Москва. В музей метро, не выходя из метро



    Московское метро вне всяких сомнений является одним из главных символов столицы, а посещение его красивейших станций входит в программу осмотра города у большинства приезжающих сюда туристов. Теперь у гостей Москвы есть возможность познакомиться не только с архитектурой, но и с историей и секретами функционирования метро. В прошлом году в подземке открылся Центр профориентации, который часто называют музеем метро. Здесь можно беслпатно посмотреть на первый билет, проданный в московском метро; узнать, как всем пассажирам "дали по мягкому месту"; выяснить, каким жестом можно предупредить машиниста об упавшем на рельсы человеке, и даже поуправлять поездом на специальном тренажере.

    Москва. В музей метро, не выходя из метро / Россия
    // starina-chuk.livejournal.com

    На самом деле на станции "Спортивная" еще с советских времен действует народный музей московского метро, но в силу небольшой площади, специфического режима работы (если не ошибаюсь, еще несколько лет назад он был открыт только в будни) и малой раскрученности он вряд ли был в состоянии удовлетворить интерес всех потенциальных посетителей. Впрочем, этот музей входит с Центром профориентации в одну службу метрополитена, то есть не конкурируют, а дополняют друг друга, и, вероятно, когда-нибудь объединятся под одной крышей единого музея метро, когда таковой будет построен.

    Москва. В музей метро, не выходя из метро / Россия
    // starina-chuk.livejournal.com

    Центр профориентации работает на станции "Выставочная". Экскурсантов в нем в первую очередь проводят в киноуголок, где демонстрируют несколько небольших исторических фильмов о московском метро. Пересказывать их содержание, конечно, не буду - лучше вверну несколько запомнившихся фактов в дальнейший рассказ.

    Москва. В музей метро, не выходя из метро / Россия
    // starina-chuk.livejournal.com

    Первый раздел экспозиции посвящен 80-летнему юбилею, которое московское метро отпраздновало в прошлом году. Здесь, представлены, в частности, подарки, которые предприятие получило к этой славной дате.

    Москва. В музей метро, не выходя из метро / Россия
    // starina-chuk.livejournal.com

    Например, эти малахитовые шахматы презентовал Артемовский машиностроительный завод, ныне носящий имя "Вентпром". Вентиляционная продукция этого предприятия используется в хозяйстве метрополитена с 1935 года.

    Москва. В музей метро, не выходя из метро / Россия
    // starina-chuk.livejournal.com

    Первые предложения по устройству в Москве метро были озвучены задолго до революции. Еще в 1875 году инженер Василий Титов выдвинул инициативу проложить подземную железную дорогу от Курского вокзала к Лубянской и Трубной площадям с дальнейшим выходом к Марьиной рощей. Но начало русско-турецкой войны и убийство Александра II помешало проектированию. Одним из самых известных дореволюционных стал проект инженеров Петра Балинского и Евгения Кнорре, предложенный ими в 1902 году. По нему предполагалось построить что-то вроде легкого метро - во всяком случае, из 105 километров пути 67 должны были пройти по эстакадам. Правда, предлагаемая ими схема линий выглядела, прямо скажем, довольно заковыристо.

    Москва. В музей метро, не выходя из метро / Россия
    // starina-chuk.livejournal.com

    Проект рассматривала Мосгордума, которая постановила "господам Кнорре и Балинскому в их домогательствах отказать". То ли проект сочли недостаточно проработанным, то ли собственных денег на строительство у города не было, а давать концессию Мосгордума не хотела. Впрочем, Балинский получил за этот проект премию в 100 тысяч рублей от самого Николая II. Если бы их с Кнорре идея была реализована, вполне возможно, что центр Москвы сейчас выглядел бы совсем по-другому.

    Москва. В музей метро, не выходя из метро / Россия
    // starina-chuk.livejournal.com

    Как всем нам известно, к строительству метро приступили в начале 1930-х годов. К тому времени Москва была буквально опутана трамвайными линиями, по которым ежедневно перевозились около 2,5 из 4 миллионов человек, составлявших население города. Для осуществления проекта набрали несколько тысяч добровольцев-метростроевцев. Задача перед ними стояла нелегкая - по оценкам некоторых экспертов, по "тяжести" грунтов для прокладки тоннелей Москва занимает второе место в мире после Питера (разумеется, среди тех городов, где вообще есть метро). Строительство не обходилось не только без трудностей, но и без аварий. Летом 1934 года на Комсомольской площади произошел разлом, пошедший в сторону Казанского вокзала. Официальных данных на этот счет нет, но, по всей видимости, при этом погибло несколько строителей. Кстати, станция метро "Комсомольская", у которой произошла трагедия, еще на этапе строительства успела несколько раз поменять название. Сначала ее предполагалось назвать "Каланчевской площадью", потом - с переименованием самой площади - "Комсомольской площадью", ну а в итоге слово "площадь" вообще отпало. На стенде - награды метростроевцев.

