Даже трёх рассказов не хватает, чтобы обозреть только основные, наиболее известные достопримечательности Великого Новгорода. К показанным ранее Торговой стороне с Ярославовым Дворищем и Кремлю в этот раз добавится целая россыпь красот, расположенных чуть к югу от официальной границы города, на берегах обширного истока Волхова. Мы увидим музей деревянного зодчества "Витославлицы", легендарный Юрьев монастырь, древнее Рюриково городище, проникновенный Перынский скит и не только.
Буквально в четырёх километрах к югу от Новгорода раскинулось озеро Ильмень. Подойти к его берегу по суше не так уж и просто - он болотистый и изрезанный всевозможными речушками и озёрами помельче. Напоминает дельты крупных рек, типа Волги или Дуная. Только Волхов не впадает в Ильмень, а вытекает из него, что не мешает ему иметь здесь множество проток, островов и стариц. На живописнейших берегах этой системы расположился целый набор уникальных объектов. Первый из них, который мы посетим, - музей деревянного зодчества "Витославлицы".
В принципе, после Кижей и, в меньше степени, Костромы Витославлицы уже не были откровением. Да, всё организовано не менее здорово и интересно. Да, территория аккуратная и приятная глазу, деревянные постройки красивы, природа вокруг - изумительна. Да, где-то есть незначительные отличия в деталях. Но в целом идея и образы те же самые. Я не говорю, что это плохо. Будет возможность - я с удовольствием посещу и четвёртое подобное место, и сюда вернусь. Но в целом всё уже знакомо.
Центр композиции Витославлиц - погост: несколько крупных церквей и самые интересные избы в непосредственной близости друг от друга. Ближе всего на этом кадре - изба Екимовой:
Вот её фронтон с изумительной резьбой, поближе. Это - первая жилая постройка, которая была перевезена в музей, в далёком 1969-м. Сама изба, само собой, значительно старше - 1882-го года рождения. Она единственная в Витославлицах с "белой" системой отопления:
Витославлицами называлось село, которое существовало на этом месте до XVIII-го века. Расположено оно на берегу озера Мячино, входящего в обширную водную систему истока Волхова, в паре километров от самого русла реки. В XIX-м веке здесь была графская усадьба, про которую - ниже. В 1964-м было принято решение о создании этого музея, и в него начали свозить экспонаты со всей Новгородской области.
Около половины зданий открыты для посещения. В них организованы довольно качественные тематические экспозиции. В избах, само собой, - быт крестьян разной степени благосостояния; в овинах и сараях - подсобные хозяйства. Опять же, всё уже знакомо по Кижам и Костроме, подробно я здесь уже не всматривался. Но всё равно интересно:
Наверное самая крупная в Витославлицах церковь - Рождества Богородицы (1531). Её видно на кадре №2 за избой Екимовой. Для посещения она была закрыта, но зато можно подняться на галерею, опоясывающую храм. Здесь можно отдохнуть от прогулки, посидев в прохладной тени деревянных стен, и полюбоваться на экспонаты сверху:
На заднем плане - Рождественская церковь, на галерее которой мы только что были. На переднем - вторая по красоте церковь комплекса, Николая Чудотворца из деревни Высокий Остров, XVIII-го века:
Внутри неё сохранился оригинальный резной иконостас:
Часовня, перевезённая из деревни Кашира. Никаких документальных сведений о ней нет, на момент перевозки и реставрации она использовалась как клуб и была сильно видоизменена. По теоретическим данным её относят к XVIII-му веку.
