Юго-запад Брянской области, Алтай, Бурятия, восток Московской области являются одними из крупнейших центров старообрядчества в России. Мы с вами отправимся в небольшой подмосковный город Егорьевск с населением в 70,000 человек, расположенный в 90 км от столицы России и получше познакомимся с важным пластом российской культуры.
Карта исследуемой территории.
В Егорьевск я прибыл в сначала на автостанцию, откуда до главных достопримечательностей предстояло пройти около 1 км по весьма интересным районам с раннесоветской архитектурой вдоль центральной Советской улицы, главной артерии Егорьевска. Егорьевск был основан в 1778 году на месте крупного села Высокое по повелению Екатерины II при выделении отдельной Рязанской губернии. В XIX веке Егорьевск становится одним из центров старообрядчества, начиная с основанием первой ткацкой мануфактуры купцом Карцевым в 1825 и в 1847 году бумагопрядильной фабрики братьев Хлудовых. Во 2 половине XIX века городу сильно повезло с градоначальником Никифором Бардыгиным, который за 1872-1901 гг. много сделал для благоустройства Егорьевска, превратив его в один из лучших уездных городов России. В 1922 году Егорьевск был передан в состав Московской губернии, став 3 по численности населения среди городов Подмосковья в нынешний границах.
Чтобы лучше ощутить ауру города, давайте сначала вспомним, как появилось старообрядчество, каковы отличия в обрядовой части от РПЦ, и главное, необходимо понять именно старообрядческую трудовую этику (это позволит лучше понять городскую среду не только Егорьевска, но и скажем, Новозыбкова, Злынки и Клинцов родной Брянской области).
Старообрядцы появились в результате церковного раскола 1650-1660- гг. результате реформы патриарха Никона через богослужебно-обрядовые нововведения, направленные на внесение изменений в богослужебные книги и обряды в целях их унификации с современными греческими. Приверженцы старых обрядов, впоследствии получившие название "старообрядцы", были преданы анафеме на Московском соборе 1656 года и на Большом Московском соборе 1666-1667 годов. По мнению старообрядцев, взгляды патриарха Никона о какой-то отдельной традиции, в данном случае греческой, как об эталонной, были совершенно чужды русскому церковному сознанию, так как историческая русская церковность образовывалась на кирилло-мефодиевской традиции, в сущности которой было усвоение христианства с учётом национального перевода Святого Писания и богослужебного корпуса, использующего местные заделы христианской традиции.
Ключевыми отличиями, выделенными
mu_pankratov, между старообрядцами и современной православной церковью явлюятся:
- Двуперстие вместо современного Троеперстие (двуперстное крестное знамение глубже трехперстного раскрывает тайну вочеловечения и крестной смерти Христа, ибо на кресте была распята не Троица, а одно из её Лиц, вочеловечившийся Бог-Сын - Иисус Христос)
- Двойная аллилуйя вместо тройной аллилуйи
- Служение на семи просфорах; служение на пяти просфорах
- Изменен Символ Веры: с Несть конца,убрали "Духа Истинного", убрали -"а"
- Погружательное крещение; обливательное и даже окропительное.
- Изменение написание имя Господа с Исус, на Иисус
- Запрет на Трисоставный Крест
- В новой традиции стали вести отсчет от Рождества Христова, а не от сотворения мира, при этом саму дату Рождества сдвинули на 8 лет назад, а новолетие стали вести с 1 января.
- Отмена запрета на нехристиянские обычаи (брадобритие, еретические обычаи, еретические одежды).
- Староверы всех согласий считают Римскую КЦ- еретиками 1 чина, наравне с другими нехристями. РПЦ же признает благодатность католического крещения и других таинств, признает латинскую иерархию.
- Смена соборности на синодальное управление (управление императором). В России в 1797-1917 гг. император считался главой церкви (патриарх как предстоятель церкви).
- Слияние духовной и светской власти. (совмещение священниками- духовного служения со светскими должностями и коммерцией)
- Смена найма священников на приход общиной, на распределение и назначение их епископом.
- Модернизация богослужебных чинов
- Исправление богослужебных книг
- Отмена земных поклонов на поясные
- Отход от каноничной иконописи к европейской живописи.
- Смена церковного пения наречью (знаменное), на партесное (многоголосие).
- Смена хождения по солнцу (посолонь), на против солнца.
- Использование староверами- только юлианского календаря, новообрядцы- и юлианский (то, что было до революции в датировках "по старому стилю", и григорианский (современный с 1918 года) .
- Староверы- полное отрицание экуменизма. Новообрядцы приемлют совместные богослужения с инославными.
- Отмена запрет приема пожертвований на Церковь от еретиков, отлученных (ранее только на дрова).
- Строгая подготовка к причастию, примерно 4-е раза в год и только у своего духовника. У новообрядцев- причастие возможно на каждой литургии и у любого священника, в любом приходе.
Старообрядчество оказало значительное влияние на формирование капиталистических элементов в экономике: крупные старообрядческие общины стали центрами накопления капиталов, предпринимательство развивалось в среде староверов гораздо активнее, чем в среде традиционного вероисповедания, использование наёмного труда также было намного шире и т. д. Да и в быту старообрядцы придерживались аскетизма, не выпячивали своё богатство. Русские крестьяне зачастую присоединялись к старообрядчеству по экономическим причинам. Сам факт вступления гарантировал деловые качества будущего партнёра по бизнесу, и способствовал будущему деловому успеху, а также рассчитывать на кредиты и поддержку своих богатых единоверцев. Как протестантские сообщества, так и старообрядческие, являлись для своих членов финансирующими кассами.
