Из аэропорта Нарита мы доехали поездом до станции Уэно... Станция названа по имени знаменитого парка, его часто сравнивают с Булонским лесом в Париже. Парк особенно хорош, когда цветет сакура.
Первое знакомство с японскими храмами. Большими и маленькими, с синтоистскими ториями, с буддийскими воротами и пагодами.
И знакомство с японцами. Цветение сакуры для них - один из главных праздников. Обожают друг друга фотографировать. А вдоль аллей, под цветущими деревьями, отмечены места циновок для пикников. Места занимают с утра. Большие компании - это чаще всего сослуживцы, иногда семьи, редко - парочки влюбленных. Приносят сакэ, нехитрую еду - и пируют. Весело, но тихо, никто никому не мешает. И удивительно чисто вокруг. Ну, о японской чистоте надо будет поговорить отдельно.
В парке Уэно есть еще и знаменитый токийский зоопарк с очень милыми пандами, смешными обезьянками и прекрасными фламинго. Есть несколько известных музеев. Правда, на музеи сил у нас уже не осталось.
Токио. День второй
Еще дома заказали индивидуальную экскурсию по Токио. Целью была не только и не столько экскурсия: к гиду было много чисто бытовых вопросов - от покупки билетов в метро до заказа ужина в ресторане. Уж больно противоречивы были советы в интернете. Хотя большинство страхов развеялись уже в первый день.
И всё же было желание получить от аборигена еще несколько советов и общее представление о ментальных и культурных кодах японцев. Забегая вперед, скажу - всё удалось, в том числе получить первое представление о "загадочной японской душе".
Первая остановка экскурсии - старейший буддийский храм Сэнсодзи (Sensoji), его чаще называют храм Асакуса Каннон (Asakusa Kannon) По легенде в 628 году два рыбака выловили в реке Сумида золотую статую богини Каннон. Деревенский староста, усмотрев божественное происхождение статуи, принес ее в свой дом, который объявил храмом богини. В 645 году на месте дома старосты построили величественный храм, несколько позже другие небольшие храмы и святилища, великолепную пятиярусную пагоду. К сожалению, во время войны, в 1945 году от храма, как и от всего Токио, мало что осталось. Но благодаря искусным мастерам, воссоздавшим всё до мельчайших деталей, нет ощущения новодела. Но все по порядку, т.е. с начала. А начало любого японского храма - это ворота. Свернули с широкого современного проспекта Асакуса дори, и перед нами - большие ворота Каминаримон, Ворота грома. Слева и справа - стражники: повелитель ветров Фудзина и повелитель грома Райдзина. Посередине огромный красный бумажный фонарь. Дальше... столпотворение: к храмовому комплексу (с еще одними воротами) ведет улица с длинными рядами торговых лавок. И если вам не надо срочно, вот прямо здесь, купить благовония, амулеты, сувениры, - к следующим воротам лучше пройти по параллельной улице. На главную дорогу к храму мы вернулись возле вторых ворот Ходзомон, слева за ними пятиярусная пагода, дальше - большая площадь перед храмом. Здесь курительница с благовониями. Согласно буддизму, для духовного очищения и исцеления необходимо вдохнуть поднимающийся дым. Рядом фонтан дракона, где зачерпнув воду специальным черпачком, нужно провести обряд омовения.
Всё, можно подняться по лесенке к главному залу, бросить монетку в специальный ящик, хлопнуть два раза в ладоши, чтобы "наверху" вас услышали, и попросить о чем-то..
Теперь, после того как выполнена обязательная программа, можно неспешно прогуляться, подойти к другим, небольшим храмам, полюбоваться разноцветными карпами в пруду, причудливыми мостиками. Если повезёт - увидеть жениха и невесту в классических нарядах. И удивиться японской, как сейчас модно говорить, толерантности. В Японии две господствующие религии - синтоизм и буддизм. Исконной считается синтоизм (синто - путь богов). Основная концепция - всем сущим на земле управляют божества ками, которые воплощаются через природу - солнце, горы, животные... Каждое синтоистское святилище (дзиндзя ) - это обитель одного или нескольких ками. У синтоизма нет основателя, нет даже строгих канонов. Буддизм, зародившийся в Индии, пришел в Японию в 6 веке. Две религии прекрасно уживаются друг с другом (за исключением периода Мэйдзи (1868 - 1912 гг.). Например, свадьбы, как правило, проводятся по синтоистскому обряду, а похороны - по буддийскому. Вот и на территории буддийского храма Сэнсодзи есть и синтоистское святилище Асакуса дзиндзя. Оно посвящено памяти тех самых трех рыбаков, нашедших статую Каннон в реке, и старосты деревни, давшего этой статуе приют в своем доме.