    Москва. В музей метро, не выходя из метро / Россия
    // starina-chuk.livejournal.com

    В итоге первую очередь метро - участок от "Сокольников" до "Парка культуры имени Горького" (ныне - просто "Парк культуры") с ответвлением к станции "Смоленская" нынешней Филевской линии - открыли 15 мая 1935 года. Всего в первую очередь входили 13 станций, а общая протяженность линий составляла 11 с лишним километров.

    Москва. В музей метро, не выходя из метро / Россия
    // starina-chuk.livejournal.com

    Вот выглядела первая полоса газеты "Правда", вышедшей в тот день (причем, говорят, это не какая-нибудь копия, а реальный экземпляр). Меня удивило отсутствие крупной шапки типа "Есть метро!" (видимо, тогда это было еще непринято), но все же значительная часть первой полосы рассказывает о торжественном заседании, посвященном пуску Метрополитена имени Кагановича (да-да, "имени Ленина" он стал только в 50-е годы), который курировал стройку. Еще любопытно, что слово "метро" в то время употреблялось в мужском роде - видимо, как сокращение от "метрополитена". Помните, даже у Утесова в его знаменитой "Песне старого извозчика" - "но метро сверкнул перилами дубовыми"?

    Москва. В музей метро, не выходя из метро / Россия
    // starina-chuk.livejournal.com

    А это первый билет московского метро, проданный некоему рабочему Латышеву в кассе на станции "Сокольники" 15 мая в 6:45. Стоил он 50 копеек, но в течение 1935 года стоимость проезда дважды снижали - сначала до 40, потом до 30 копеек (плюс появились абонементы). По такому билету можно было находиться в метро не более 35 минут (проехать всю линию можно было почти в два раза быстрее, так что оставалось еще время на то, чтобы полюбоваться архитектурой). Турникетов же в то время не было, за оплатой проезда следили контроллеры.

    Москва. В музей метро, не выходя из метро / Россия
    // starina-chuk.livejournal.com

    В экспозиции Центра профориентации вообще представлено множество билетов и жетонов разных лет. Любопытно, что первые проездные были с фотографией владельца, которая вклеивалась прямо в кассе.

    Москва. В музей метро, не выходя из метро / Россия
    // starina-chuk.livejournal.com

    Ретроспектива билетов доходит до нашего времени.

    Москва. В музей метро, не выходя из метро / Россия
    // starina-chuk.livejournal.com

    Впрочем, вернемся почти на 80 лет назад. До конца 30-х были введены в строй участки "Смоленская" - "Киевская" с первым в СССР метромостом, "Улица Коминтерна" (нынешний "Александровский сад") - "Курская" и родная мне Замоскворецкая линия от "Сокола" до "Площади Свердлова" (нынешней "Театральной"). Развитие метро не прекратилось даже во время войны. В годы ВОВ Замоскворецкую линию продлили от "Театральной" до "Автозаводской" (тогда - "Завода имени Сталина"), а Арбатско-Покровскую - от "Курской" до "Партизанской" (тогда - "Измайловской"). Великая Отечественная война стала особым периодом в истории столичной подземки. На станциях метро прятались от бомбежек около половины остававшихся в городе жителей. А 6 ноября 1941 года на станции "Маяковская" прошло знаменитое заседание в честь 24-й годовщины Октябрьской революции. На войну же пришелся и единственный день в истории метро, когда оно не работало - 16 октября 1941 года.

    Москва. В музей метро, не выходя из метро / Россия
    // starina-chuk.livejournal.com

    Отдельная страница в военной истории метро - бронепоезд "Московский метрополитен", который был построен на деньги работников подземки и на котором служили сотрудники метрополитена. Бронепоезд имел четыре площадки с танковыми башнями, но за счет плавности хода по эффективности использования орудий значительно превосходил обычные гусеничные танки. В июле 1943 года он участвовал в боях на Курской дуге, где в итоге и был подорван собственным экипажем, когда отступление стало невозможным из-за уничтоженного пути.