Потрясающее соседство православного креста и солярного символа на причелине, дальнего родственника свастики, простите. Если на крестьянских избах они исполняли роль оберега (их хорошо видно на фото 3 и 4), то что они делают на часовнях и храмах? По большому счёту, это наследие славянского язычества. Мне-то всё равно, даже интересно. А вот как к этому относились служившие в них священники? Это, кстати, часовня Петра и Павла конца XVII-го века:
Троицкая церковь 1676-го интересна даже не сама по себе, а тем, откуда её сюда перевезли. Рёконьская пустынь находится в глухих болотах на севере Новгородской области. Даже до ближайших деревень, к которым хотя бы в теории грунтовки ведут, минимум по 10 километров. Эту деревянную церквушку, древнейшую из тамошних построек, по брёвнам вывозили оттуда в 60-е на вертолётах и гусеничных машинах. Посреди лесов остались стоять внушительных размеров и красоты каменные храмы с колокольней и каменной оградой. На фото в сети они выглядит немного фантастически: красивый полуразрушенный монастырь в глухом лесу. Говорят, правда, в 2010-х оставшиеся там каменные постройки стали медленно восстанавливать, и там теперь даже круглогодично проживает монах. Но, положа руку на сердце, мне трудно понять, кому это может быть нужно, кроме самого этого монаха.
Вот так это примерно выглядит.
Взято отсюда: http://wikimapia.org/8531895/ru/%D0%A1%D
Вообще эти деревянные церкви здесь, на берегу озера Мячино, близ асфальтированной дороги и в компании толп туристов, выглядят как красивая архитектура, не более. Надо подключить воображение, чтобы представить себе, что каждая из них когда-то стояла в каком-нибудь глухом селе, посреди болот или лесов. Что они имели вполне осязаемый функционал, были любовью и гордостью жителей этих сёл. А десятки, если не сотни, подобных церквей по-прежнему стоят в глухих уголках необъятного русского севера. Рушатся и падают каждый год. Где-то только на пути к кончине. А каким-то единицам повезёт, и их отреставрируют, но оставят стоять на родине.
Никольская церковь из села Тухоля Крестецкого района, XVII-й век:
На отдалении от основного скопления экспонатов, на изумительной поляне, в которую так и хочется окунуться словно в воду, стоит самый первый экспонат Витославлиц - церковь Успения 1595-го года, перевезённая сюда в 1964-м из деревни Курицко близ Новгорода. Отсюда как на ладони просматривается пойма Волхова и Рюриково городище на противоположном берегу:
Помимо деревянного зодчества, на территории музея есть и каменные исторические постройки. И они уже, понятное дело, ниоткуда не перевозились. Это родная для Витославлиц достопримечательность - усадьба графини Орловой-Чесменской, обосновавшейся здесь в XIX-м веке. Здание построено по проекту архитектора Карла Росси, хорошо известного по Петербургу (хотя бы по ансамблю главной его площади - Дворцовой).
В прошлой части, рассказывая про новгородский Детинец, я утверждал, что в Новгороде на высочайшем уровне организованы массовые праздничные мероприятия и гуляния. Витославлицы - одна из главных точек проведения этих мероприятий, и по качеству исполнения они здесь так же хороши.
В Витославлицах на любую более-менее значимую дату проводятся какие-то программы. В принципе, за дополнительную плату Вам их и без повода организуют. Т.е. если есть группа туристов, то размазать стоимость этой услуги на всех получается довольно удобно. И туристам хорошо - помимо музея будет весёлый интерактив; и музею с городом - учитывая потоки туристов, деньги будут течь пусть не полноводной рекой, но стабильным ручейком точно.
Конечно, и на эту пасху здесь не могло не быть народных гуляний. Мы зацепили их совсем чуть-чуть, всё же они не вписывались в наш плотный график осмотра Новгорода, да и поклонниками таких мероприятий мы не являемся. Но оценить успели. На входе встречали с песнями и частушками (на фото выше), должно было быть какое-то выступление в народном стиле, на территории все желающие могли заняться "катанием яиц". Хрен его знает, было ли такое на древней Руси на самом деле, а то можно было бы и поспорить, где боулинг с бильярдом придумали:
Всё это конечно не для снобов и любителей утончённого искусства, но в погожий солнечный денёк вполне поднимает настроение. Тем более, повторюсь, сделано всё на голову выше, чем обычно у нас делают в аналогичных ситуациях.
Даже сувенирная лавка, совмещённая с информационным центром, помещена в резную избу:
Один экспонат Витославлиц расположен почти в километре от комплекса, за территорией. Чтобы увидеть его не нужно покупать билет. Это мельница, которую зачем-то лишили крыльев. К ней нужно проехать или пройти в сторону берега Волхова, и место это интересно уже совсем другим.
