Начну пост о собственных впечатлениях от Пскова и области, которые я записывал в тетрадь в конце каждого дня. Ощущение того, что попал в другую страну, типа Молдавии и Зап. Украины. Судя по отзывам путешественников, очень добродушные и открытые люди там, пусть и небогатые... К сожалению , ощущение бедности не покидало меня везде там, да, везде история, там просто обилие истории . Кстати, люди многие могут сами рассказать и подсказать, куда сходить и что увидеть.
Нужно упомянуть такой факт, что население Псковской области в нынешний границах до 1917 года составляло 1,800,000 человек, сейчас 640,000. Ситуация с отъездом оттуда сравнима с миграцией из районов Крайнего севера и Чукотки. Область во многом уничтожена войной, после этого почти ничего не строилось из индустрии. Сейчас Псковщина- это царство магазинов экономкласса, продуктовых, магазинов одежды, эконом сегмент почти на 60% из увиденных торговых заведений
Там самый дешёвый интернет в клубах, всего 8 рублей за 30 минут (по российским меркам), почти как в Египте. Очень дешёвый общепит, бензин на 2 рубля дешевле, чем в моей Брянщине, междугородний транспорт на 30%.
С одной стороны, восхитительная степень развития пригородного автобусного движения, с другой стороны отменено большинство электричек по всей области ( что очень плохо).
В области прекрасные дороги, правда я видел только федеральные трассы, но также в хостеле сказали, что и рядовые дороги в такое же состоянии. Молодежь Псковщины уезжает в Эстонию , в Петербург и Москву. Сами псковичи считают, что после войны именно в результате миграции в столицы, выходцы из оттуда обогатили культурно-научный уровень Москвы и Петербурга При этом, я ещё нигде не видел настолько вежливых людей в России, когда даже т.н. "гопник" пожелал приятного просмотра города. В библиотеках везде помогали - такого в РУДН вообще не догадывался, что так можно.
В Пскове 44 храма , из них 30 действующих, обратил внимание, народ туда ходит, причём не бабульки, а даже большая часть молодёжи. В Пскове в Средние века сложилась своя, самобытная и ни на что не похожая архитектурная школа. Отличить псковский храм просто: отсутствие богатства внешней отделки, нет множества куполов, украшенных разноцветными изразцами, мозаик и росписей - всего того, чем славится столичная храмовая архитектура. Вместо этого - строгость и благородство форм, северная суровость и аскетизм. Скупой и сдержанный декор: пояски "бегунца" и "поребрика" на апсидах и вокруг барабана всегда единственной главы церкви.
Стены выложены из местного известняка, который не полировался и даже не обтёсывался гладко; неровные поверхности фасадов, обмазанные штукатуркой и выбеленные, выглядят как живая прихотливая ткань, на которой в сумерки играют тени и в разное время суток и года отражаются закаты, рассветы, зимние снега и светлое северное небо. ощущение монументальности достигается не громадным масштабом (он как раз соразмерен человеку), а выверенным сочетанием объёмов и благородством пропорций.
Храмы Пскова славятся не только внешним видом, но и особым "голосом": по всей России известны отлитые во Пскове колокола, висящие не на башнях-колокольнях, как это принято повсеместно, а в характерных для архитектуры Пскова звонницах - отдельно стоящих сооружениях в виде стены с прорезанными в ней проёмами "под колоколы". А в толще церковных стен скрываются голосники - специально вмурованные глиняные сосуды, обращённые горлом внутрь храма. Благодаря им каждое слово, прочитанное или спетое на литургии, слышно отчётливо и ясно, а пение под сводами такого храма - это услада слушателю и радость певчего.
Все храмы Пскова имеют имена - не просто по святому или церковному празднику, которому они посвящены, но исторические названия, связанные с окружающей местностью средневекового города или происшедшим в его богатой истории событием. К примеру, Храм Успения с Жабьей Лавицы или церковь Николы Со Усохи или Козьмы и Дамиана с Примостья.
В этом репортаже мы совершим прогулку по такому району Пскова, называемому Завеличье, названному по расположению на противоположном от исторического центра берегу реки Великая. Численность населения нынешнего микрорайона города составляет почти половину от всего города - около 98,4 тысяч человек из 207,8 тысяч псковичей на момент 2015 года. Первое упоминание в псковских летописях относится к 1323 году. Согласно письменным источникам, в XIV веке Завеличье имело жилую (дворовую) застройку. Из-за частых немецких нападений на Псков, при которых Завеличье первым принимало удар, развитие этого района было весьма медленным. Только в 1417-1418 гг. улицы этого района города были замощены.
Анастасиевская часовня у Ольгинского моста стала первым увиденным мною объектом, после того, как я проснулся, собрался и вышел поутру из хостела. Храм был сооружён в 1911 году по проекту архитектор А. Щусева в стилизованных формах древнепсковской архитектуры. , внутри которого находятся фрески художника Н. Рериха.
Театр кукол напротив Анастасиевской часовни и недостроенной гостиницы.
Сама гостиница.
Палаты XVII века во дворе дома купца Батова в начале Рижского проспекта.
Немного нуара. Псков в ноябре - это 50 оттенков серого от серой штукатурки-плинфы, серого неба, тёмной реки. Я лично люблю серость, которая помогает размышлениям.
Пароменская улица.
Здание лицея.
Домики на Интернациональной улице.
Церковь Успения у парома 1521 года постройки с отдельно стоящей звонницей от основного храма с деталями псковского декора: аркатурным поясом, поребриком, бегунцом на барабане и на апсидах, лопатками на фасадах. Маленькие глухие главки приделов активно участвуют в игре масштабов.
Поймал момент.
Недавно возведённая по псковским меркам в 1999-2000 гг. часовня Ольги Равноапостольной архитектора А. Красильникова. Согласно легенде, именно в этом месте княгине Ольге, первой христианке на Руси, явилось видение трех солнечных лучей над Кремлем, после чего по её распоряжению было построено первое деревянное здание Троицкого Собора ( на снимке на противоположном берегу это уже четвертое здания одноимённого Собора). Возведя собор, Ольга, по преданию, поставила в память об этом событии на месте нынешнего храма дубовый крест.
Псковский Кром и Троицкий Собор напротив района Завеличья и Ольгинской часовни
Домонгольский Храм во имя Рождества Иоанна Предтечи 1124-1127 гг., возведённый новгородскими мастерами. из местной известняковой плиты и кирпича - плинфы. Четырехглавый с посводным (позакомарным) покрытием. Позакомарное покрытие, три главы шлемовидной формы, шесть столпов в интерьере указывают на новгородскую домонгольскую школу. (Псковские - двухпролетная звонница и притвор - появились позднее).
Здание общежития рядом с храмом.
На территории Мироносицкого кладбища
Кладбищенская Церковь жён Мироносиц 1546 года постройки. Известный исследователь древней псковской архитектуры, Владимир Седов связывает Мироносицкую церковь с псковско-московской традицией: "сведенные" (т.е. переселенные), освоившиеся в городе москвичи в 16 веке создают новое направление в традиционном псковском зодчестве. Мироносицкий храм весьма именит и занимает особое место в псковской культуре, знаменуя новый этап ее развития.
Памятник княгине Ольге напротив Рижской гостиницы. Продолжение в следующей части.
22/11/2017 09:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Регионы: Псковская область
- Города: Псков
- Фоторепортаж: Псков. От пешеходного до Кузнецкого моста и обратно, 25.07.2017
- Фоторепортаж: В Псковской стороне. Псково-Печерский монастырь, 18.06.2017
- Фоторепортаж: Псков, 13.06.2016
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.