Давно хотел побывать в Индии, и вот представился отличный повод - мой коллега Викрам родом из Индии и он пригласил нас на свадьбу! Конечно же, мы согласились и несколько дней назад прилетели в Ченнаи. Про город я еще напишу позже, а пока про саму свадьбу
Я и подумать не мог, что индийская свадьба - такое большое и сложное событие! Дело еще в том, что жених и невеста - брахманы, высшая варна (сословие) в Индии. В религиозном смысле они самые "приближенные к богу", и свадебные мероприятия должны соответствовать древним традициям. Раньше брахманы занимали большинство государственных должностей, но сейчас кастовость теряет былое значение, закон не делает между ними различий, уже даже был президент из "неприкасаемых", низших каст. Но и сейчас семьи брахманов учитывают кастовость, когда выбирают супругов для своих детей (да-да, решение все еще принимают родители), хотя бы из уважения к старшим, которые помнят времена, когда касты имели большое значение.
Сегодня пост только про первый день свадьбы. На первом фото жених с невестой, с сестрой невесты и подругой.
Но начнем с начала. Для свадьбы арендовали большой зал человек на 500. Когда мы пришли на место, еще не было 9 утра, но ритуалы уже начались. На фото невеста, справа отец. Остальные сидящие люди - жрецы. Вся эта группа находится справа от сцены. В былые времена первые церемонии начинались за недели до свадьбы, но сейчас ни у кого нет на это времени, и все упаковывают в несколько дней.
Гости. Людей пока немного, человек 30 пришли посмотреть. Я думаю, дело в том, что все местные уже видели эти процессы тыщу раз, ничего нового там не происходит. Гости на этом этапе практически не участвуют в происходящем.
Уверен, обо всех ритуалах, происходящих в дни свадьбы, можно написать тома книг. Сейчас же никто толком не понимает, что происходит. Поэтому нужны жрецы, которые точно знают, какие фрукты и лепестки куда нужно переложить, что поджечь и когда потушить.
Все ритуалы первого дня сводятся, грубо говоря, к поиску благословления богов на вступление в брак. На сцене сидит жених. Справа от него отец, вокруг тоже сидят жрецы. Жених и невеста пока готовятся совершенно отдельно друг от друга.
Дядя невесты надевает на нее венок из цветов. Такой же венок уже надет на жениха. Это важный момент, потом жених с невестой этими венками обменяются. Впрочем, их количество будет только возрастать.
Раньше основные свадебные мероприятия могли продолжаться неделю, но сейчас люди сокращают программу. Во-первых, все это очень дорого. Представляете, просить 15 жрецов читать молитвы несколько дней? А еще кормить бесчисленное количество гостей, арендовать помещение, и так далее. И потом, с глобализацией значение этих процессов теряется, люди перестают понимать, зачем это нужно. Впрочем, последнее это уже мои догадки.
Прошло часа два, ритуалы продолжаются. Родственники иногда тоже принимают участие, произносят молитвы. Заметьте, у жениха отметины на чакрах на плечах.
Перед сценой стоят фигурки. Слева нарисован Ганеша, индуистский бог мудрости, благополучия и покровитель талантов. Справа написаны имена жениха и невесты - Викрам и Аишварья.
Один из священников с шикарной прической.
Важные гости на первом ряду. Из бумажных чашечек пьют традиционный "фильтр-кофе" южных регионов Индии - специальным образом приготовленная смесь кофе, сахара и молока.
Подружки невесты пилят селфи. Все очень красиво одеты.
Еще гости. Обожаю индийские наряды - очень красочные и разные.
Еще один прекрасный жрец, читает молитву. Он задавал ритм для всех остальных.
Жених обменивается какими-то полотенцами со священнослужителями. Я пытался понять, что происходит, но сдался.
Стол с подарками.
Жених фотографируется со своей бабушкой. У нее еще был день рождения в тот же день. Кстати, день свадьбы тоже выбирается не случайно, священники подсчитали его по каким-то хитрым формулам в зависимости от дней рождения и даже времени рождения жениха и невесты.