Американский экономист и историк российского происхождения Александр Гершенкрон дал классическую формулировку парадоксу старообрядчества, заметив, что эти "почитатели религиозной стабильности, фанатичные враги церковных реформ, иррациональные приверженцы буквы и жеста" тем не менее "стали энергичными новаторами" в истории раннего русского капитализма.
Рассеянные по отдаленным уголкам империи, часто жившие нелегально или собиравшиеся группами для самозащиты, старообрядцы выработали стиль жизни, отличавший их от простого народа как в практическом, так и в духовном аспекте. Эти люди умели постоять за себя, а приоритет Писания подразумевал, что доступ к тексту существенен для веры, поэтому старообрядческие деревни часто отличались более широким уровнем образования по сравнению с окружающим населением. Старообрядцы также практиковали строгий аскетизм: адептам предписывалось воздерживаться от алкоголя и табака; поощрялись усердие в работе, рассудительность и бережливость. Изолированные и уязвимые, старообрядческие общины начали культивировать нормы поведения, заметно отличающие их от окружающего "никонианского" населения. Энергия, бережливость и аскетическая самодисциплина стали наглядными признаками истинной веры, выделяющими старообрядцев среди широких кругов духовно и материально обнищавшего крепостного крестьянства. Так, поколение за поколением, фундаменталистские нормы старообрядчества служили основой привычек и взглядов, отличных от окружающей крестьянской культуры: стремление к избытку вместо минимума, необходимого для пропитания, постоянный труд вместо сезонных ритмов, долгосрочный расчет вместо моментальной выгоды. Сколь бы традиционной ни была культура старообрядцев, сама их чужеродность по отношению к остальной России создавала культурное пространство для появления новых взглядов и норм поведения.
Понравился небольшой сквер вблизи этого сталинского дома на ул. Советской, д.37
Очень повезло с ранней осенью на снимках.
"Отечество славлю, которое есть, Но трижды - которое будет". Из поэмы "Хорошо!" (1927) Владимира Маяковского.
Прямо за этой сталинкой и находится построенный в кирпичном стиле Свято-Троицкого женский монастырь, возведённый в 1903 году на средства супруги градоначальника Никифора Бардыгина Марии по проекту архитектора И. Барютина. Сама Мария Бардыгина хотела быть здесь и похороненной впоследствии, но за 5 лет до окончательной постройки обители она скончалась.
Сами башни ограды возведены в 1897-1899 гг.
Святые ворота
Троицкий Собор в стиле эклектики 1880-1883 гг. постройки. Справа краснокирпичная постройка- один из корпусов Авиаколледжа, который был прообразом Зарайского лётного училища им. Мересьева из первого романа Виктора Пелевина "Омон Ра.
Теперь по Профсоюзной улице пройдёмся к другому комплексу интересных мест города - бывшего Механико-Электрическому училищу. А пока посмотрим пока повседневную жизнь
Памятный знак жертвам политических репрессий .
Дом врача Богина на улице Энгельса.
Подобный образец модерна широко распространён на юго-западе Брянской области. Читал интересную фразу, якобы "этническая идентичность творит архитектуру"
Река Гуслица по названию старообрядческой исторической области Гуслицы.
Если градоначальник Никифор Бардыгин преобразил Егорьевск, дав городу водопровод, канализацию, уличное освещение, пожарную команду, то его сын Михаил Бардыгин , продолжая дело отца, в 1907 году построил на границе Егорьевска техническое училище им. цесаревича Алексея. Это три великолепных здания, построенных по английскому проекту: учебный корпус с производственными мастерскими и два жилых корпуса - для учащихся и для преподавателей.
В это училище бесплатно набирались подростки и получали тут профессию - из них готовили мастеров по обслуживанию текстильных станков. Всё это делалось на средства семьи Бардыгиных, и на здании была надпись: "Бардыгины - Егорьевску". В промышленном отделении находились станки по последнему слову тогдашней техники. А для укрепления здоровья будущих рабочих было создано футбольное поле, а тренер выписан из Англии.
После революции всё это было национализировано, в здании квартировали различные учебные заведения. Сейчас здесь филиал МГТУ "Станкин". Здание не в лучшем состоянии, но вся равно поражает размахом, целесообразностью и красотой.
Тогдашний Председатель Совета Министров Пётр Столыпин телеграфировал: "Желаю процветания новому полезному рассаднику просвещения, а местным деятелям - бодрости и энергии на благо нашей любимой России".
За два года на берегу речки Гуслицы, благодаря талантливому архитектору Ивану Тимофеевичу Барютину, поднялись новые корпуса в стиле английской викторианской готики. Особенно красив был главный корпус, на торце которого была сделана надпись: "Родному Егорьевску - Бардыгины 1857-1907" (не сохранилась).
Посетивший Егорьевск в 1911 году корреспондент "Вестника мануфактурной промышленности" писал об училище цесаревича Алексея: "Прежде всего, это училище поражает нас своими внешним великолепием и обширностью... Внутренняя обстановка, оборудование... представляют из себя нечто совершенно необычное. Здесь вы не найдёте ни станков, ни машин, отходящих в область прошлого. Тут всё ново, всё - последнее слово техники и науки".
Михаил Бардыгин обеспечил хорошую материальную базу своему детищу. Для училища были приобретены новейшие образцы техники: паровая машина завода бр. Зульцер (Швейцария), динамо-машина и дизельный двигатель германского производства, множество книг для учебной библиотеки. В училище изучались слесарное, токарное, литейное дело, электротехника. Первый директор училища - инженер В.М. Леднёв был направлен в Германию для знакомства с постановкой технического образования.
Монумент павшим жителям Егорьевска во время Великой Отечественной войны.
Бывший станкостроительный завод "Комсомолец"
01/02/2017 13:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Регионы: Московская область
- Отзыв о поездке: Егорьевск, Московская область: по городу, осень 2016
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.