После рассказа про Выборг хочется переключиться на Кронштадт. Да, два этих города абсолютно разные, но всё же история нынешней Ленинградской области не могла не оставить схожих следов. Кронштадт - крепость на острове в Финском заливе, недалеко от Санкт-Петербурга. С момента своего создания он был городом военно-морского флота и заводов, этот флот обслуживающих. Возможность попасть сюда для простых смертных, как юридическая так и физическая, появилась совсем недавно. Благодаря всему этому в Кронштадте сложилась своя ни на что не похожая атмосфера и облик города. Не скажу, что сюда хочется возвращаться снова и снова, но забыть этот маленький город и его бесконечные каналы, форты и грубоватую архитектуру уж точно не получится.
Памятник Петру I в Петровском парке близ порта - вероятно, идеологически центральное место в городе. Как оказалось, Пётр тут ещё и шведский флаг топчет. Ну всё правильно - он вернул захваченные шведами северо-западные русские земли, основал Петербург и Кронштадт. Менее известно в массах, что он считается основателем ещё кучи городов, среди которых - Липецк со своим бюветом и Таганрог, сквер с памятником Петру в котором имеет такой же вид на порт и планировку, только берег повыше:
Теоретически, историческую часть Кронштадта можно обойти часа за 3. Но в действительности тут приходится останавливаться у каждого закоулка, на каждом углу. Здесь всё настолько интересно, загадочно и притягательно, что просто пробежаться по улицам тут не выйдет.
Из Петровского сквера можно полюбоваться военными кораблями. Вряд ли это боевые машины, скорее учебные. Всё же здесь их может увидеть и рассмотреть любой праздношатающийся.
Да что там корабли - тут и субмарина вот так вот запросто пришвартована. За ней, кстати, проглядывает силуэт одного из многочисленных островных фортов, окружающих Кронштадт. Ныне большая часть из них, насколько я знаю, заброшена, но соответствующий антураж они создают. А вот за фортом совсем уж плохо различимо в ноябрьском тумане проглядывает, судя по всему, искусственный остров Кроншлот - большой оборонительный форт, первым построенный в окрестностях острова Котлин. Сам Котлин, на котором расположен город, начали застраивать уже после, и именно дата освящения Кроншлота считается датой основания города. Кроншлот - один из немногих фортов вокруг Кронштадта, по-прежнему используемый военными.
Петровский сквер упирается в зимнюю пристань. В качестве декора на ней - якоря от катеров, участвовавших в наступательной операции петергофского десанта осенью 1941-го:
Вблизи сквера находится Петровский док - потрясающее и крайне редкое гидротехническое сооружение. Строить его начали в 1719-м, при Петре, для обеспечения возможности быстрого ремонта большого количества кораблей, т.к. обороты в новоотстроенном порту росли взрывными темпами. Сложность заключалась в необходимости его быстрого осушения (т.н. "сухой док ") и как можно больших размерах. Были применены инновационные по тем временам технологии, а стройка затянулась до 1752-го, пережив нескольких самодержцев. Была построена также ветряная водокачка. Башня последней (или, возможно, более поздней её паровой версии) находится около пруда в парке, но мы до неё не дошли. Док частично использовался по прямому назначению вплоть до 2008-го. Сегодня он выглядит полузаброшенным, но, как и почти все постройки Кронштадта тех времён, величественно и впечатляюще.
Петровский док весьма глубокий и относительно узкий. За воротами дока сегодня воды нет. Через канал в месте, где он "входит" в город, переброшен единственный в Кронштадте разводной мост. Самая интересная часть - собственно сам док - находится на закрытой территории Адмиралтейства, принадлежащего ВМФ. Попасть туда можно через дыру в заборе. Это не совсем законно, но, судя по количеству фото в сети оттуда, многие этим пользуются. Без пяти минут локация для "Сталкера".
