Прогулка по псковскому району Завеличье с домонгольским Мирожским монастырём XII века (XII века, Карл!), парку псковских десантников, парку-дендрарию, разбитому при содействии Латвии и видами этого района через реку Великую - обо всём этом в данном репортаже.
Старообрядческая Церковь Николы от Каменной ограды XVI века. С 1947 года здесь находится община Псковской старообрядческой церкви Поморского согласия. Это единственный действующий храм староверов в Пскове. Сама Никольская церковь типично псковских пропорций, одноглавая и одноапсидная. Интерьер бесстолпный, с интересной системой взаимно-перпендикулярных подпружных сводов, несущих световой барабан.
Корпус Псковского государственного университета в здании бывшего мужского духовного училища 1891 года постройки.
Церковь Климента папы Римского XIV-XV вв. постройки. Храм поставлен на подклет, имеет одну главу, три апсиды, четырехстолпный четверик с повышенными подпружными арками. На фасадах - лопатки, апсиды и барабан украшены поребриком и бегунцом.
Храм Александра Невского 1907-1908 гг. постройки для 96 Омского полка по типовому проекту воинского храма, составленному инженером Ф. Вержбицким в стиле эклектики.В архитектурном отношении церковь уникальна: это редкий для Пскова храм в так называемом "русском стиле" 20 века (поздняя эклектика). Бесстолпный, трехчастный в плане, вытянут по оси: от пятигранной апсиды (со световым граненым барабаном и куполом) - до высокого протяженного основного объема трапезной и притвора с восьмигранной, возвышающейся над ним, шатровой колокольней.
Поэзия бытия.
Библиотека.
Заброшенный штабной флигель Омского пехотного полка.
Псковский парк-дендрарий, созданный в рамках программы приграничного сотрудничества России, Эстонии и Латвии под эгидой Европейского Союза в 2007-2013 гг.
Там действительно красиво.
Мемориальный комплекс псковичам и псковского гарнизона, погибших во 2 половине XX века при выполнении боевых задач, открытый в 1996 году на территории "военного городка"
Утки, река Великая и ТЭЦ на противоположном берегу.
Мирожский Завеличский монастырь 1156 года, знаменитый благодаря единственным на Руси по степени сохранности домонгольским фрескам соборного храма.Монастырь был одним из культурных центров города, здесь велась псковская летопись, он имел библиотеку, мастерскую переписчиков (скопировавших, в частности "Слово о полку Игореве"), и иконописную мастерскую. В 1581 г. во время Ливонской войны Стефан Баторий установил на колокольне монастыря пушки, из которых стрелял по городу.
Колокольня и надвратная церковь Святого Стефана XVII века.
Самый древний сохранившийся храм Пскова - Спасо-Преображенский Собор, возведённый в 1156 г. по велению и на средства новгородского епископа Нифонта, имеющий уникальный для древнерусского искусства архитектурный тип,выстроенный в греко-византийском стиле. Храм украсили уникальные фрески, сохранившиеся до нашего времени в очень хорошем состоянии. Это "Спас на престоле" (в центральной апсиде) и "Тайная вечеря", в алтарном своде размещена композиция "Преображение", а одной из самых красивых фресок собора стала сцена "Благовещение", сложная по композиции сцена "Страшного суда", уникальная по исполнению фреска изображающая "Положение во гроб". Фрески Спасо-Мирожского монастыря - один из ценнейших памятников древнерусской живописи, они находятся под особым покровительством ЮНЕСКО.
Центральный объём здания имеет форму равноконечного креста (восточная ветвь его полукруглая, так как заканчивается алтарной апсидой), к которому по углам примыкают низкие компартименты: два прямоугольных с запада и две малые апсиды с востока. Таким образом, первоначально храм имел снаружи чётко выраженную крестообразную форму. Расписан сверху донизу в 30-х и 40-х годах XII века неизвестными мастерами, выходцами из Греции. Уникальность фресок - в высоком художественном качестве, в продуманной иконографической концепции, а также в том, что сохранился практически весь комплекс росписей. По стилю они не имеют хронологических аналогов в России и напоминают византийские мозаики в некоторых храмах Сицилии того же XII века. Центральное положение в композиции занимает тема соединения в Боге-Сыне божественной и человеческой природы и Его искупительной жертвы, её раскрытию подчинены все узловые моменты храмовой декорации. Кульминационными в композиции являются Деисус в конхе алтаря и гигантское купольное Вознесение. Тема искупительной жертвы определяет содержание сводов и люнетов храма. Среди этой группы фресок особенно выделяется "Оплакивание Христа" (на северной стене). Третий сверху регистр посвящён чудесам Христа. Два нижних регистра росписей основного объёма отведены под фигуры святых пророков, воинов, пресвитеров, монахов и т. д. Надписи (на греческом языке) редки, вследствие чего подавляющее большинство образов не идентифицировано. Среди идентифицированных воины Сергий и Вакх, целители Пантелеймон, Кир и Иоанн, (редко изображаемые) мученики Ромул и Евдокий, персидские святые Акепсим, Аифал и Иосиф, преподобные Никон и Ефросин.
Настоятельский корпус XVIII_XIX вв. и дореволюционная мостовая.
28/11/2017 11:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Регионы: Псковская область
- Города: Псков
- Отзыв о поездке: Псков. Район Завеличье, март 2016
- Отзыв о поездке: Псковский Кром, весна 2016
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.