Уютно светит ночник в купе, приглушенно стучат колеса, и, ведомый мощным тепловозом поезд, катится где-то по боковой, соединяющей БАМ с Транссибом, 400-километровой ветке, среди бескрайней заснеженной тайги Дальнего Востока России. Поезд остановился у перрона Комсомольска около семи утра, еще до рассвета. Было по-зимнему морозно, из печек стоявших на путях вагонов струился сероватый дымок, наполнявший воздух приятным энтузиастским ароматом путешествий. На вокзале не составило труда прикупить карту города, а в привокзальной кафешке варили на удивление приятный эспрессо, по паре чашек которого мы с Серёгой с наслаждением испили в ожидании восхода солнца. А попив крепкого горячего кофе, сориентировавшись по карте и набросав план энтузиастских действий, можно смело отправляться навстречу неизведанному. Итак, нас ждет знакомство с Комсомольском-на-Амуре, крупнейшим промышленным центром российского Дальнего Востока.
Расписание движения пассажирских поездов по станции Комсомольск-на-Амуре. Город стоит на БАМ в месте ответвления от неё ветки на Хабаровск. Из Советской Гавани через Комсомольск проходит поезд на Хабаровск и Владивосток, курсирует местный поезд между Комсомольском и Хабаровском, а на запад по БАМу 963 маршрут связывает Комсомольск со столицей БАМ, Тындой.
Железнодорожный вокзал Комсомольска-на-Амуре морозным ноябрьским утром:
Комсомольск-на-Амуре расположен в 400 километрах к северо-востоку от Хабаровска на пересечении транспортных путей: в западном направлении - Байкало-Амурская Магистраль, в северо-восточном - водный путь по реке Амур до Николаевска-на-Амуре и далее в Охотское море, а также газо- и нефтепроводы с острова Сахалин; в восточном - железная дорога до морского порта Ванино и города Советская Гавань; в юго-западном - река Амур, железная дорога и автодорога до Хабаровска, и далее, к побережью Тихого океана, портам Владивосток и Находка.
В 1930 году ВЦИК и Правительство РСФСР приняли постановление о хозяйственном и культурном строительстве Дальневосточного края. В январе 1932 года в село Пермское, расположенное на левом берегу Амура, прибыла правительственная комиссия, которая приняла решение о строительстве здесь Амурского судостроительного завода. Одновременно было принято решение о возведении в районе нанайского стойбища Дзёмги авиационного завода.
Комсомольск-на-Амуре основан в 1932 году силами политических заключённых, вольнонаёмных граждан, а также комсомольцев-активистов из центральных районов Советского Союза. 10 мая 1932 года пароходы "Коминтерн" и "Колумб" высадили на амурском берегу около тысячи первых строителей будущего города. Сегодня об этом событии напоминают памятный камень и памятник первостроителям. Приехавшие в дикий таежный край советские граждане жили в бараках, шалашах и армейских палатках. Впоследствии о том, что при строительстве Комсомольска-на-Амуре широко использовался труд заключённых Дальлага, было принято умалчивать.
Ныне Комсомольск-на-Амуре - крупнейший промышленный центр российского Дальнего Востока и третий по величине город в этом регионе (после Хабаровска и Владивостока). Население Комсомольска по данным на 2010 год составляет 270 тысяч человек. Комсомольск - центр сосредоточения производств военно-промышленного комплекса на Дальнем Востоке России: Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение имени Ю. А. Гагарина (ОАО "КнААПО") выпускает истребители Су-27, Су-30, Су-33, Су-35, ПАК ФА и их модификации, а также реализует гражданские авиационные программы, производя сегменты фюзеляжа и крылья для среднемагистрального пассажирского самолёта Sukhoi Superjet 100; Амурский судостроительный завод занимается производством атомных и дизельных подводных лодок, а также судов гражданского назначения; металлургический завод "Амурметалл" специализируется на чёрной металлургии; Комсомольский НПЗ - крупнейший нефтеперерабатывающий комплекс на Дальнем Востоке, принадлежащий компании "Роснефть" (нефть сюда поступает из западной Сибири по железной дороге и с острова Сахалин по нефтепроводу от города Оха).
Комсомольск-на-Амуре находится в своеобразном "оазисе" - амурской пойме, ширина которой достигает 20 км. Город протянулся вдоль левого берега Амура более чем на 30 км. Своим фасадом он обращен к реке, ширина русла которой в черте города достигает 2,5 км. В советское время Комсомольск был одним из самых благоустроенных городов страны, куда стремились попасть тысячи специалистов из разных уголков Союза. Несмотря на то, что город расположен посреди тайги и дальневосточных сопок, его не баз основания называли "город-сад" - широкие проспекты и зеленые бульвары, скверы и фонтаны, во всех отношениях отлично развитая инфраструктура и транспорт, много молодежи со всей страны. Сейчас город несколько обветшал, но и в наше время его не покинула аура далёкого комсомольского прошлого - не даром в 2007 году Комсомольск был удостоен 3 места в конкурсе "Самый благоустроенный город России" в категории малых городов. Мне Комсомольск также очень понравился.