    Москва. В музей метро, не выходя из метро / Россия
    // starina-chuk.livejournal.com

    Наверное, излишне говорить, что после войны метро продолжило шагать по столице. В 50-х годах была запущена кольцевая линия, а к 1969 году схема метрополитена выглядела уже так, как показано ниже. Как видно, к тому времени подземка вышла на рубежи, некоторые из которых не преодолены до сих пор. Я про станции "Щелковская" и мой родной "Речной вокзал", которые до сих пор остаются конечными на своих линиях. "Речному", правда, осталось пребывать в этом качестве недолго - уже к концу этого года Замоскворецкую линию должны продлить до станции "Ховрино". Кстати, участок из трех станций от "Сокола" до "Речного вокзала" открыли в 1964 году, 31 декабря. Причем, как вспоминает моя бабушка, даже не с утра. На работу с "Речного" на "Войковскую" она ехала еще на троллейбусе, а вот с работы домой - уже на метро. :)

    Москва. В музей метро, не выходя из метро / Россия
    // starina-chuk.livejournal.com

    В Центре профориентации есть отдельный стенд с сувенирами, посвященными запуску новых участков и станций. Самые большие золотые ключи посвящены открытию станций "Аннино" и "Парк Победы" и участку от "Парка Победы" до "Строгино".

    Москва. В музей метро, не выходя из метро / Россия
    // starina-chuk.livejournal.com

    Ну, а недавно московское метро пополнилось "юбилейной", 200-й, станцией - "Саларьево", продлившей на юг Сокольническую линию. Об этом посетителям напоминает плакат, вывешенный среди детских рисунков при входе в Центр. Не могу не отметить, что неправильное в данном случае двухбуквенное наращение (-ая) жутко режет глаз. А ведь эту картинку показали во всех новостях. Надеюсь, в будущем в метрополитене будут внимательнее относиться к таким "мелочам".

    Москва. В музей метро, не выходя из метро / Россия
    // starina-chuk.livejournal.com

    Первые вагоны метро - вагоны типа "А", пущенные в 1935 году, - выглядели так. (Позволю себе использовать несколько фотографий, снятых в мае прошлого на выставке ретровагонов на станции "Партизанская".)

    Москва. В музей метро, не выходя из метро / Россия
    // starina-chuk.livejournal.com

    Интересна история появлений в них мягких сидений. Вообще-то изначально в вагонах метро планировалось сделать деревянные лавочки. Это очень возмутило приехавшего на завод "Динамо" имени Кирова Кагановича, который курировал проект. Он заявил, что "каждому пассажиру надо дать по мягкому месту". :)

    Москва. В музей метро, не выходя из метро / Россия
    // starina-chuk.livejournal.com

    Почти сразу после запуска метро приступили к работе по серьезной модернизации вагонов типа "А". Это даже не макет, а конструкторская модель будущего вагона типа "Г", который начал применяться в метрополитене в начале 40-х. С появлением этого типа вагоны в метро перестали делиться на моторные и прицепные, как на железной дороге, а кроме того, у него появилась новая тормозная система. Любопытная деталь - так называемые черпаки (вентиляционные отверстия) на крыше в левой и правой (от нас) части вагона повернуты в разные стороны. Посмотрев на эту модель, конструкторы решили, во-первых, увеличить число черпаков, а во-вторых, расположить их побортно - с тех пор черпаки в метро с одного борта всегда смотрели вперед, а с другого - назад.

    Москва. В музей метро, не выходя из метро / Россия
    // starina-chuk.livejournal.com

    На этом наборе марок, выпущенном к 80-летию метрополитена, представлены почти все типы вагонов, использовавшихся в московской подземке. Есть даже вагон типа "И", не прошедший испытания...

    Москва. В музей метро, не выходя из метро / Россия
    // starina-chuk.livejournal.com

    ...но почему-то не хватает "Яузы", которую и сейчас еще можно увидеть на Каховской и Люблинско-Дмитровской линиях. Впрочем, нехватку "Яузы" легко исправить публикацией вот этой фотографии из экспозиции. :) Кстати, в музее я узнал, для чего этому поезду глухая стенка на "фасаде" кабины, съевшая часть площади лобового стекла. Оказывается, это дверь-трап, которая должна облегчить в экстренной ситуации эвакуацию пассажиров через кабину машиниста!

    Москва. В музей метро, не выходя из метро / Россия
    // starina-chuk.livejournal.com

    Макет, наверное, самого современного типа вагонов, используемых в московском метро, который носит, как я понимаю, не вполне официальное имя "Ока".