На фото - канал между молами, ведущий к воротам Петровского дока. Как видно, одна его часть используется как причал для тех самых военных кораблей, вторая отдана на откуп гуляющим гражданам. В конце прогулочной части - деревянный маяк:
Одной из самых интересных, мрачных и загадочных частей Кронштадта является адмиралтейство, значительную часть территории которого занимает Петровский док. По замыслу Екатерины II на закате XVIII-го века адмиралтейство было решено перевести из Петербурга в Кронштадт. Для этого был построен впечатляющий комплекс зданий в самом центре города. Но пришедший к власти Павел I эту затею отменил. Руководство флота так и не переехало сюда из Петербурга, зато в Кронштадте остался впечатляющий архитектурный комплекс. Посмотреть, правда, можно только на внешние стены: огромная территория в самом центре города по-прежнему принадлежит Министерству обороны и посторонним вход внутрь закрыт. Можно конечно воспользоваться дырой в заборе и посмотреть на самое интересное внутри адмиралтейства - Петровский док. Судя по всему, ничего значимого для обороны там не осталось, одни руины. Тут уж вопрос законопослушности каждого отдельно взятого гражданина. Но даже наружние стены адмиралтейства впечатляют - мрачные и сугубо утилитарные, они лишены столичного украшательства и какого бы то ни было декора. Остатки моста, ведшего в адмиралтейство:
Мощная кирпичная ограда должна была защитить адмиралтейство от непрошенных гостей, а канал, опоясывающий комплекс словно ров средневековый кремль, - стать дополнительным путём для заходящих судов и защитой от пожара. Корабли здесь предполагалось и разгружать: на стенах повсеместно видны двери и погрузочные механизмы, ведь внутри было построено с десяток складов и заводов для нужд флота. Сам Обводной канал даже под водой выложен гранитом.
Время и лёгкая бесхозность наложили на и без того грубый и бесхитростный вид построек адмиралтейства печать некой таинственности и шарма. Увидеть в России нечто подобное где-либо ещё довольно сложно. Кронштадтское адмиралтейство по своей мрачной атмосферности на голову превосходит лощёные европейские замки с их сувенирами и сладкой ватой. За спиной Ильича неплохо видно территорию адмиралтейства:
Памятник Беллинсгаузену. Адмирал в Кронштадте учился, а в поздние годы был назначен главным командиром Кронштадтского порта и военным генерал-губернатором Кронштадта. Также известен как первооткрыватель Антарктиды и участник первого русского кругосветного плавания, с памятником другому участнику которого я недавно столкнулся за пять тысяч километров отсюда - в Красноярске.
За Беллинсгаузеном видны очертания обветшалых кирпичных корпусов адмиралтейства:
Здание голландской кухни 1803-1805-х годов постройки. Здесь питались моряки с кораблей, стоявших в порту Кронштадта. Готовили пищу они здесь самостоятельно. Условия для приготовления были спартанские, все ингредиенты надо было приносить с собой. При СССР в здании недолго размещалась электростанция. Ныне принадлежит ВМФ, в нём расположены склады:
Одна из построек Кронштадта, не столь известных и ярких, но однозначно играющая одну из ключевых ролей в создании его неповторимого образа - арсенал близ Петровского сквера. Голые кирпичные стены с исполинскими окнами и дверями (очень удачно для осознания размеров рядом с дверьми идёт группа людей), какие-то крюки на стенах, решётки на всём, чём только можно, обшарпанность и щербатость стен (говорят, до сих пор сохранились следы немецких снарядов времён Великой Отечественной) как будто специально призваны создать ощущение, что здесь какие-то орки или гоблины куют оружие, что здесь работает какая-то адская машина, готовая перемолотить сотни людей, что ты слаб и мелок перед этой махиной. Именно арсенал вместе с адмиралтейством и ещё парочкой сооружений создают Кронштадту мрачную и угрюмую атмосферу, которую, впрочем, с удовольствием поглощаешь находясь там. Построен он в 1836-м, и, что удивительно, до сих пор используется по прямому назначению.
