Индонезия - страна больших контрастов



    Индонезия - самая большая страна Юго-Восточной Азии, по масштабам вполне сравнимая с Россией. Я был в этой стране в 2011 году, тогда сильно впечатлился, хотя и проехал немного, и с гораздо большим бюджетом, чем сейчас. Считанные годы назад Индонезия была полным дном, но стране преображается буквально на глазах. Сейчас Индонезия по уровню развития инфраструктуры в городах уже сравнима с Таиландом, правда, местное население еще не вполне доросло до этой цивилизации, и живет по привычке в хлеву и с беспределом уровня лихих 90-х.

    Я провел в Индонезии почти два месяца:

    Индонезия - страна больших контрастов / Индонезия

    Медан (Суматра) - 2 ночи
    Озеро Тоба (Суматра) - 3 ночи
    автобус в Букиттинги - 1 ночь
    Букиттинги (Суматра) - 2 ночи
    Паданг (Суматра) - 1 ночь
    Джакарта (Ява) - 2 ночи
    Баликпапан (Калимантан) - 1 ночь
    Манадо (Сулавеси) - 2 ночи
    Тернате (Молуккские острова) - 3 ночи
    Макассар (Сулавеси) - 2 ночи
    Сурабая (Ява) - 2 ночи
    Бромо (Ява) - 1 ночь
    Баньюванги (Ява) - 1 ночь
    Кута (Бали) - 5 ночей
    Восточный Тимор - 3 ночи
    Кута (Бали) - 1 ночь
    Лабуан-Баджо (Флорес) - 2 ночи
    Бима (Сумбава) - 1 ночь
    Сумбава-Бесар (Сумбава) - 1 ночь
    Матарам (Ломбок) - 4 ночи
    Падангбай (Бали) - 1 ночь
    Убуд (Бали) - 1 ночь
    Кута (Бали) - 10 ночей

    Виза

    Без визы бесплатно 30 дней, при этом надо въезжать и выезжать только через один из аэропортов: Батам, Медан, Джакарта, Сурабая, Бали, или паромом из Сингапура. В остальных случаях нужно платить $35 за визу на те же 30 дней (только по земле из Восточного Тимора и Папуа-Новой Гвинеи нельзя въехать без заранее полученной визы). Визу по прилету можно продлить еще на месяц один раз, безвизовый штамп - нельзя.

    Можно получить визу в посольстве, это стоит около $40-50 в зависимости от страны и курса местной валюты. С такой визой можно въехать сразу на 60 дней, и продлевать еще раза 4 на месяц. В консульстве в Кота-Кинабалу в Малайзии дают визы за один день (утром отдал, вечером забрал).

    Деньги

    Индонезийская рупия славится низким курсом - около 13000 за доллар США (пять лет назад было меньше 9000). Поменять по хорошему курсу можно в банке, а вот в обменниках на Бали менять не надо: там везде курс на 500 рупий выше реального, но меняла ломает пачки. Самая крупная купюра по-прежнему 100к.

    Язык

    За столько месяцев в Малайзии и Индонезии я, конечно, научился вести простые беседы на индонезийском языке, так что барьера особо и не было. Есть мнение, что с тем, кто говорит только по-английски, цены завышают в пять раз.

    Гостиница

    Качество гостиниц в Индонезии варьируется дико. Рядом друг с другом могут стоять две гостиницы с одинаковыми ценами, но в одной будет кондиционер и душ, а в соседней не будет. Моя теория в том, что поскольку индонезийцы даже большие терпилы, чем россияне, им просто плевать на комфорт. Иначе никак не объяснить, например, проблемы с душем. Исторически душ в Индонезии в деревне выглядел так: набираешь в бочку воды из колодца или реки и поливаешь себя ковшиком. В общем-то, в Швейцарии душ тоже был таким веке в 19-м до проведения водопровода в каждый дом. Когда появился водопровод, швейцарцы к трубе приделали насадку и держатель, чтобы было удобно поливаться. Индонезийцы же вывели трубу на высоте 1 метр над полом и поставили под нее бочку, и так и живут в 21 веке. Горячая вода для индонезийца - субстанция загадочная и таинственная, поэтому в большинстве гостиниц ее нет. Ты живешь у жерла вулкана на высоте больше километра, ночью температура около нуля? Ничего, можно потерпеть и помыться холодной, закаляться полезно.