Речь про Свято-Юрьев монастырь, один из древнейших в России. Именно напротив него расположилась мельница с прошлого кадра.
Считается, что монастырь этот заложил Ярослав Мудрый в 1030-м году. Первый каменный храм монастыря - Георгиевский собор (на фото) - был заложен в 1119-м. До этого монастырь был сплошь деревянным.
Именно здесь, в отреставрированном лишь фрагментарно Георгиевском соборе, а не в древнем Софийском, что в кремле, ощущаешь прикосновение истории. Несмотря на жару снаружи, внутри сыро и холодно, аж пар изо рта идёт. Древние, побитые стены и грубая кладка берут за живое. Выйдя из собора, мы ещё минут двадцать находились под впечатлением и пускались в дебри разговоров о русской судьбе и истории.
В XVIII-м веке монастырь переживал упадок. К концу столетия он начал восстанавливаться и активно застраиваться, не без помощи вышеупомянутой графини Орловой-Чесменской, проживавшей по соседству, в Витославлицах. Колокольня, что на фото, была построена по проекту всё того же архитектора Росси. Церковь Спаса Нерукотворного Образа, что слева от колокольни, также построена на средства Орловой, в XIX-м веке:
Весьма оригинально выглядит то, как в угол монастырской стены встроена не привычная башня, а полноценный храм. Это Крестовоздвиженский собор XVIII-го века:
Часовня-сень XIX-го века над уже недействующим святым источником:
После посещения монастыря самое то пройтись по живописной аллее к берегу Волхова, поразмыслить об увиденном и о вечном.
Последний взгляд на Юрьев монастырь бросим уже издали, от следующего, не менее прекрасного места, которое мы посмотрим. Я говорю про Перынский скит, расположенный чуть южнее, у самого истока Волхова. Когда-то это был остров. Сейчас туда можно попасть по суше, по вполне сносной дороге.
В древности на этом месте располагалось языческое капище, посвящённое Перуну, откуда вероятно и пошло название. Т.е. места здесь настолько древние, что уже второй раз за пост мы сталкиваемся со славянским язычеством. После крещения Руси святилище было уничтожено, языческие рвы засыпаны, а идол Перуна срублен и сброшен в Волхов. В 995-м здесь построили христианскую церковь, что с некоторой натяжкой позволяет считать Перынь чуть ли не первым христианским монастырём Руси. Монастырь разорялся не только шведами, но даже самими новгородцами. В XVIII-м веке он был упразднён и "понижен" до скита. В XIX-м при поддержке всё той же Орловой-Чесменской в скит, приписанный к Юрьеву монастырю, вдохнули новую жизнь. В частности, были построены красивые кельи, что на фото:
Ну а главная святыня монастыря - Рождественская церковь. По косвенным признакам её постройку датируют 1226-м. Считается одной их самых маленьких среди сохранившихся домонгольских церквей.
