В 2011 году после успешной экскурсии по московскому метро для студентов 3 курса РУДН в рамках спецдисциплины "Философия искусства в России" мы с преподавателем русской философии Еленой Гревцовой обсуждали проект новой прогулки под названием "Москва философская". К сожалению, тогдашний проект не получил своего развития, однако от него остался визит в мемориальную квартиру поэта-символиста Андрея Белого на улице Арбат, куда я решил на днях снова сходить (живу теперь в Москве, а столько ещё неизведанного здесь).
Квартира поэта Серебряного века расположена на улице Арбат, дом 55 на 3 этаже. С этой квартирой связаны его первые отчетливые "миги сознания", детские воспоминания о мире, людях и о себе. Здесь прошли годы его учебы - в частной гимназии Льва Поливанова на Пречистенке, потом - в Московском университете. Здесь он пережил первые волнения страсти (мистическую влюбленность в Маргариту Морозову) и постиг горе утраты - смерть отца. Здесь он и прожил первые 26 лет его жизни с 1880 до 1906 год.
Бывший доходный дом занимал особое место в культурном ландшафте Москвы. Его хозяин Николай Рахманов был доцентом в Московском университете. Контингент жильцов составлял в основном московскую университетскую профессуру. Напротив квартиры Андрея Белого (настоящее имя- Борис Бугаев) жил украинский историк Михаил Грушевский. На 2 этаже жил Михаил Соловьев, сын историка Сергея Соловьёва и брат философа Владимира Соловьёва. В гостях у Соловьёвым Борис Бугаев знакомится с поэтами В. Брюсовым, В. Мережковским, З. Гиппиус. Общение с Владимиром Соловьёвым будущий Андрей Белый посчитает для него судьбоносным и символическим. Александра Блока он позже будет считать своим "крёстным братом". Сами Соловьёвы помогли опубликовать в 1902 году его первую книгу- "Симфонию", они же ему и придумали литературный псевдоним "Андрей Белый".
Квартира Бугаевых была небольшой, по сравнению с малогабаритным жильём. Сам же дом оставался жилым до 1980-х гг., затем оно перешло в собственность МИДа СССР. В 2000 году на месте его бывшей квартиры и сделали музей.
Осенью 1903 года вокруг Андрея Белого организовался литературный кружок, получивший название "Аргонавты". На одном из заседаний кружка было предложено издать литературно-философский сборник под названием "Свободная совесть", и в 1906 году вышли две книги этого сборника.
В 1912 в Берлине он познакомился с учёным Рудольфом Штейнером, стал его учеником в изучении антропософии (религиозно-мистического учения, выделившегося из теософии, основанное в 1912 г. с целью открыть широкому кругу методы саморазвития и духовного познания с помощью мышления человека, характеризуемого как "науке о духе". В годы 1 мировой войны Андрей Белый участвует в возведении в Швейцарии всемирного центра антропософского учения- Гётеанума, своеобразной модели Вселенной.
В 1922 году Гётеанум был сожжён, предположительно, противником Рудольфа Штейнера. В квартире Андрея Белого сохранилось некоторое авторское видение этого сооружения, которое позднее было восстановлено к концу 20-х гг. XX века. Отображён переход от бездны в бесконечные небеса с использованием зеркал.
Сам Гётеанум.
В Берне в 1914 г. он женится на Анне Тургеневой, однако в 1916 году его вызывают в Россию "для проверки своего отношения к воинской повинности" и кружным путём через Францию, Англию, Норвегию и Швецию он прибывает на Родину. Жена за ним не последовала. После Октябрьской революции он вёл занятия по теории поэзии и прозы в московском Пролеткульте среди молодых пролетарских писателей.
С конца 1919 г. Белый задумывался о возвращении к жене в Дорнах, за границу его выпустили только в начале сентября 1921 г. Из объяснения с Асей стало ясно, что продолжение совместной семейной жизни невозможно. В октябре 1923 г. Белый возвращается в Москву к своей подруге Клавдии Васильевой, которая в 1931 году станет его супругой. "Белый - покойник, и ни в каком духе он не воскреснет", - писал в "Правде" Лев Троцкий.