    Польза кондиционера индонезийцам тоже не очевидна. Учитывая то, что они с младенчества привыкли ездить в душных тесных автобусах, когда тебе прямо в лицо курят сигареты, это можно понять. Поэтому номера с кондиционером и без кондиционера могут стоить практически одинаково.

    Однако с общим развитием страны приходят и более высокие стандарты. В крупных городах и в туристических местах почти везде в принципе есть по несколько прилично оборудованных мест, где можно жить, по цене от 100 до 150 тысяч рупий ($8-$12). Исключение - Бали, кроме Куты. В Убуде 130к стоит самый дешевый номер без кондиционера. В Куте же лучшее соотношение цены и качества в стране.

    Интересно, что в Индонезии, похоже, по закону гостиницы должны выставлять ценник на стойке регистрации. В Китае так же, но там на табло всегда стоит цена в 5 раз выше, чем вам скажу устно. В Индонезии тоже можно торговаться, но много не собьешь. Это правило действует везде, кроме Бали.

    Транспорт

    Начну с хорошего. Поскольку Индонезия состоит из множества островов, самый подходящий вид транспорта это... нет, не корабль, а самолет. Внутренние перелеты очень многочисленны и недороги. Все более-менее крупные города являются хабами, так что система не зациклена на Джакарту совершенно. Основных компаний три: Lion Air (а также Wings Air, Batik Air - его дочерние), Sriwijaya Air и Garuda. Последняя также выполняет международные рейсы, в том числе дальние, но цены у них конские, раза в три выше остальных. У Lion и Sriwijaya цена примерно $30-40 за час полета. Интересно, что можно купить билеты в авиакассе, коих в городах довольно много, без всякой наценки, по такой же цене, как на сайте. Так я в первый раз в жизни купил билеты на самолет за наличные, да еще и потратив больше 5 миллионов. Всего перелетов было 7. Самый дешевый Манадо-Тернате за 270к, самый дорогой Тернате-Макассар за 840к. Все десять аэропортов, которые я видел в Индонезии (Медан, Паданг, Джакарта, Сурабая, Баликпапан, Манадо, Макассар, Тернате, Бали, Лабуанбаджо) были вполне современными, удобными, некоторые совсем новые и явно рассчитанные на дальнейший рост пассажиропотока. В этом Индонезия обыгрывает Россию с разгромным счетом - во всей России не наберется 10 нормальных аэропортов.

    Индонезия - страна больших контрастов / Индонезия

    Развитие авиации сделало фактически бессмысленным пассажирское сообщение на кораблях. Они все еще есть, но бесполезны - рейсы раз в неделю от силы, идут корабли очень долго, уровень комфорта низкий, а цена сравнима с перелетом. Только в самых медвежьих углах нет аэропорта.

    На маленькие расстояния между соседними островами ходят паромы. Стоят дешево - около $0.6 за час пути, скорость 20-25 километров в час. Паромы большие, перевозят даже грузовики, так что качки особо нет.

    На Яве есть поезда, стоят дороже автобусов, и билеты быстро расходятся. Поезда за последние годы сильно изменились, теперь нет смысла ездить в первом классе, как рекомендуют путеводители, поскольку даже в эконом-классе почти во всех вагонах (на популярных у туристов направлениях - во всех) есть и кондиционеры, и даже розетки. Теперь о грустном. Если хотите поездить по Индонезии наземным транспортом, готовьтесь скрипеть зубами. Рекордное дно было достигнуто на Яве - 100 километров за 7 часов. Пассажиры считают нормальным курить в автобусе, водитель считает нормальным остановиться на обед на маршруте длиной 100 километров. При этом убитые автобусы без кондиционера стоят примерно так же, как шикарные автобусы Малайзии.

