Маршрут Июль 2015г: г.Комсомольск-на-Амуре - пос.Пивань
Не все жители Комсомольска-на-Амуре знают, что Пиванский хребет (село.Пивань) насквозь пронизывает туннель протяженностью 800 метров, построенный силами заключенных Амурлага с 1938 по 1943 годы.На выходных мы с друзьями, вооружившись мощными фонариками, отправились на поиски тоннеля.
Узкий лаз входа в тоннель находится на западном склоне хребта, со стороны береговой линии р. Амур. Раньше в туннель можно было попасть еще с восточного склона - со стороны садового товарищества. На сегодняшний день с этой стороны вход завалили строительным мусором.
Согласно историческим данным первый поезд пришел в Комсомольск-на-Амуре в 1936 году со стороны Хабаровска. Встал вопрос о продлении этой железной дороги до Совгавани. Первые изыскания мостового перехода БАМа через реку Амур были проведены еще во второй половине 1932 года партией института Ленгипротрансмост. В 1939 году Тумнинская экспедиция провела окончательные изыскания. В итоге был выбран вариант, согласно которому переход через Амур железнодорожной линии Комсомольск - Совгавань был определен за чертой площадки завода № 199 с отнесением места расположения моста выше по течению, то есть, в черте города. Длина моста предполагалась 2,5 километра. На пиванском берегу мост подходил к туннелю.
Изыскания тоннельного перехода через Пиванский хребет производила комплексная партия инженера А.П. Кузнецова. Главный геолог П.М. Кисель. Автор проекта Н.Я. Вайнштейн. Согласно отчету по Нижне-Амурскому ИТЛ, для строительства туннеля была образована контора туннельных работ, открыты курсы для подготовки специалистов по туннелям на Байкало-Амурской магистрали и создана специальная туннельная лаборатория. Здесь впервые отрабатывались технологии проходки тяжелых горных пород, которые, затем внедрялись на последующих стройках Дальнего Востока.
Строительство туннеля велось с двух сторон силами заключенных Амурлага. Проходка осуществлялась горным способом без применения механизированных щитов. Производилось обуривание забоя шпурами, в которые закладывали заряды взрывчатого вещества и производили взрыв, дальше в ход шли отбойные молотки, кирки и лопаты. 26 октября 1940 года была пробита направляющая штольня. Длина туннеля составляет около 800 м. До начала 1941 строители успели произвести бетонную обделку свода и частично стен. Дальше строительство туннеля, как и железнодорожного моста через Амур, стало сворачиваться, т.к. рельсы нужны были Буреинскому лагерю для строительства железнодорожной линии Известковый - Ургал.
В 1943 году строительство железной дороги Комсомольск - Совгавань было возобновлено по облегченным техническим условиям в сжатые сроки, что привело к пересмотру и упрощению разработанного ранее проекта. Имелось специальное указание о том, чтобы на железнодорожной линии не строить больших мостов и тоннелей. В этой связи мост через р. Амур был заменен паромной и ледовой переправами (летом поезда, прибывающие в Комсомольск-на-Амуре, перевозили через р. Амур на ст. Пивань на паромах, а зимой прокладывали ледовую переправу).Работы по строительству моста начались в 1969 году, но уже в другом месте. В октябре 1974 закончено сооружение последней опоры моста (всего их было 9), а 1 августа 1975 года установлено последнее пролётное строение. 26 сентября 1975 года в торжественной обстановке главный мост БАМа был открыт для движения по железнодорожному переходу: в полдень, у первого портала нового моста остановился пассажирский поезд со станции Комсомольск-на-Амуре.
С появлением Амурского моста про туннель забыли. Со временем вокруг него образовалось садоводческое общество, лишь название улицы Тоннельная в селе Пивань напоминает о событиях прошлого. С западного склона Пиванского хребта открывается потрясающий вид на город Комсомольск-на-Амуре.
03/11/2015 15:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Отзыв о поездке: Сплав по реке Гур до озера Хумми (Хабаровский край), сентябрь 2015
- Отзыв о поездке: Комсомольск-на-Амуре. "Город-сад". Цитадель БАМа, зима 2014
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.