В Кронштадте мрачны и атмосферны даже улицы с жилыми домами. Одинаковые корпуса стоят здесь на равном расстоянии друг от друга, объединённые какой-то стеной, словно бараки, казармы или ещё кое-что пострашнее. Сравниться со всем этим могут разве что непарадные дореволюционные кварталы Питера, как промышленные, так и жилые. Более того, некое сходство Кронштадта и задворков Васильевского острова в Питере неслучайно - их проектировали в одно время одни и те же люди:
В общем-то Питер и застраивавшиеся вместе с ним окрестности помимо всего прочего ценны, наверное, самой ранней массовой каменной застройкой в стране. До Петербурга из камня или кирпича строили культовые постройки, государственные конторы, заводы да богатые особняки. Массовое строительство "простого" жилья из камня и кирпича, как мне кажется, началось именно в северной столице и её окрестностях. И если советские многоэтажки спустя годы из-за дешевизны материалов смотрятся либо жалко либо просто никак, то дореволюционные каменные постройки, прокопчённые и осунувшиеся, выглядят всегда как-то зловеще. Улица в центре Кронштадта, упирающася в торец арсенала:
На другой улице дома чуть посолиднее, но впечатление всё равно то же самое - казармы. Дома выстроены в шеренгу как солдаты. Видимо, у застройщика этих улиц была армейская выучка...
Вообще, если бы в Кронштадте не было столь многолюдно, это вполне мог бы быть такой "город Зеро", наводящий страх и вызывающий желание убежать отсюда. Побродить по безлюдному Кронштадту - вот это была бы зашкаливающая по своей эстетике экскурсия! Пешеходный мост над бывшим каналом Петровского дока, по которому вода спускалась из дока в пруд-резервуар:
Главной достопримечательностью Кронштадта считается Морской Никольский собор - последний и самый крупный из морских соборов России, да и вообще один из крупнейших в стране. Размером, помпезностью, формами и тенденциозностью напоминает войсковой казачий собор в Новочеркасске Ростовской области. Строился с 1903-го по 1913-й. После реставрации 2013-го года считается главным храмом ВМФ России.
Высота храма во многом продиктована идеей, в соответствии с которой прибывающим в Кронштадтский порт морякам сразу бросался бы в глаза крест на куполе собора, который одновременно с этим был бы и ориентиром. Но собор проработал только с 1913-го по 1929-й, когда он был закрыт, кресты снесены, а иконы замазаны штукатуркой. В здании последовательно размещались кинотеатр, клуб со сценой и музей.
На этом фото собор образца 2014-го, спустя полтора года после реставрации и открытия спустя почти 90 лет забвения:
Так собор выглядел в 2006-м, когда я в первый раз попал в Кронштадт. Как видно, крест уже установлен и даже одну службу на тот момент успели провести. Однако до глянцевого состояния 2014-го ещё далеко. Местные тогда рассказывали, что внутри собора разруха и грязь и что там собирались всевозможные маргинальные элементы, из-за чего пытаться попасть внутрь попросту опасно. Уж не знаю, насколько это было правдой. И может быть у меня нет вкуса, но в таком виде, без идеально ровно заштукатуренных стен, едва ли не глянцевых поверхностей и со слегка зеленоватыми куполами собор выглядит куда интереснее и органичнее. Здесь чувствуется какая-то история, величие, стать. Интересно, нельзя ли было отреставрировать только инженерные сооружения и внутренности, не трогая оригинального внешнего вида?
А так собор выглядит изнутри сегодня. Дорого, светло и внушительно. Людей очень много, и большинство из них похожи скорее на туристов, нежели на верующих, хотя может быть я и ошибаюсь.