Отдельного рассказа заслуживают служители скита. Такого внимательного и радушного приёма со стороны духовенства мы, совершенно мирские люди, заслужили ещё раз лишь однажды - в Киржаче, полгода назад. Никакого привычного шиканья типа "что вы тут фотографируете?", наоборот. Интересный и подробный рассказ про это место в контексте русской и новгородской истории, радушие и гостеприимство. Поклонный крест на скиту, посвящённый крещению жителей Новгорода в X-м веке. Возможно, крещение новгородцев происходило на этом самом месте:
Ещё, что совсем уж нетипично для нашей церкви, цветной глянцевый буклетик дали, в доступной манере и с картинками рассказывающий о преимуществах Авраамических религий перед язычниками, сатанистами (!!) и сектантами. Подобные агитационные буклетики обычно дают на всяких политических и пропагандистских акциях (хоть бы даже и ГИБДД). Ну и на западе в любом удобном месте. Но никак не в нашей церкви. Судя по тому, как в последнее время относятся к случайным гостям в храмах, РПЦ работает на популяризацию? Похвально, что тут скажешь. Возникает желание вернуться, а не убежать поскорее от шикающих бабок, которым ты мешаешь сидеть в уголке. Эмоциональная табличка у колодца на территории скита:
Перынь - одно из самых приятных мест Новгорода. Есть здесь какое-то неосязаемое притяжение, умиротворение и спокойствие. Красоты и атмосферы этому месту прибавляет природа и виды вокруг. Скит расположен в уютном сосновом бору, на берегу то ли уже Волхова, то ли ещё Ильменского озера. Здесь тихо, невероятно чистый воздух и огромное количество всевозможных птиц. Плюс отсюда отлично просматриваются Юрьев монастырь, Рюриково городище и церковь Спаса на Нередице (будет чуть ниже). Вот она, проглядывает сквозь ветки:
Церквей в древнем Новгороде было столько, что их, да и целые монастыри, строили на островах, не особо то и обитаемых. Если сам Перынский скит хоть и находился на острове, но был достаточно близок к Юрьеву монастырю, то церковь Николы на Липне 1292-го находится конкретно в дебрях островов дельты Мсты, частично совпадающей с системой истока Волхова. Добраться до неё можно только речным транспортом с дальнейшим пешим походом, либо зимой на лыжах. Перынский скит, наверное, самое близкое к ней доступное место, но я её увидеть отсюда не смог. Говорят, там даже живёт пара человек, которые поддерживают её в более-менее живом состоянии, а изредка по особому случаю туда возят туристов. Было бы интересно там побывать...
Нам же остаётся довольствоваться опорами так и не достроенного железнодорожного моста:
Забегая вперёд, покажу этот мост от Рюрикова городища, вплотную к которому он и построен. Вернее, не достроен. В конце XIX-го - начале XX-го века спешно прокладывалась железная дорога "Валдай-Крестцы-Новгород", как водится оборонного значения. Сделано было многое. Насыпь на участке "Крестцы-Новгород" угадывается до сих пор, хотя рельсы здесь так и не положили. А вот участок "Валдай-Крестцы" вполне достроили: до 2000-х он исправно функционировал, в том числе - с пассажирским движением. Правда, т.к. до Новгорода его так и не дотянули, он остался тупиковым. С 2000-х его закрыли и начали растаскивать. Подробнее про эту ж/д можно почитать у kirillfedorov4, вот здесь. В Новгороде же в память об этом проекте остались эти крепкие на вид опоры. С железными дорогами Новгороду вообще не повезло. Эту ветку не достроили, участок на Сольцы и Старую Руссу разрушили и не восстановили. Остались только направления, ориентированные на север. На Москву из Новгорода поезд добирается, делая приличный крюк. Сегодня же на этом месте напрашивается автомобильный мост, т.к. в южной части города ощутимо не хватает связности. Но тогда дорога пройдёт вплотную к Рюрикову городищу, что вряд ли обрадует историков и археологов.
Сегодня же, чтобы попасть на Рюриково городище от расположенного напротив Юрьева монастыря, нужно делать крюк через центр. И раз уж мы его делаем, стоит по дороге остановиться у ещё одной древности - церкви Благовещения на Мячине (или на Аркажах, используются оба названия). Она построена в 1179-м (т.е. она старше даже Перынской церкви) и находится на кладбище у поворота на Юрьев монастырь. От XII-го века в ней сохранилась нижняя часть (верхняя разрушалась и восстанавливалась ещё в царские времена) и фресковая роспись, которая могла бы дойти в куда более хорошем состоянии, если бы не немцы, устроившие здесь конюшню во время оккупации. В церкви покоится графиня Орлова-Чесменская:
Преодолев по мосту Волхов, выехав за территорию Новгорода и проехав ещё несколько километров по живописным пойменным лугам, используемым современными новгородцами, судя по всему, под дачи, попадаем на то самое Рюриково городище.
Рюриково городище (до XIX-го века - просто "Городище") - урочище на мысу на правом берегу Волхова. Считается, что именно здесь возникло первое централизованное поселение в этом районе и именно сюда приехал княжить призванный варяг Рюрик. Т.е. это место - предтеча Великого Новгорода. В первую очередь, этой рай и клондайк для археологов. В раскопках на этом месте, проводимых беспрерывно уже более 40 лет, обнаружено несколько культурных слоёв, наиболее древние из которых восходят аж к III-му тысячелетию до н.э. До этого так близко с такой древностью я соприкасался только на беломорских петроглифах.