    Индонезия - страна больших контрастов / Индонезия

    Качество общественного транспорта в городах очень сильно варьируется. Маршрутки стоят 4-5 тысяч с человека. В таких городах, как Медан, Баликпапан, Манадо, маршрутки по основным улицам ходят чуть ли не каждую минуту, а то и чаще, и пользуются спросом. А на Бали и Ломбоке общественный транспорт фактически умер. На Бали маршрутки фактически превратились в такси, с которым можно сторговаться на цену ниже, чем по счетчику. Автовокзал Денпасара представляет собой жалкое зрелище из двух пустых маршруток и нуля пассажиров. При этом прямой корреляции с богатством города нет - один из самых богатых городов, Баликпапан, где добывают нефть, при этом и один из самых удобных в плане транспорта. Более современный общественный транспорт появляется, но пока мало. Есть только хорошая сеть автобусов с выделенными полосами в Джакарте. На Бали два маршрута, в Сурабае парочка есть. В других городах есть только автобусы, идущие в аэропорт.

    Индонезия - страна больших контрастов / Индонезия

    Такси по счетчику стоит примерно 1 доллар за 2 километра (6500/км на Бали). Мототакси, если есть, дешевле. Тук-туки в Джакарте оборзели и просят слишком много.

    Еда

    Индонезийцы питаются в основном рисом со всякой хренью. Нигде больше я не видел, чтобы ели СТОЛЬКО риса. Его едят на завтрак, обед и ужин большими кастрюлями. Даже в Макдональдсе местные едят курицу с рисом, а не гамбургеры. В KFC во всех комбо вместо картошки фри прилагается только рис, Макдак пока еще держится. Не советую исследовать местную low end еду в придорожных столовых. Поскольку страна не очень богатая, дешевая еда представляет собой редкостную бурдомагу, где вместо мяса всякие кишки, волосатые шкуры и печенка. Плюс это часто заливается конской порцией острого перца. Такая еда стоит 8-10 тысяч, но есть это неприятно даже такому закаленному человеку, как я.

    Индонезия - страна больших контрастов / Индонезия

    К счастью, если немного поднять бюджет, все становится очень даже хорошо, готовят мастерски, порции отличные. Индонезия - страна, где можно съесть стейк из австралийской говядины за 5 долларов. Конечно, это большой жирный плюс. На Бали нужно искать места - в рандомном месте на главной улице будет очень дорого, но есть рестораны с просто божественным соотношением цены и качества.

    Индонезия - страна больших контрастов / Индонезия

    Фрукты, вопреки ожиданиям, стоят не ультра-дешево. Только на Сулавеси я попал в сезон лонгконга, и его везде с машин продавали по 5000 за кило ($0.4). В основном фрукты стоят от 10к. Мангостаны 15-20к, маракуйя 30-35к, салакка (Salak pondoh, гораздо лучше тайской) 15-20к, дуриан 40-50к за штуку. Дурианы в Индонезии не очень вкусные по сравнению с тайскими и малайскими. Не рекомендую впервые пробовать этот фрукт в Индонезии, можно легко попасть на неудачный и разочароваться. Страна постепенно покрывается сетью супермаркетов. Даже в такой дыре, как Сумбава (пока только на западной части острова), уже есть общенациональные сети Indomaret и Alfamart, аналоги 7-11. Сам 7-11 есть только в Джакарте, но цены там завышены раза в два.

    Интернет

    В Индонезии три основных оператора: Telkomsel (он же Simpati, Kartu AS, Loop), Indosat (Ooredoo) и Tri (3). Четвертый - Axiata - имеет слишком маленькое покрытие, чтобы его рассматривать. Если кратко, то Telkomsel раза в полтора дороже двух других, но у него есть покрытие 3G почти везде. На островах Флорес и Сумбава работает только этот оператор. На Тернате есть еще Indosat с недавних пор. На Яве, Суматре, Борнео, Сулавеси, Бали и Ломбоке работают все три оператора. У Tri самые понятные тарифы и простое пополнение, тогда как с Indosat я замучился разбираться в настройках, какие пакеты там есть. Цены на интернет ниже, чем в Таиланде и Малайзии.