Как-то незаметно пролетели 3 часа, и пора на катер. В пяти минутах ходьбы от храма Асакуса Каннон - причал на реке Сумида. Мы проплываем на катере вдоль берегов с цветущей сакурой под мостами, каждый из которых окрашен в свой цвет. И через полчаса выходим в Уединенном дворцовом саду Хама (Hama Rikyu Garden). Сад был разбит в 17 веке, раньше он принадлежал военным правителям, сёгунам, затем императорской семье и использовался для приёма почетных гостей. Но вот уже без малого 100 сад лет открыт для всех. Это типичный японский сад с самыми разными деревьями, с прудами и утками. Когда-то их специально разводили для императорской охоты, сейчас они мирно проплывают между отражениями небоскребов. В саду растет самое большое дерево Токио - 300-летняя черная сосна. Ёё раскидистые ветви приходится подпирать огромными бревнами. И, конечно, повсюду - цветущая сакура.
В центре сада на небольшом острове уютный чайный домик, где мы впервые приобщились к таинству под названием "чайная церемония". Это уже потом, в Киото и Химедзи, мы поняли, что в Токио, в саду Хама, у нас была сокращенная, туристическая церемония. Но и здесь все было вкусно, интересно и... нелегко. Сидеть, как японцы, на коленях, с упором на пятки непривычному европейцу тяжело. Правда, для туристов - "гайдзинов" делают поблажку: разрешают слегка поменять позу и упереться на локоть.
Недалеко от выхода из сада остановка монорельса. Важное (для человека с камерой) отличие монорельса от метро - нет машиниста. Японцы, услужливо расступаются, чтобы вам было удобно снимать.
Монорельсом очень легко добраться до острова Одайба.
В 19 веке в оборонительных целях была создана цепь искусственных островов. До наших дней сохранилось лишь два. И в начале 90-х прошлого века по замыслу тогдашнего мэра Токио Сюнъити Судзуки Одайба стал превращаться в остров будущего. Уже была подготовлена инфраструктура, но следующий мэр отменил все грандиозные планы и распродал частным корпорациям, практически за бесценок, площадки, уже готовые для строительства. В итоге сейчас это самый перспективный район Токио. Здесь всё самое-самоё: самый большой в Японии выставочный зал, самое высокое колесо обозрения, гигантский развлекательный комплекс Аква Сити и самые роскошные отели. Рядом со станцией монорельса в Одабайа и причудливым зданием телекомпании Фуджи - единственный в Токио пляж. Здесь же Радужный мост. Так его назвали из-за разноцветной ночной подсветки. На мост лучше всего смотреть со смотровой площадки, которая совсем рядом - надо пройти вдоль пляжа метров 300. Ступив на мост, мы оказались... в Нью-Йорке. Да, не зря Радужный мост сравнивают с Бруклинским мостом. Очень похож. А чтобы сравнение с Нью-Йорком было совсем неизбежным, рядом... статуя Свободы. Точная копия американской, правда, уменьшенная в 4 раза.
Мы еще немного прогулялись по Одабайе. Из-за пасмурной погоды пришлось отменить катание на колесе обозрения. заглянули в демонстрационный зал компании "Тойота", где можно даже прокатиться на самых последних моделях. В очень популярный у туристов "Оэдо Онсэн", комплекс горячих источников, стилизованный под старый Эдо, не пошли. Вместо этого решили вечером еще раз пройтись по улочкам настоящго старого Токио. Хоть и осталось их всего несколько. Снова подошли к храму Асакусы. И оно того стоило.
Можно было спокойно, не расталкивая коллег-туристов разглядеть статуи Хранителей грома и ветра в огромных воротах Каминаромон. Подсветка делает их по-настоящему грозными. Почти безлюдные старые улочки вечером выглядят совсем иначе. Красиво, тихо, спокойно. Советы
1.Как добраться в Токио из аэропорта Нарита. Отбросим такси и лимузины - дорого и долго. При входе в зал прилёта есть стойка продажи билетов на поезд. Есть три типа поездов: Нарита-экспресс - до вокзала Токио 74 мин. Самый быстрый и самый дорогой: билет 3020¥ (иен) (29$.) Для владельцев JR passa - бесплатно. Более экономичные варианты. Keisei Skyliner до станции Уэно (северо-восток Токио) 1 час. 2640 ¥ (25$) Keisei Line 1240 ¥ (12$) в пути полтора часа, но не всегда есть места. С большим багажом неудобно
2. Не бойтесь криминала: Япония одна из самых безопасных стран мира.
3 Не бойтесь заблудиться: все указатели и инструкции, в том числе в автоматах по продаже билетов в метро, дублируются на английском, возле автоматов в метро дежурят служащие и помогают разобраться в стоимости билетов. Очень удобный общественный транспорт.
4. Не бойтесь остаться голодными или не разобраться в меню: в окнах кафе выставлены муляжи блюд с их ценой. На каждом углу автоматы с напитками (синий цвет на ценнике - холодные напитки, красный - горячие).
И еще одна удобная особенность Японии: на вокзале, в метро и просто на улицах бесплатные общественные туалеты (их много!).
06/10/2016 11:00
Материалы по теме
- Страны: Япония
- Города: Токио
- Отзыв о поездке: Метро: Восток против Запада. Токио, весна 2015
- Фоторепортаж: "Золотая неделя" в Японии: опять Токио, 05.09.2016
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.