Но основная часть истории этого места началась всё же с IX-го века. От той эпохи здесь осталось многое. По числу находок скандинавских древностей Рюриково городище наряду с Гнёздовскими курганами под Смоленском занимает первое место в Восточной Европе и сравнимо с самой Скандинавией. До момента разрастания Новгорода на его теперешнем месте, именно Городище было основным центром жизнедеятельности в Приильменье. Здесь была крепость, место проживания князя с дружиной, торговый и политический центр. После "переезда" города на нынешнее место Городище ещё какое-то время сохраняло роль княжеской резиденции.
Сегодня рядовому гражданину здесь можно посмотреть на руины Благовещенского собора. Когда-то, в 1103-м, тут было построено второе после Софийского собора каменное сооружение Новгорода. В 1343-м храм был разобран и отстроен заново, остатки здания именно тех лет мы и наблюдаем. Ну а в руины его превратили артиллерийским огнём немцы в 1941-м:
Ну и конечно на потрясающие панорамы истока Волхова, открывающиеся с городища. Вся эта сумасшедшая водная система, на которой стоит Новгород, вообще дарит ему неповторимый шарм. Болота, озёра, реки, протоки и, как следствие, вездесущие рыбаки. А отсюда, с обдуваемого всеми ветрами, но тихого и спокойного Рюрикова городища, наполненного ароматами свежей травы и цветущих лугов, вообще уходить не хочется. Но к сожалению нас ждали пробки на М-10. В этом плане новгородцам, конечно, можно позавидовать. Какие бы плюсы не крылись в столичной жизни, в Москве нет ни одного даже отдалённо похожего по красоте и уюту природного ландшафта, какими наполнен Новгород.
Рядом с Городищем расположена деревенька Спас-Нередицы. Она известна своей церковью - Спаса на Нередице. Построенная в 1198-м, когда-то она тоже являлась частью древнего Городища, которое мы сейчас называем Рюриковым. Перед войной фресковая роспись этого храма была одной из наиболее цельных и хорошо сохранившихся среди представителей монументальной церковной живописи. К сожалению, немецкая артиллерия не пощадила и эту русскую святыню. То, что мы видим сейчас, пусть и дословно и скрупулёзно, но всё-таки восстановлено в советские годы:
Но Новгород просто так не отпускает. Даже на трёхкилометровом участке от Городища до трассы нашлась ещё одна церковь - Спаса на Ковалёве. Построена в 1345-м, была главным собором монастыря, просуществовавшего здесь до 1764-го. В войну её постигла та же участь, что и предыдущую - как раз по этой дороге проходила линия обороны советских войск, в честь чего на съезде установлен воинский мемориал. Восстановлена на основе сохранившихся участков стен в конце 60-х:
Великий Новгород не может оставить равнодушным. Это настоящая энциклопедия русской истории. Здесь на каждом углу стоят немые свидетели самых страшных и самых славных страниц нашего прошлого. Я рад, что смог окунуться в эту атмосферу и пропустить её через себя. Но даже и без этого Новгород хорош. Просто как тихий уютный город с красивой архитектурой и потрясающими природными пейзажами. Но давайте отложим оставшиеся древности и церкви до последней, пятой части. Как ни крути, а сегодня новгородцы живут отнюдь не древней историей, а настоящим. На Новгород современный, на его быт я и предлагаю посмотреть в следующий раз. Какие тут поребрики (или бордюры?), какие спальные окраины, какие современные памятники? Может быть, на самом деле Новгород - "плохой", каким любят видеть наши города блоггеры? Обо всём этом - в следующей части.
11/10/2016 09:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Регионы: Новгородская область
- Города: Новгород Великий
- Отзыв о поездке: Витославлицы - музей деревянного зодчества, лето 2016
- Отзыв о поездке: Великий Новгород - радость туриста, лето 2016
- Фоторепортаж: Великий Новгород - Купола, 11.09.2016
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.