    Москва. В музей метро, не выходя из метро / Россия
    // starina-chuk.livejournal.com

    В Центре профориентации можно также поразглядывать макеты поездов различных метрополитенов мира из личных коллекций руководителей московской подземки.

    Москва. В музей метро, не выходя из метро / Россия
    // starina-chuk.livejournal.com

    Москва. В музей метро, не выходя из метро / Россия
    // starina-chuk.livejournal.com

    Создание в городе нового вида транспорта, естественно, потребовало обучения персонала. Первым права машиниста московского метро получил человек с редким именем Иван Иванович Иванов. :)

    Москва. В музей метро, не выходя из метро / Россия
    // starina-chuk.livejournal.com

    В метрополитене действует такая же система, как и на железной дороге - вместе с правами машинисту выдают талон предупреждения №1. Он имеет зеленый цвет. Если машинист допустит грубое нарушение (например, проедет на красный свет), этот талон у него изымут и выдадут желтый талон предупреждения №2. Потом - талон предупреждения №3 красного цвета. Но если отнимут и его, то уже вместе с правами. На этом стенде представлены права машиниста (правда, не метрополитеновские, а железнодорожные) нынешнего начальника московской подземки Дмитрия Пегова и сохраненный им талон предупреждения №1. Получается, поезда он водил без серьезных нарушений.

    Москва. В музей метро, не выходя из метро / Россия
    // starina-chuk.livejournal.com

    Попробовать себя в роли машиниста метро в Центре профориентации можно с помощью компьютерного тренажера, на котором обучаются управлению составами "Ока" (официальное название - 81-760/761). Пульт управления полностью повторяет тот, что установлен в кабине настоящего поезда, а в компьютерную программу заложены визуализации реальных линий московского метро (вплоть до подъемов и спусков на перегонах). Кроме того, симулятор способен "подкидывать" всякие нештатные ситуации - например, перед поездом одного из членов нашей экскурсионной группы оказался лежащий на путях человек. Кстати, что делать, если упали на рельсы, знают, наверное, многие - бежать к месту остановки первого вагона, а при приближении поезда укрыться в желобе между рельсами, и ни в коем случае не пытаться вылезти обратно на платформу, так как можно зацепить идущий вдоль нее контактный рельс с высоким напряжением. А вот как подать сигнал об упавшем на пути человеке машинисту въезжающего на станцию поезда? Оказывается, для этого есть специальный жест - надо делать круговое движение рукой.

    Москва. В музей метро, не выходя из метро / Россия
    // starina-chuk.livejournal.com

    Основной инструмент управления поездом - черный рычаг, расположенный под левой рукой. Он имеет восемь позиций: четыре степени хода (сравнимо с передачами в автомобиле), три степени тормоза и положение "выбег". Выбег - это что-то вроде круиз-контроля. Разогнался до нужной скорости - и можешь переводить джойстик в это положение. Если не будет подъемов и спусков, поезд будет сам удерживать заданный темп. Максимально разрешенная скорость в московском метрополитене составляет 80 км/ч, но местами, конечно, действуют ограничения и ниже. Правая рука машиниста должна находиться у экстренного тормоза - так называемой петли безопасности. Это такая маленькая металлическая пимпочка под белой круглой кнопкой в правом нижнем углу.

    Москва. В музей метро, не выходя из метро / Россия
    // starina-chuk.livejournal.com

    Вот как проходил этот "аттракцион". С помощью тренажера можно узнать, в частности, как выглядит оборот поезда на конечной станции.

    Но, конечно, метро - это не только машинисты, но и люди еще десятков профессий. Например, этот макет вагонной тележки был разработан в 40-е годы для обучения слесарей. Он представляет собой уменьшенную копию тележки, но в то же время имеет все те же детали и может разбираться и собираться.

    Москва. В музей метро, не выходя из метро / Россия
    // starina-chuk.livejournal.com

    И даже поездами в подземке управляют не только машинисты. Вот так выглядит рабочее место сотрудника, отвечающего за диспетчеризацию движения (если я правильно понял, он называется дежурным по станции - правда, смущает то, что на обывательском уровне мы привыкли понимать под этим человека, выполняющего другие обязанности).