    Расходы на интернет: 50к ($4) - симка Tri с двумя гигабайтами трафика (купил в Медане в первый день) 70к ($5.5) - симка Indosat с тремя гигабайтами трафика (купил в Джакарте в их офисе) 85к ($6.5) - симка Loop с двумя гигабайтами трафика, из которых я смог использовать только один, потому что в моем телефоне нет 4G, а у них 4G и 3G трафик считается отдельно (купил на Тернате) 10к ($0.8) - пакет на 300 мегабайт у Tri, докупал два раза. Пополнить счет можно в супермаркетах Indomaret, Alfamart, и в мелких магазинах. К сумме пополнения сверху накидывается комиссия 1-2 тысячи рупий. Wi-fi в гостиницах часто имеется, качество варьируется и не всегда коррелирует с удаленностью от цивилизации. Так, один из лучших интернетов был на Тернате.

    Куда поехать

    Достопримечательности Индонезии делятся на две категории. В подавляющем большинстве туристов мало, и плата за вход символическая порядка 10000 рупий (меньше $1). На Бали и еще в нескольких местах же цены конские (от $20 и до бесконечности) и платить нужно за каждый шаг. Впрочем, на Бали нет ничего уникального, так что можно подобрать бесплатную альтернативу без оборзевших гидов и толпы туристов. Опишу кратко все посещенные мной острова.

    Суматра - большой остров с не самыми лучшими дорогами. По сравнению с ужасами десятилетней давности, сейчас ехать уже можно. Интересные места в основном на северной половине острова. Возле города Медан (четвертый по населению в стране) - заповедник Букит-Лаванг с орангутанами, пара достаточно легко доступных вулканов и волшебное озеро Тоба. Возле города Паданг - горный курорт Букиттинги и Ментавайские острова, годное место для серфинга. Возле города Банда-Ачех можно найти дайв и снорк. В целом, Суматра очень интересный остров, и был бы идеальным, если бы не большие расстояния и плохие дороги.

    Ява - самый населенный остров (там живет больше людей, чем во всей России). Плотность населения уровня Бангладеш означает весьма медленное передвижение, так как город тут не кончается никогда. Красивая природа, тем не менее есть, прежде всего национальный парк Бромо-Тенгер-Семеру - один из самых популярных в Индонезии (и при этом фактически бесплатный, если ехать туда самостоятельно). Джакарта, столица страны, уже не тот стремный трущобный город, что был даже пять лет назад, а вполне комфортное место. Прочие достопримечательности Явы я посещал пять лет назад.

    Борнео (Калимантан) - большая часть острова принадлежит Индонезии, но все достопримечательности на малайской стороне. В индонезийской части только качают нефть и рубят лес.

    Сулавеси - обалденный остров, про который мало кому известно. Если выбирать, какой один остров посетить в Индонезии, я бы посоветовал Сулавеси. Это не жопа мира, цивилизация как на Яве, дороги как минимум на 50 километров вокруг Макассара и Манадо хорошие. Я только чуть заглянул на этот остров, но успел подняться на пару вулканов и посетить место, сочетающее в себе Каменный лес и Яншо. Еще там есть несколько топовых мест для дайвинга, в том числе весьма доступный национальный парк Бунакен, и земля Тораджа, где проводят необычный похороны (надо осенью ехать).

    Тернате - чудесный небольшой остров, который когда-то был единственным местом в мире, где росла гвоздика, из-за чего там постоянно воевали португальцы, испанцы и голландцы, от которых по всему острову остались форты. Остров похож на филиппинский Камигин - они примерно одинакового размера, круглые с главной кольцевой дорогой вокруг вулкана.

    Бали - по статистике для 90% туристов Индонезия начинается и заканчивается здесь. На Бали есть хорошие условия для серфинга (но плохие - для купания), лучшее соотношение цены и качества жилья в стране, горячая вода повсеместно, рестораны с дешевой, вкусной и разнообразной едой. А также здесь напрочь отсутствует общественный транспорт, пробки, сильный недостаток тротуаров, а главное - этот остров населяют самые неприятные люди, каких я когда-либо встречал. Если вы думаете, что в России хамство и плохой сервис, в Египте приставучие таксисты, а в Таиланде туристам завышают цену, то все это просто детские шалости по сравнению с Бали. Только здесь вас попытаются обсчитать в ПЯТЬ раз в магазине с кассой и сканером штрих-кодов. Только здесь механические весы подкручены так, что показывают вдвое больше реального веса. Только здесь через каждые 10 метров стоит обменник, в котором работает профессиональный шулер, ломающий пачки банкнот (наверное, на Бали есть университет имени Остапа Бендера). Бали - единственное место в Азии, где если зайти в переулок, вам могут крикнуть "Ты с какого района? Убирайся отсюда!", и поэтому я не уверен, что захочу сюда приехать снова, несмотря на все положительные стороны.

