Флоренция ошеломляет количеством музеев и галерей, а площадь Синьории - концентрацией скульптур. На небольшом пятачке сосредоточено множество шедевров, как кажется сначала, никак не связанных друг с другом. Однако эти скульптуры представляют собой не просто декоративный ансамбль, но и аллегорический скульптурный цикл, который должен был вдохновлять правителей города, направляющихся во дворец Синьории.
Площадь Синьории во времена Флорентийской республики была центром политической жизни, а сейчас превратилась в центр всех туристических маршрутов.
Свою необычную L-образную форму площадь приобрела благодаря историческим событиям. В 1268 году партия гвельфов вновь вернула себе власть, и сравняла с землей дома своих противников - гибеллинов. Башни, которые принадлежали нескольким семействам партии гибеллинов, были уничтожены первыми, а всего убрали 36 домов.
Строительство дворца Синьории началось в конце XIII века, сейчас он известен как Палаццо Веккьо, тогда же была вымощена площадь. Флаги на балконе башни напоминают, что здесь по-прежнему заседают власти - муниципалитет Флоренции. Некоторые помещения дворца отрыты для посещений.
Вход в музей охраняют две всемирно известные статуи: слева копия статуи библейского героя Давида, работы Микеланджело (оригинал находится в галерее флорентийской Академии) и справа статуя "Геркулес, победивший Какуса" работы Бандинелли.
Около 1455-1460 на площади появились первые две статуи работы Донателло - "Юдифь с головой Олоферна" и "Мардзокко" (лев с флорентийской лилией на щите). Бронзовая статуя Юдифи - символ политической автономии Флорентийской республики. Она была украдена во время второго изгнания Медичи в 1495 году из Палаццо Медичи, где скульптура украшала фонтан в саду, и символизирует, таким образом, победу народа над тираном. После возвращения Медичи большая часть их имущества была возвращена владельцам, и только Юдифь осталась на площади, чтобы не оскорблять чувства народа.
Cпор между народом Флоренции и Медичи воплощен в скульптуре "Давид" Микеланджело, выполненной в 1500 году и поставленной на площади в 1504. Скульптура символизирует народ Флоренции, с божьей помощью побеждающий тирана.
Площадь в исторические времена была и местом публичных казней, самая знаменитая из которых состоялась 23 мая 1498 года. В этот день сожжен проповедник Джироламо Савонарола (памятный знак на площади перед фонтаном Нептуна напоминает об этом событии). На этой же площади до того Савонарола устраивал так называемый "Костер тщеславия", сжигая книги, музыкальные инструменты, игральные карты и кости, неугодные произведения искусства.
Рядом с палаццо Веккьо возвышается фонтан Нептун. Бартоломео Амманати в 1559 году выиграл конкурс, объявленный Козимо I де Медичи на создание первого общественного фонтана во Флоренции. Большой беломраморный Нептун не очень-то понравился горожанам: по легенде, во время открытия фонтана в 1565 году флорентинцы восклицали: "Амманати, Амманати, какой красивый мрамор ты разрушил!".
Зато теперь фонтан привлекает всех находящихся на площади, особенно хороши кони!
В XIV веке для проведения публичных церемоний была построена Лоджия Синьории, также именуемая Лоджией Ланци и здание Торгового суда. Лоджию Ланци предназначалась для проведения собраний и приёмов Флорентийской республики. Иногда она выполняла функцию балкона, с которого руководители города обращались к толпе с речью.
С архитектурной точки зрения сооружение объединяет готические элементы и элементы классического стиля.
В течение XVI века лоджия потеряла исходную функцию, и превратилась в музей под открытым небом, экспонатами которого стали скульптуры из коллекции Медичи. Скульптура "Похищение сабинянок" Джамболоньи изготовлена из цельного блока белого мрамора, который считается самым крупным блоком, когда-либо доставленным во Флоренцию.
В настоящее время все скульптуры лоджии Ланци заменены на их копии, а оригиналы находятся в Галереи Уффици и палаццо Питти. И только одна скульптура здесь подлинная - это скульптура Бенвенуто Челлини - "Персей с головой Медузы". Отыскать её легко - среди 15 мраморных скульптур она единственная из бронзы.
В конце XVIII века в лоджии разместились другие скульптуры, перенесенные из виллы Медичи в Риме.
Львов на площади Синьории очень много, и их очень любят...
Завершает композицию площади слева от палаццо Веккьо конная бронзовая статуя герцога Тосканского Козимо I Медичи (1519-1574).
Герцег красуется на фоне палаццо Угуччони, построенного в XVI веке - на фото справа.
Во времена "архитектурного оздоровления" исторического центра Флоренции в XIX веке перед палаццо Веккьо был построен дворец страховой компании Generali в стиле неоренессанс.
Вот такая наглядная история Флоренции, воплощёная в скульптурах и архитектуре. И это ещё не всё про Флоренцию...
19/07/2016 10:00
Материалы по теме
- Страны: Италия
- Города: Флоренция
- Отзыв о поездке: Кафедральный собор Флоренции в деталях, осень 2015
- Отзыв о поездке: Дворец Уффици. Люди и статуи, весна 2016
- Отзыв о поездке: Ещё одна тайна Флоренции, весна 2016
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.