    Москва. В музей метро, не выходя из метро / Россия
    // starina-chuk.livejournal.com

    В Центре профориентации представлены два станционных поста централизации, которые являются главным инструментом сотрудников, отвечающих за диспетчеризацию. Слева "пульт", использовавшийся с 1961 по 1999 год на станции "Парк культуры", справа - "пианино", изготовленное в 1991 году для станции "Алекандровский парк" (тогда - "Калининской"), которое, впрочем, так и не эксплуатировалось в метро.

    Москва. В музей метро, не выходя из метро / Россия
    // starina-chuk.livejournal.com

    Две горизонтальные линии - это пути двух направлений, проходящих через станцию. Место нахождения поездов отражается горящими лампочками на соответствующих участках путей. Вот, например, на этом фото один из поездов находится ровно на пассажирской платформе, а второй "въезжает" в кадр слева.

    Москва. В музей метро, не выходя из метро / Россия
    // starina-chuk.livejournal.com

    Если дежурный по станции заметит, что интервал между поездами слишком сократился, он может замедлить движение второго поезда с помощью сигналов светофора. К пример, желто-зеленый сигнал означает, что впереди свободны еще два блок-участка. В этом случае светофор можно проехать, но с уменьшенной скоростью. Желтый сигнал говорит о том, что свободен только один блок-участок.

    Москва. В музей метро, не выходя из метро / Россия
    // starina-chuk.livejournal.com

    Мне очень понравилось в экспозиции Центра профориентации то, что в ней много элементов интерактивности. Посетители могут, например, самостоятельно собрать участок пути, починить светофор (на предыдущем фото), устранить протечку и т.п. Кроме того, для маленьких посетителей придумано что-то вроде квеста.

    Москва. В музей метро, не выходя из метро / Россия
    // starina-chuk.livejournal.com

    Экспозиция рассказывает и о невидимой составляющей московского метрополитена. Например, это макет водоотливной установки, удаляющей в канализацию попадающую в тоннели воду.

    Москва. В музей метро, не выходя из метро / Россия
    // starina-chuk.livejournal.com

    На случай крупных аварий на станциях, в переходах и тоннелях метро имеются гермоворота.

    Москва. В музей метро, не выходя из метро / Россия
    // starina-chuk.livejournal.com

    Вообще тоннель - это гораздо более сложная система, чем представляется обычному пассажиру, который едет по нему на поезде. Вон, видите рельсы, по которым ходят поезда? А вот сколько всяких вспомогательных помещений расположено вокруг.

    Москва. В музей метро, не выходя из метро / Россия
    // starina-chuk.livejournal.com

    Посмотреть в разрезе можно и на станцию метро. На этой схеме их даже две: мелкого и глубокого заложения, колонного и пилонного типов.

    Москва. В музей метро, не выходя из метро / Россия
    // starina-chuk.livejournal.com

    Вот макет станции пилонного типа.

    Москва. В музей метро, не выходя из метро / Россия
    // starina-chuk.livejournal.com

    А это эскалатор в разрезе. Википедия сообщает, что первый эскалатор для московского метро был куплен в Англии, после чего его разобрали, изучили устройство и начали производить такие самостоятельно. Самый длинный эскалатор в столичной подземке расположен (что логично) на самой глубокой станции - "Парк Победы". Его длина составляет 126,8 метра, а высота подъема ровно вдвое меньше.

    Москва. В музей метро, не выходя из метро / Россия
    // starina-chuk.livejournal.com

    Конечно, в Центре профориентации много других интересных экспонатов, но подробно остановиться на каждом в рамках одной экскурсии, разумеется, невозможно. Здесь есть, например, образцы табличек, применявшихся в разное время в московском метрополитене...

    Москва. В музей метро, не выходя из метро / Россия
    // starina-chuk.livejournal.com

    ... всевозможная техника, использовавшаяся в подземке: от путевых часов до автоматов для размена денег...

    Москва. В музей метро, не выходя из метро / Россия
    // starina-chuk.livejournal.com

    ...образцы формы, которую носили и носят сотрудники метрополитена, включая милиционеров и полицейских (говорят, все эти костюмы можно примерить)...

    Москва. В музей метро, не выходя из метро / Россия
    // starina-chuk.livejournal.com

    ...всевозможные значки и награды метрополитена, включая Орден Ленина, которым он был награжден в 1947 году.

    Москва. В музей метро, не выходя из метро / Россия
    // starina-chuk.livejournal.com

    Отрадно и то, что здесь можно купить сувениры с символикой метро. Мне особенно понравились копии настенных барельефов со станции "Динамо".

    Москва. В музей метро, не выходя из метро / Россия
    // starina-chuk.livejournal.com

    В завершение покажу несколько фотографий и скажу пару слов о станции "Выставочная", на которой находится Центр профориентации.