Надо сказать, что Кронштадт обладает каким-то странным правовым статусом. Он входит в состав Санкт-Петербурга, но при этом считается городом. Т.е. входит не в город Петербург, а в субъект федерации Петербург. В общем, явно перемудрили. Всё-таки частью Питера Кронштадт осознавать очень сложно. При всей их очевидной и понятной похожести, Кронштадт невероятно самобытен. На Якорной площади у собора - выразительный памятник адмиралу Макарову:
На мой взгляд, считать церковь, пусть и большую и значимую, главной достопримечательностью в городе, просто-таки переполненном всевозможными уникальными и единственными в своём роде сооружениями, мягко говоря неправильно. Ну да, у нас внутри страны массовый туризм завязан либо на море, либо на религию, так уж сложилось. Там же, на Якорной площади, - вечный огонь на братской могиле, где захоронены моряки, принимавшие участие в восстании 1906-го года:
Советский уголок в центре Кронштадта: памятник революционным морякам Балтики на фоне кинотеатра "Бастион" - не самого худшего, кстати, архитектурного творения времён СССР:
Здание Кронштадтской морской библиотеки. Строилась с 1910-го по 1927-й, т.е. проект ещё дореволюционный. Но даже в этом случае здание получилось дюже мрачным - под стать городу:
Кронштадт по духу похож на Балтийск Калининградской области. Последний, при этом, - неплохо сохранившийся старый немецкий городок с совершенно иной историей и внешним видом. Общего у них, по сути, - то, что они оба являются базами ВМФ на Балтийском море неподалёку от крупных городов и закрытость до недавнего времени. Видимо, это сближает гораздо сильнее, чем разъединяют разная история и архитектура. Тем удивительнее было увидеть в июле 2015-го на день ВМФ посреди Невы в Питере празднично наряженный большой десантный корабль "Минск", который пятью годами ранее вот так же, как здесь фотографировали военные кораблики, снимали на причале в Балтийске. А теперь он, судя по новостям, вообще через Босфор ходит...
В Кронштадте есть целая одна улица с вполне парадной застройкой - проспект Ленина:
Здания на нём отдалённо напоминают Петербург. Они конечно значительно меньше, проще и с куда более скромным убранством, но всё же они говорят: "Да! Это район Петербурга".
На этих улицах можно чутка передохнуть от мрачной винтажно-военной атмосферы, почувствовать себя хипстером в большом городе, выпить чашку кофе с неизменно замечательной питерской выпечкой в одном из многочисленных кафе...
По благоустройству улиц, особенно центральных, видно, что за последние 10 лет город значительно причесали. В 2006-м он выглядел сильно убитым. Но районом Петербурга он вроде бы был уже тогда. Возможно, на пользу пошло "открытие" города:
В 2006-м про Кронштадт шутили, что это город одного светофора. Как сейчас не знаю, но поездив по стране понял, что это не предел. Есть города вообще без светофоров, например Белый в Тверской области.
Жёлтое здание справа - кронштадтский Гостиный двор XIX-го века. Перед ним в 2004-м, в честь 300-летия города, установлен светомузыкальный фонтан. Фигура внутри фонтана должна напоминать форму форта "Кроншлот" - первой постройки близ острова Котлин, с которой и началось становление города:
Там же - часовня Тихвинской иконы Божией Матери, построенная в 1898-м рядом с собором Андрея Первозванного. При СССР разрушены были и собор, и часовня. Вернули на место в конце 2000-х, но уже без собора:
А вот эта симпатичная постройка рядом с разводным мостом через канал Петровского дока - не что иное, как Кронштадтский футшток. Вернее, сам футшток - это мерная рейка, которая находится где-то под мостом. Она установлена на уровне, от которого по всей России ведётся отсчёт высоты, т.е это эталон уровня моря. Его здесь отметили в 1840-м на основе 15-летнего наблюдения за колебаниями Балтики как среднее значение. Дальнейшие эксперименты подтвердили правильность этого уровня. Ну а в павильоне находится глубокий колодец и мареограф, который ежедневно в автоматическом режиме фиксирует колебания уровня моря.
