"...Внизу - шум волн, а наверху, как струны,
Звенит - поет решетка маяка.
И все плывет: маяк, залив, буруны,
И я, и небеса, и облака..."
И.Бунин
Двух одинаковых маяков не существует.
У каждого своя судьба, своя история, свои легенды. Маяки-шпили, маяки-церкви, маяки-замки, маяки-избы, маяки-обелиски, маяки-башни, построенные из дерева, камня, металла, они отличаются и внешне, и характером. Среди маяков есть скромные трудяги, спесивые красавцы, крикливые хвастуны, чопорные снобы, веселые разгильдяи.
Маяки - явление уникальное, его трудно отнести к какому-то определенному историческому пласту. Они связаны с мореплаванием и освоением моря, но не менее и с зодчеством, одну из ярчайших страниц которого составляет маячная архитектура. Богатая история развития оборудования ставит маяки в ряд значимых явлений технической культуры.
Уже в 3-2 тысячелетиях до н.э. сигнальные костры на прибрежных скалах разводили древние островитяне Полинезии и жители средиземноморской Финикии. Первым в мире считается маяк, построенный в 283 г. до н.э. на небольшом средиземноморском острове Фарос.
На американском континенте до провозглашения независимости Соединенных Штатов маяки строились на средства местного населения. Так, например, был построен в 1716 году первый деревянный маяк близ Бостона. После 4 июля 1776 года маяки были переданы под начало федерального казначейства. С того времени средства на их строительство и содержание выделялись Конгрессом США.
Каких маяков только не было: приметные места на местности, строения, плавучие маяки, костры, "коровьи маяки" (блуждающие маяки), лампы, фонари, трубы, гонги, тамтамы, колокола, сирены, пушки.
Использовались и природные звуковые маяки: на крайних оконечностях некоторых скалистых рифов Великобритании, на Новой Земле, на Курильских островах и других местах собирается бесчисленное множество морских птиц - они поднимают такой крик, что он бывает слышен за несколько миль в море. В проливе Лаперуза на Дальнем Востоке есть скалистый островок Камень Опасности. До установки на нем автоматического маяка место опасного островка определяли по крику сивучей. Облепив все скалы, они поднимают такой рев, что он слышен в любую погоду за много миль. Известен и такой природный звуковой маяк, как ревущие пещеры. В некоторых прибрежных скалах есть пещеры, которые в бурную погоду огромными волнами, врывающимися в них, ненадолго наполняются водой, при этом воздух из пещер вытесняется в небольшое отверстие, находящееся сзади и обращенное к земле. Звук, возникающий при этом, с трудом выдерживается человеком, находящимся рядом. До сих пор, несмотря на уровень современного оборудования судов, природные звуковые маяки продолжают использоваться как дополнительное средство ориентирования.
А побываем мы с вами сегодня в "Музее маяков" в Нью Йорке. Но для этого нужно добраться на трехэтажном оранжевом пароме Staten Island Ferry до Стейтен-Айленда
и по ничем не примечательной улочке
мимо очень старого Административного здания музея построенного еще в 1869-1871 годах архитектором Альфредом Б. Маллетом
сейчас здание стоит за забором и как я поняла, тихо разрушается, хотя большая табличка о том, что это, чертежи прежнего здания и краткий рассказ об архитекторе, кстати довольно известном в Америке, присутствует
а мы движемся дальше
и перед нами очень скромный "Музей Маяков", который все же считается самым крупным музеем соответствующей тематики в стране, а маяка-то рядом нет, к нему еще ехать и ехать...
Сразу у входа карта мира, на которой каждый визитер может поставить кнопочку для свое страны, что я благополучно и сделала, до меня там, правда, была уже одна кнопочка, правда Питерская)))
Очень приветливый персонал, экскурсовод с большим воодушевлением и энтузиазмом водил меня от экспоната к экспонату давая интересную и увлекательную информацию о маяках, их истории и подробно описываю устройство.
Немного истории
Эмблемы полиции маяков, есть в Америке и такая))
и специальной пожарной службы
Карта расположения маяков в Нью Йорке и окрестностях
Очень много информации о смотрителях маяков, правда все больше американских...
в Музее проводят лекции и мастер-классы
есть сувенирный магазин, среди прочих товаров было обнаружено вот это
Выходим и идем на старый пирс,
Это огромный мост Верразано (Verrazano-Narrows Bridge) был построен в 1964 году через пролив Нарроул и соединил остров с Бруклином. 1298-метровый пролет этого моста вплоть до 1981 года считался самым длинным в мире, а самым тяжелым Верразано-бридж остается до сих пор: он весит 135 тысяч тонн.
И брызги, как мошки, летят на огонь маяка,
Чтоб вновь возвратиться к холодной ярящейся пене.
Маяк есть подобие свечки в руке старика,
Который внутри его мерит витками ступени,
Неспешно, но верно по лестнице двигаясь вверх.
И.Бродский
04/06/2016 12:00
Материалы по теме
- Страны: США
- Города: Нью-Йорк
- Отзыв о поездке: Кочевая прогулка по Hoboken, весна 2016
- Отзыв о поездке: Нью-Йорк, Нью-Йорк. Ground Zero, сентябрь 2016
- Фоторепортаж: Нью-Йорк, Нью-Йорк. От моста к мосту, 20.05.2016
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.