    Москва. В музей метро, не выходя из метро / Россия
    // starina-chuk.livejournal.com

    Она была построена на ответвлении Филевской линии к району небоскребов Москва-сити. Изначально сюда предполагалось проложить линию так называемого мини-метро - с меньшим радиусом кривых, более крутыми подъемами и специальным подвижным составом. Но впоследствии от этой идеи отказались и протянули в Москва-сити линию обычной подземки. Помимо "Выставочной" на этом ответвлении еще одна станция - "Международная". Перегон между ними является самым коротким в метрополитене - его длина составляет всего 500 метров.

    Москва. В музей метро, не выходя из метро / Россия
    // starina-chuk.livejournal.com

    Станция выполнена в стиле хай-тек с использованием нержавеющей стали, стекла, гранита, мрамора и дерева. Она двухэтажная, чем - разумеется с поправкой на архитектурный стиль - напоминает "Комсомольскую"-радиальную.

    Москва. В музей метро, не выходя из метро / Россия
    // starina-chuk.livejournal.com

    На одном балконе - прямом и открытом - располагается галерея "Метро", где проходят сменные фотовыставки (в настоящий момент идет выставка посвященная вооружению российской армии). На другом - изогнутом и застекленном - как раз и расположился Центр профориентации.

    Москва. В музей метро, не выходя из метро / Россия
    // starina-chuk.livejournal.com

    Станция "Выставочная" открылась в 10 сентября 2005 года, но под названием "Деловой центр". И свое нынешнее имя получила в 2009 году. А наименование "Деловой центр" в итоге перекочевало к соседней станции строящейся Солнцевской линии, которая начала работать 31 января 2014 года.

    Москва. В музей метро, не выходя из метро / Россия
    // starina-chuk.livejournal.com

    До конца года тут должен появиться и второй "Деловой центр" - ответвление от второго кольца метро. А первый "Деловой центр" к 2020 году должен стать частью объединенной Калининско-Солнцевской линии. В общем, в этом уголке метро пока все так запутано, что, по-моему, проще еще раз взглянуть на схему, чем пытаться что-то понять из словесных описаний. :) Пока же существующий "Деловой центр" связан лишь с "Парком Победы" - этот перегон обслуживается одним-единственным поездом-челноком, поэтому интервал движения составляет около 10 минут, а на "Деловом центре" используется только одна сторона платформы.

    Москва. В музей метро, не выходя из метро / Россия
    // starina-chuk.livejournal.com

    "Деловой центр" - также двухэтажная станция в современном стиле. Помимо эскалаторов здесь есть лифт, а индикатором прихода поезда служит световая полоса безопасности вдоль края платформы.

    Москва. В музей метро, не выходя из метро / Россия
    // starina-chuk.livejournal.com

    "Деловой центр" имеет общий подземный вестибюль со станцией "Выставочная" и старается не отставать от нее в экспозиционном плане. :) К 80-летию метрополитена на втором этаже "Делового центра" открылась выставка "Лица метро" с портретами действующих работников и ветеранов подземки. Правда, в отличие от галереи на "Выставочной", посмотреть ее можно только, пройдя через турникеты, то есть купив билет на поездку в метро. :)

    Москва. В музей метро, не выходя из метро / Россия
    // starina-chuk.livejournal.com

    Источник: ru-travel.livejournal.com
    starina_chuk
    13/03/2016 12:00


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из России

    06.09.21 У граждан России возникают проблемы с регистрацией приезда на родину на "Госуслугах"
    19.08.21 "Аэроэкспресс": скидки поздно вечером и новый автобус в Шереметьево-3 (D)
    09.07.21 В течение трех недель будет затруднен проезд к аэропорту Внуково на метро
    07.07.21 Для вакцинированных и переболевших туристов отменены ПЦР-тесты по возвращении в Россию
    05.07.21 У "Аэрофлота" появится платный выбор мест на онлайн-регистрации
    02.07.21 "Россия" удвоила число рейсов Петербург - Нижний Новгород
    26.06.21 "Аэрофлот" начал продажу билетов на рейсы "Победы" из Шереметьево
    02.06.21 "Аэрофлот" второй раз подряд продлил срок действия элитных статусов на год
    01.06.21 Новый вокзал Москвы принес массу проблем пассажирам РЖД
    25.05.21 Новый Airbus A320 neo "Аэрофлота": гид Travel.ru