История Кронштадта удивительна и крайне своеобразна, как и сам город, рождённый такой историей. Остров Котлин, на котором расположен город, издревле использовался шведами и новгородцами как опорная точка на торговом пути. В соответствии с первым шведско-новгородским документом по закреплению границ - Ореховецким миром, по которому, к слову, Выборг остался за Щвецией, а Сортавала - за Новгородом, - чётко по Котлину прошла граница, а сам остров использовался совместно, как некий пограничный пункт. Однако во время Смутного времени и последующих войн шведы забрали себе всю Северо-Западную Русь, в том числе и остров Котлин. Вернул все эти земли только Пётр I во время Северной войны, причём именно в ходе неё на острове Котлин и был заложен Кронштадт, весьма прелюбопытнейшим образом. В Кронштадте очень высока концентрация всевозможных памятников на квадратный метр. История, расположение и значимость города способствовали нахождению здесь множества выдающихся деятелей. Вот, например, памятник мореплавателю П.К. Пахтусову, уроженцу Кронштадта, исследовавшему Новую Землю:
Шведы, считавшие эти территории своими, по осени ушли на своих кораблях в незамерзающие порты Швеции. Под руководством же Петра I на острове Котлин за одну зиму в жесточайших условиях был возведён первый форт Кроншлот, который немного видно на фото №3. Он положил начало будущему городу-стражу. Кроншлот расположили настолько удачно с оборонительной точки зрения, что любой корабль, направляющийся в Невскую губу Финского залива, проходит в непосредственной близи от него. Обойти его нельзя, т.к. на отдалении акватория слишком мелкая. В ходе подготовки к строительству укреплений Пётр I лично (!) проверял этот факт. Вернувшиеся по весне шведы неожиданно для себя обнаружили мощные укрепления на Котлине, вероятно с глядящими в их сторону пушками. С момента постройки мимо Кронштадта не прошёл ни один неприятельский корабль. Многие памятники города в этот отчёт не попали - например, изобретателю радио Попову, жившему в Кронштадте и проводившему здесь эксперименты, приблизившие его к открытию. А вот памятник знаменитому художнику-маринисту Ивану Айвазовскому. Из Кронштадта он не единожды уходил в плавания, во время и благодаря которым рождались многие его шедевры:
В дальнейшем оборонительные сооружения на острове постоянно совершенствовались и дополнялись. Помимо самого Котлина, форты и бастионы занимают множество мелких, зачастую искуственных, островков вокруг него. Их видно с пляжей города, с набережных, с дамбы, ведущей на материк. С развитием Кронштадта росло и его население. Ещё в дореволюционные годы количество душ здесь доходило почти до полусотни тысяч, что весьма солидно по тем временам. В царские годы чиновников и дворян переселяли сюда в принудительном порядке. Это при том, что сухопутный транспорт при помощи дамбы с дорогой связал Кронштадт с материком лишь в конце советского периода. Зимой 1881-го, правда, по льду Финского залива проложили рельсы, но идея оказалась неудачной - из-за движения льдов рельсы почти каждый день приходилось править, поэтому на следующий год эксперимент уже не повторяли.
Памятник камертону рядом с музыкальной школой:
Но несмотря на все принудительные переселения Кронштадт на протяжении всей своей истории оставался городом военных моряков и тех, кто связан с их деятельностью. Представителей других профессий и сословий здесь всегда было мало. Изменили всё, как это ни странно, постройка дамбы и капитализм. В наше беспощадное время Кронштадт помимо балтийского форпоста стал ещё и спальным пригородом Петербурга.
Остатки кронштадтской крепости первой половины XIX-го века. От неё сохранилось и без того немного, но и оно пребывает не в лучшем состоянии. Вот через эти арки, например, осуществляется подъезд к АЗС. Никто не боится, интересно, что кто-нибудь здесь под мухой снесёт своим авто исторически значимую постройку?
Проходная кронштадтского морского завода - одного из старейших судоремонтных предприятий страны. Основан в 1858-м как Пароходный завод. На протяжении всей своей истории он был и до сих пор остаётся главной ремонтной базой Балтийского флота. Именно здесь в наши дни ремонтируются легендарные крейсер "Аврора" и ледокол "Красин". Полагаю, на территории завода сохранились и до сих пор используются многие исторические корпуса.
Проходная с орденом Ленина выглядит заброшенной. Вероятно, это не главный вход, т.к. сегодня предприятие активно функционирует:
Время становления коммунистического режима в Кронштадте омрачилось двумя достаточно известными восстаниями, жестоко и кроваво подавленными - в 1905-м и в 1921-м годах. Здание машинной школы Балтийского флота. Здесь готовили корабельных кочегаров. В помещении с огромным полукруглым окном и изящными модерновыми формами находилась модель кочегарки военного корабля в натуральную величину, с действующим котлом. Подготовка была максимально приближена к реальности. После Великой Отечественной войны в этом помещении организовали бассейн.