    Ломбок - остров рядом с Бали. Единственное, ради чего может быть стоит туда приехать - сходить на вулкан Ринджани. Но это не самый простой поход, за один день не управиться. Пляжи на Ломбоке в районе Сенгиги по меркам Индонезии сильно ниже среднего. Острова Гили тоже не впечатляют: вода мутная, подводный мир более чем скромный, цены высокие. Не понимаю, как можно потратить $100 на то, чтобы поехать туда с Бали скоростным катером - это менять шило на мыло. Лучше за $100 полететь на Сулавеси или на Флорес

    Сумбава - следующий за Ломбоком остров в группе Малых Зондских. Туристы этот остров обычно проезжают без остановки по пути с Ломбока на Флорес, или обплывают. Пейзажи по пути довольно красивые, главная дорога через остров хорошего качества, но транспорт очень плох, инфраструктура хромает.

    Флорес - длинный остров с традиционном медленным транспортом, на котором я был только на западном конце, возле знаменитого национального парка Комодо. Эти места феерически красивые, особенно когда смотришь сверху с самолета. Чистейшая вода и богатый подводный мир, а также драконы с острова Комодо.

    Итоги

    Для организованных туристов, которые посещают национальные парки с экскурсиями от турфирм, питаются в туристических ресторанах и ездят на такси, Индонезия будет очень дорогой страной, сравнимой с Норвегией или Швейцарией. Но если делать все самостоятельно, то получится не дороже Малайзии и Таиланда, за вычетом неизбежных внутренних авиаперелетов. Если брать самый low end в еде, жилье и транспорте, то будет на уровне Мьянмы, но и с соответствующим качеством.

    Всего за 52 дня было потрачено около 2250 долларов, включая то, что я потратил за три дня в Восточном Тиморе. На дни делить нет смысла, потому что не все расходы делятся на двоих: пока я летал на Сулавеси и Тернате, Алена ездила по Яве, и на Тимор я летал с Бали один. Но даже так с учетом семи внутренних перелетов получается $43 в день - неплохой результат.

    Индонезия - страна больших контрастов / Индонезия

    Индонезия - страна больших контрастов / Индонезия

    В Индонезии больше всего природных красот в ЮВА, и при этом они доступнее, чем во многих других странах. Пять мест категории "десять из десяти":

    Озеро Тоба, Суматра

    Индонезия - страна больших контрастов / Индонезия

    Рамманг-Рамманг, Сулавеси

    Индонезия - страна больших контрастов / Индонезия

    Вулкан Бромо, Ява

    Индонезия - страна больших контрастов / Индонезия

    Национальный парк Комодо

    Индонезия - страна больших контрастов / Индонезия

    Тернате

    Индонезия - страна больших контрастов / Индонезия

    Источник: ru-travel.livejournal.com
    juan
    12/07/2016 12:00


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Индонезии

    24.10.24 В Индонезии нарушившим сроки пребывания туристам грозит 10 лет тюрьмы
    22.09.24 "Аэрофлот" начал летать из Москвы на Бали
    02.07.24 Indonesia AirAsia возобновляет рейсы между Пхукетом и Бали
    11.04.24 Uzbekistan Airways один день распродает билеты по избранным направлениям
    18.02.24 На Бали ввели туристический налог
    29.12.23 Индонезия ввела визы на 5 лет для иностранных туристов
    21.12.23 Vistara 1 начала летать между Дели и Бали
    07.11.23 На Бали после вспышки вируса проверяют здоровье прибывающих туристов
    22.09.23 В Индонезии запущен первый высокоскоростной поезд
    25.08.23 На Бали досрочно введут туристический налог