Летом мы трудимся, а в сентябре, когда поток туристов скукоживается, как осенний лист, появляется время разрабатывать новые маршруты. В конце прошлого сезона Андрей и Игорь ходили на острова Жужмуйские, в сорока километрах на юго-запад от Соловков - присмотреться, возможна ли организация нового маршрута.
До Жужумуйских дошли без проблем - погода стояла ровная.
На берегу валялся бакен. Когда-то на фарватере была обстановка.
И ушли гулять, оставив красавицу на привязи.
Добыча морской капусты в советские годы была засекречена - поговаривают, что из неё добывали какой-то компонент ракетного топлива... Не знаю, байка или нет, но секретность вокруг капусты всегда была, Агаровый перерабатывающий комбинат контролировали кгбшники, потом предприятие стало "федеральным", а кгбшники - фсбшниками... А работали (да и работают) на таких участках бывшие з/к и другие социально ненадёжные личности: такой пропадёт - никто и не заплачет... Если найдёте - посмотрите док.фильм "Ребалда", я нашёл только ролик - там об одном из таких участков... Деревянная разруха и бочки - наследие советского времени: на Жужмуях тоже добывали морскую капусту.
В сараях - аккумуляторы. Это как бочки, только для электричества.
Здесь всё рухнуло. Ещё лет тридцать, и следов не останется...
Остатки деревянных мостков указывают путь...
Грибов - жуть: никому не нужны.
Беломошник кругом, ягель всякий... А лес-то молодой совсем... Лет тридцать ему...
Оно и понятно: весь старый лес на разные погреба ушёл...
Чуть дальше появляются дома... Застеклить - летом можно жить.
Везде торчат сараи. На некоторых даже висят замки.
Посередине торчит телефонная СПУТНИКОВАЯ будка. Телефон оторвали на память, спутниковое оборудование оставили.
В сараях - склад остановившегося времени.
Затаившихся знаний...
Не ношеных сапогов...
Многое отапливалось дизелем, что объясняет количество бочек на побережье.
Где-то стояла и са-а-амая большая бочка острова...
Но наша цель - маяк.
На подступах к маяку опять бочки. Уже старые.
Конструкция дополнительно укреплена новыми оттяжками - за маяком следит служба... Кстати, все маяки у нас - военные объекты.
Конструция маяка крепится к скале.
Сам маяк выглядит не большим и не маленьким.
Вход в него открыт - и это правильно: если закрыть, кто-нибудь всё равно сломает. И шпионов так легко ловить, потому что нормальный мореход никогда маяк не поломает. А если он его поломал - он и есть шпион.
Внизу какой-то мусор...
Но нам вверх.
В маяке всё, как будто люди ушли вчера.
Подъём к линзе
Лестница сверху
Линза прикрыта тряпочкой, в отличном состоянии - вставляй лампочку, будет светить.
Вид линзы с площадки маяка
Новый маяк выглядит так. Естественно, всё в аккумуляторах. Привозят их раз в год. Это за пару лет. Когда станут мешать, начнут сбрасывать вниз.
Скажем прямо: светит хуже, но в море ночью заметен.
Андрей забирается туда.
Главка отделана лилиями. Говорят, король франков Хлодвиг I в 496 году обратился в христианство, и ангел лично дал ему золотую лилию как знак очищения.
На верху главки - флюгер, естественно.
С самого верха это выглядит так.
А чуть дальше - так.
Обидно, что таблички, повествующие о том, что это французская линза, кто-то сорвал... Видимо, тот, у кого был с собой соотвествующий инструмент... Технологичный варвар.
Винтовые лестницы красивы всегда
Спускаемся на улицу, зыходим в ближайшее здание. На одной из комнат надпись:
Заглянули: и правда - аккумуляторная!
Рядом валяются сплошные раритеты
Кстати, пока лазили, появилась парочка местных "заготовителей". Судя по лицам, ночью в тёмном углу с ними лучше не встречаться... Серьёзный маршрут здесь не организовать... Вот такое кино.
И ушли они обратно на Соловки.
10/01/2017 12:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Регионы: Соловецкие острова (Соловки)
- Отзыв о поездке: Архипелаг Кузова в Белом море, лето 2014
- Фоторепортаж: Знакомство с островом, 14.08.2013
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.