В марте 1925 года он снял две комнаты в Кучине под Москвой. Писатель умер 8 января 1934 года от инсульта - следствие солнечного удара, случившегося с ним в Коктебеле. Эта судьба была предсказана им в сборнике "Пепел" (1907):
Золотому блеску верил,
А умер от солнечных стрел.
Думой века измерил,
А жизнь прожить не сумел.
Осип Мандельштам откликнулся на известие о смерти Белого поэтическим циклом, начинающимся строками: "Голубые глаза и горячая лобная кость - Мировая манила тебя молодящая злость..." В газете "Известия" был опубликован некролог Белого, за авторством Б. Л. Пастернака, в котором Белый, не являвшийся центральной или значительной фигурой в складывавшейся советской литературе, трижды был назван "гением". Власти распорядились изъять его мозг и передать на хранение в Институт мозга человека.
Авторами музейной экспозиции стремились показать прямое назначение каждой из комнат и одновременно - их отражение в призме автобиографической прозы Белого; дать понять, как рос в этой квартире Боря Бугаев и одновременно - как мыслил и чем жил писатель тогда, когда создавал свои автобиографические произведения. Это зал "Комната матери" (или "Спальня родителей") посвящённый матери писателя, Александре Бугаевой, привившей сыну интерес к музыке, живописи, литературе. Здесь представлены материалы, относящиеся к раннему творчеству Андрея Белого и к истории московского символизма в целом.
Особое место в этой комнате отводится истории "мистических влюбленностей" Андрея Белого и его "музам" - Любови Дмитриевне Менделеевой-Блок, жене А.А. Блока, и Маргарите Кирилловне Морозовой (урожденной Мамонтовой), хозяйке светского салона, жене крупного московского фабриканта и коллекционера живописи М.А. Морозова, ставшей прототипом главной героини (Сказки) в дебютной книге Андрея Белого ("Симфония").
В "Детской" размещены материалы, связанные с младенчеством и годами учебы. Представлена также история обращения Андрея Белого к автобиографической тематике
Своеобразное изображение жизненного пути, сделанного Андреем Белым, где мы можем увидеть индивидуальные взлёты и падения, невзгоды и жизненные взлёты.
В "Кабинете отца", профессора Николая Васильевича Бугаева, представлены экспонаты, связанные с Московским университетом и московской профессурой, материалы, рассказывающие о жизни Андрея Белого в Советской России в 1920-1930-е гг., о его работе над романным циклом "Москва" (где прототипом главного героя, профессора Коробкина, стал отец писателя).
"Бесы, искушающие монаха" профессора Московского университета Н. Северцова, знакомого Бугаевых. Эх, а только я посмотрел фильм Мартина Скорсезе "Последнее искушение Христа".
Белый работал над романом "Москва" в подмосковном поселке Кучино. Атмосфера его жилища представлена с помощью мебели, принадлежавшей писателю, гравюр и иллюстраций, висевших на стенах его комнаты.
Гостиная.
В бывшей столовой Бугаевых - литературная экспозиция. Ее основу составляют книги, рукописи, фотографии, позволяющие рассмотреть биографию Андрея Белого в контексте времени. Эти материалы выступают в качестве своеобразного пояснения к центральному экспонату музея - "Линии жизни". Это разноцветное графическое панно - автобиография Андрея Белого, но не написанная, а нарисованная, вычерченная им самим в весьма эффектную и подробную схему.
Изображение невидимых сил, повлиявших на его жизненный путь (его собственный рисунок), где в качестве внешнего фактора присутствуют 1 мировая война, революция, ближайшие друзья и возлюбленные.
18/03/2016 14:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Города: Москва
- Отзыв о поездке: Москва, Парк Горького, лето 2015
- Отзыв о поездке: Москва. В музей метро, не выходя из метро, зима 2016
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.