Жених с родственниками лежит на полу, пока жрецы благословляют женитьбу.
Важный родственник невесты (вроде бы старейший) благословляет ее на замужество. Потом гости кидаются в жениха и невесту рисом, также для благословления.
Невеста!
Музыканты. В важные моменты им подавали знак, и они играли что-нибудь торжественное.
Женщинам предлагалось разрисовать руки хной. Удивительно, как ловко они это делали. Разрисовать одну ладонь - каких-то пять минут.
В конце утренней части родственники на сцене поют песни и молитвы.
Обед! Первая часть ритуалов закончена, гостей приглашают покушать в другой зал, где расставлены столы, служащие ходят раздают еду.
У каждого служащего свое ведро с едой, проходя мимо они кладут на банановый лист небольшую порцию. Потом можно попросить добавки, но нам и так хватило. Все едят руками, хотя на всякий случай выдали по ложечке. Справа от меня сидел человек, который с большим наслаждением все смешивал в одну большую кучу, жамкал еще все это руками и потом ел. Было вкусно!
Вечерняя часть. Жених и невеста уже сидят вместе на сцене и проводят совместные обряды. Оба переоделись, жених так вообще в современном костюме. Вокруг стоят родители и другие родственники.
Гостья.
Народу собралось уже прилично. Не всем видно, что происходит на сцене, поэтому специальный человек с камерой ходил рядом с основными участниками, а изображение транслировалось на большие мониторы. Вообще обстановка очень расслабленная, гости сидели смотрели, часто общались между собой. Иногда некоторых звали на сцену, если их участие было важно.
Желающим раздают закуски и кофе.
Довольный жених.
Здесь должна быть часть, когда жених едет на белой лошади, а все вокруг поют и танцуют. В современной версии жених едет на машине с открытым верхом вместе с кучей детей :)
Проезжают несколько метров и останавливаются у небольшого храма прямо на той же территории, где основной зал. Там было столько народу, что я не протиснулся, но идея такая, что жених просит у богов благословления на брак. Потом так же на машине возвращается ко входу в зал, где продолжится церемония.
Пока жених общается с богами, гости стоят в сторонке. Зонт в машине тоже имеет какое-то особое значение.
Дети особенно прекрасны в индийских праздничных нарядах.
Невеста снова переоделась, в красивое бирюзовое сари. Фотография с другом семьи.
Прошло часа три, и в конце церемонии, конечно же, танцы! Специальное время, когда гости могут выйти на сцену и исполнить какой-нибудь номер для жениха и невесты. А здесь сама невеста танцует вместе со своими подружками.
Красиво! Знал бы заранее, что планируется такое, тоже приготовили бы что-нибудь, но в европейском стиле, чтобы разбавить индийские танцы.
Двоюродная сестра невесты поет. Кстати, картину Ганеши на сцене нарисовала невеста.
Ужин! Давали индийские блюда с севера и юга, наверное с два десятка разных названий, ни одно из которых я, конечно, не запомнил. Один из гостей сказал мне, что всем это очень по нраву, потому что люди хотят попробовать еду из других регионов.
Здесь формат немножко другой. Дают тарелку с банановым листом, а блюда стоят по периметру, можно ходить и выбирать понравившиеся.
Жених тоже переоделся, в "шервани" - длинный пиджак примерно до колен с пуговицами до пояса. Справа сестра и друг невесты.
Невеста с женихом наконец вдвоем. Ближе к 11 вечера все расходятся домой, кроме главных участников - они остаются в номерах здесь же, где проводится церемония. На следующий день запланировано основное событие.
Во второй день происходит основная церемония - собственно, к середине дня наши друзья уже будут мужем и женой. Второй день подряд мы рано вставали, чтобы быть на свадьбе к 9 утра. На свадьбу - как на работу!
