Далянь, китайский город в детальном рассмотрении / Китай
    // ts58.livejournal.com

    Внимательный читатель сможет разглядеть рыбку в каменной реке:

    Далянь, китайский город в детальном рассмотрении / Китай
    // ts58.livejournal.com

    Попробуйте посчитать, сколько раз уличные часы встречаются на этом кадре? На самом деле, их в этом сквере было ещё больше, все не влезли. С чего такая любовь к часам?

    Далянь, китайский город в детальном рассмотрении / Китай
    // ts58.livejournal.com

    Коммунистические мотивы на стене дома. Возможно, в здании расположено что-то военное.

    Далянь, китайский город в детальном рассмотрении / Китай
    // ts58.livejournal.com

    Приглядитесь к этой ограде. Она вам ничего не напоминает? Такое ощущение, что китайцы "узаконили" российские дворовые ограждения из отслуживших шин и реализовали их в граните с мрамором:

    Далянь, китайский город в детальном рассмотрении / Китай
    // ts58.livejournal.com

    Район старых китайских трущоб огорожен забором, а то, что забор не закрывает, старательно прикрыто рекламой. Вероятнее всего, здесь скоро будет новый небоскрёб:

    Далянь, китайский город в детальном рассмотрении / Китай
    // ts58.livejournal.com

    Но встречается и вот такой неприглядный жилой фонд. Как видно, здесь по-прежнему живут и наслаждаются жизнью. Пикантность конкретно этого дома в том, что он находится посреди элитного квартала, рядом с пешеходной "японской" улицей. А по духу - на старый Ростов похоже:

    Далянь, китайский город в детальном рассмотрении / Китай
    // ts58.livejournal.com

    Чтобы не быть голословным: буквально через дорогу - вот так:

    Далянь, китайский город в детальном рассмотрении / Китай
    // ts58.livejournal.com

    Надо сказать, косяков в благоустройстве Даляня тоже хватает. Но мне в моих отчётах хочется всё же сосредоточиться на хорошем. Помойки фотографировать в Рунете любителей и так хватает.

    Далянь, китайский город в детальном рассмотрении / Китай
    // ts58.livejournal.com

    Один из даляньских ТЦ удивил подозрительной похожестью на галерею Лафайет в Париже. Не только единым пространством под стеклянным куполом, но и компоновкой расположения торговых точек:

    Далянь, китайский город в детальном рассмотрении / Китай
    // ts58.livejournal.com

    В целом хорошо видно, что Далянь - город скорее хороший. В деталях он не разочаровывает. Но в душу как-то не западает, скучноватый он. В памяти он остался каким-то пластиковым, временным, словно яркий макет города. Это определённо субъективные впечатления, но куда уж от них денешься. Четвёртая часть будет посвящена паркам и зелёным зонам - главной фишке этого города на фоне остального Китая. В этом смысле, в Даляне определённо есть на что посмотреть.

    Источник: ru-travel.livejournal.com
    ts58
    10/11/2016 10:00


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Китая

    29.11.24 "Горячая" линия иммиграционной службы Китая заработала на русском языке
    22.11.24 На Хайнане будет запущен новый туристический поезд
    15.11.24 S7 Airlines снова будет летать из Иркутска в Шанхай
    13.11.24 Hainan Airlines будет совершать рейсы между Владивостоком и Сианем
    07.11.24 Uzbekistan Airways проводит однодневную акцию на избранные направления
    06.11.24 Belavia открывает регулярное сообщение между Минском и Урумчи
    27.10.24 Uzbekistan Airways будет выполнять рейсы из Ташкента в Ханчжоу
    Hainan Airlines начала летать между Владивостоком и Пекином
    Группа "Аэрофлот" в зимнем расписании будет совершать рейсы по 33 новым направлениям
    05.09.24 "Аэрофлот" совершает рейсы на Хайнань из Владивостока, Хабаровска и Новосибирска