На одной из немногочисленных безлюдных улиц Кронштадта притаился такой вот полуразрушенный красавец, напоминающий о Бухаресте. Это дом общины сестёр милосердия конца XIX-го века на месте усадьбы адмирала Лазарева. После революции в нём размещался туберкулёзный диспансер. В начале 2000-х он переехал в новое здание. Старое чуть менее чем за 15 лет растащили чуть ли не по кусочкам. Ныне оно представляет собой жалкое зрелище. Дети из соседних домов прямо при нас закинули внутрь мешок с мусором. Справа от дома, кстати, остался нетронутый участок мощёной мостовой длиною в квартал.
Второй по величине и значимости собор Кронштадта - Владимирский, конца XIX-го века. Интересный факт из его истории: в советские годы его несколько раз пытались взорвать. Храм сильно пострадал, но выстоял. Зато трещины пошли по соседним зданиям. Из-за этого взрывные работы прекратили, и храм хоть в каком-то виде, но сохранился. Ну а в нашу эпоху его уже вернули к нормальному состоянию.
С городского пляжа хорошо виден пороховой погреб. Это брутальное сооружение 1861-го года было построено с задумкой удобства подвоза пороха к любой точке обороны крепости, а также с заботой о безопасности: рванёт в море - не так страшно! После утраты оборонного значения использовался как тюрьма: настоящий форт Боярд! Даже с берега ощущается суровая эстетика этого сооружения, а уж изблизи... Таких вот искусственных островков и фортов вокруг Кронштадта почти два десятка:
Часовня Богоявления Господня "Спас-на-водах" 1904-го года, встречающая прибывающих в Кронштадт по воде. В советские годы была заброшена и доведена почти до состояния руин. Восстановлена в 2000-е:
В здании башни городского водопровода (проще говоря - в водонапорке) ныне размещается краеведческий музей. Такой нарядный вид она получила отчасти благодаря указу Николая I, требовавшего, чтобы башня составляла единый ансамбль с лютеранской церковью, что напротив, отчасти - благодаря более поздним перестройкам. Сама башня построена в 1839-м, но водопровод существовал здесь и раньше, с 1804-го. По некоторым источникам - старейший в России.
На территории музея можно посмотреть на некие объекты, часть из которых с натяжкой можно назвать "скульптурами". Они появились здесь в результате Кронштадтского международного экологического фестиваля искусств "Кронфест". Идея фестиваля заключалась в создании произведений искусства из вторсырья либо из мусора, способного нанести вред природе:
Не понимаю людей, считающих, что в России нечего смотреть. Даже если не брать дальние края, куда нужно долго и дорого лететь, мест для путешествий хватит на полжизни. Кронштадт - тому прекрасное подтверждение. Вместе с Петербургом, его пригородами и Карелией они образуют громадный комплекс интереснейших мест на Северо-Западе России, добраться до которого легко и сравнительно дёшево. В то же время Кронштадт великолепен и сам по себе. Я обязательно сюда вернусь.
В нашем большом путешествии по северо-западной России, конечно, не могло не найтись места и Санкт-Петербургу. Побывав в нём за последние два года пять раз и прожив в общей сложности почти две недели, писать о нём что-то я пока не готов, как и о Москве. Поэтому далее мы отправимся в Кондопогу - город, имя которого так очернили некоторые события последних лет, что как город в Карелии его и не воспринимаешь. Тем более приятно увидеть, что там всё очень неплохо и есть на что посмотреть...
29/12/2015 16:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Регионы: Санкт-Петербургский регион
- Города: Кронштадт
- Отзыв о поездке: Форт "Красная Горка", осень 2014
- Фоторепортаж: St. Petersburg. Кронштадт, 08.11.2015
- Фоторепортаж: Петровский Док в Кронштадте, 19.06.2015
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.