Но все по-порядку. Первые три часа продолжаются обряды. Жених снова на сцене в венках и традиционной одежде, читают молитвы:
На сцене ночью соорудили нечто, в первый день оформление было попроще. Все украшено венками из лепестков.
Посмотреть самую важную церемонию пришло много желающих, намного больше, чем в первый день.
Невеста еще раз переоделась. На этот раз она одета в сари, подаренное семьей жениха. Это девятиярдовое сари, которое носят замужние женщины.
Финальная часть. Здесь отец "передает" дочь будущему мужу, невеста сидит на коленях у отца, пока священники поют песни с призывами жениху хорошо заботиться о невесте.
Жених держит поднос с Мангалсутрой, священным ожерельем специально для таких случаев. Всего их два, одно со стороны семьи жениха, другое - от семьи невесты.
Поднос отдается священнику, а тот возвращает жениху мангалсутру обратно, чтобы надеть на невесту.
Момент, когда жених надевает на невесту мангалсутру, и считается моментом вступления в брак. По традиции, это ожерелье женщина носит всю жизнь и если оно ломается или теряется, это считается плохим знаком. Впрочем, сейчас этого правила придерживаются не все.
Викрам и Аишварья теперь женаты, но это еще не все! Обряды продолжаются, теперь жених держит руку невесты и произносит брачные клятвы и молитвы Агни, богу огня и семейного очага, Сарасвати, богине мудрости, знания, искусства, красоты.
Супруги накрыты полотном, которое символизирует дом и семью. Теперь вместе они должны о нем заботиться. Не знаю, что они льют на руки, жених тоже точно не вспомнил :) но это тоже символизирует каким-то образом домашние дела.
Обряды продолжаются. Муж и жена делают семь шагов вокруг священного огня. Причем каждый шаг муж берет рукой стопу жены и переставляет ее вперед, параллельно читая ведические мантры для божественного благословления.
Все важные обряды наконец закончены, можно фотографироваться с гостями. Все расходятся на обед, чтобы вечером прийти на прием.
Вечерняя часть очень расслабленная. Музыканты без перерыва играют радостную музыку.
Молодожены снова переоделись, многие гости тоже. Много людей в современных костюмах.
Гости выстраиваются в очереди на сцену, чтобы поздравить молодоженов и их родителей, заодно сфотографироваться вместе. Судя по количеству конвертов, часто дарят деньги...
Ужин! Формат тот же, что и в первый день - гости набирают себе разную еду на поднос с банановым листом, садятся за любой стол. Многие едят руками, как эта мама кормит не очень довольного ребенка :)
А это десерт, который мы ели как-то в уличной лавке (чего делать вообще-то не рекомендуется). В лист накладываются разные сладкие штуки, все это сворачивается в небольшой кусочек и целиком кладется в рот.
В конце вечера, конечно же, танцы! Участники этого танца, друзья молодоженов, рассказывали мне заговорщически: "у нас в 9 вечера будет флешмоб, мы все в разных концах зала внезапно начнем пританцовывать, потом соберемся в центре и пойдем на сцену".
На сцене они берут на руки жениха и танцуют вместе с ним.
Все заканчивается дружным хороводом.
Напоследок жених с невестой фотографируются вдвоем. А то все с гостями да с гостями. Кстати, оцените количество браслетов на невесте!
Вот такая свадьба! Потом гости расходятся домой. Причем никакого алкоголя не предусмотрено, на ужине только вода, а в зале разносили только кофе и арбузный сок. Может быть кто-то из гостей потом и пошел в бар, но это уже совершенно неофициальная часть. Как вам индийская свадьба?
03/10/2017 09:00
Материалы по теме
- Страны: Индия
- Города: Ченнаи (Мадрас)
- Отзыв о поездке: Традиционная индийская свадьба в Гоа, Новый год 2014
- Отзыв о поездке: Индийская свадьба, 2013
- Фоторепортаж: Варкала: наша индийская свадьба и 2000-летний храм Вишну, 27.05.2013
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.