Итак, знакомство с Комсомольском-на-Амуре.
Широкий Проспект Первостроителей, проходящий от железнодорожного вокзала через весь центр до Амура - центральная улица города:
Церковь Казанской иконы Божией Матери:
Один из барельефов на стенах домов - атомный ледокол:
Центральная библиотека и памятник Островскому:
Проспект Первостроителей поражает своей масштабностью:
Перпендикулярно проспекту Первостроителей и параллельно Амуру проходит Аллея Труда:
Дом Культуры:
Утро. Ноябрь. Мороз...
Идем через парк к Амуру.
Памятник военным строителям, участникам ледового перехода 1934 года:
Более 20 лет работал скульптор С.В. Николин над этим монументом, который был установлен на набережной Амура в 2002 году.
В решении кадровой проблемы Комсомольска-на-Амуре огромное значение имело создание осенью 1933 года особого военно-строительного корпуса. У него было две задачи: строить промышленные предприятия на Дальнем Востоке и постоянно совершенствовать боевую выучку, чтобы быть готовым к любым неожиданностям. Корпус из 15 тысяч военных строителей был сформирован на территории Московского и Ленинградского военных округов. Солдатами стали комсомольцы и молодежь призывного возраста строительных специальностей из центральных областей России.
Приказ о создании особого военно-строительного корпуса был подписан 22 сентября 1933 года К.Е. Ворошиловым. На его формирование и сборы давалось всего 45 дней. И уже в декабре, точно в установленный срок, отдельные части корпуса эшелонами по Транссибирской железной дороге направились к месту службы и работы на Дальний Восток. Семь недель первая бригада (6 тысяч военных строителей) добиралась через всю страну в Комсомольск-на-Амуре. 23 декабря 1933 года эшелон теплушек прибыл в Хабаровск, а 26 декабря было приказано выступить в Комсомольск.
Особенно трудно пришлось первой бригаде. Это она совершила в лютые морозы 400-километровый пеший переход на лыжах по льду Амура от Хабаровска до Комсомольска. Переход был крайне тяжёл: пронизывающий ветер, мороз 40 градусов, метели, а впереди - 15 дней такого пути по бездорожью от одного поселения к другому, разбросанных вдоль Амура. В распоряжении батальона были лошади и машины, которые везли имущество и продовольствие. Красноармейцы навьючены были не меньше. Они несли на себе, кроме оружия, вещмешки и скатки, фляги и противогазы. Проходили в день 25 - 30 километров. Иногда это расстояние при попутном ветре или тихой погоде удваивалось. В этих случаях выступали в 4 - 5 часов утра, а приходили на новый ночлег где-то в полночь. У многих в крепкий мороз звёздочки, прикреплённые к будёновкам, примерзали к вспотевшим волосам. Но вот уже на высоком берегу темнеет село Вознесенское. Жители не спят, наперебой приглашают к себе уставших бойцов, угощают, чем могут, отводят им лучшие места в горницах.
Все знали: последний переход самый длинный - 60 километров. От Пивани через Амур стали встречаться вешки из еловых ветвей. Это позаботились строители города, чтобы гости не сбились с дороги. Первая колонна 9 января 1934 года вступила в Комсомольск, вторая вошла в город на следующий день. Встречать подкрепление вышло почти всё население города со знамёнами и оркестром. Митинг освещали автомобильные фары. Голова колонны уже достигла толпы встречающих, а конец ещё терялся в сумерках. День и ночь сооружали жильё для бойцов. Барак, который строили комсомольцы для нового пополнения, был ещё без окон. Но это не смутило бойцов. Завесили окна одеялами и палатками, натопили печи, и ночь провели сносно. А утром уже строились повзводно и уходили на строительные объекты.
В январе 1934 года подвиг первых участников ледового перехода повторили ещё три батальона, отшагав 400 километров на лыжах по ледяным торосам. Население Комсомольска сразу выросло на 6500 человек. Бойцы особого военно-строительного корпуса внесли огромный вклад в строительство Комсомольска-на-Амуре. Сбылось обещание, данное В.К. Блюхером в памятный июньский день 1933 года: "Красная Армия вам поможет". Люди в островерхих красноармейских шлёмах возводили и судостроительный, и авиационный, и металлургический заводы, и кварталы жилых домов. Они были не просто строителями - они были воинами, и когда грянул час Великой Отечественной войны, особый корпус составил костяк одного из боевых соединений, сражавшихся с немецко-фашисткими захватчиками.
Итак, памятник участникам ледового перехода 1934 года:
А мы минуем парк и выходим на набережную Амура. Ещё один монументальный памятник первостроителям города:
Извиваясь между сопками, словно гигантская змея, Амур могучей лентой течет к Охотскому морю:
Некогда парадная набережная и речной вокзал Комсомольска:
Несколько фотографий Амура и окрестностей...
Мост через Амур в Комсомольске. Всего на данный момент через могучий Амур построено два моста. Первый - Хабаровский, построенный еще при Николае II (автодорожная часть мостового перехода появилась относительно недавно, в 90-х годах), а второй - в Комсомольске. Этот мост, являющийся одним из главных мостов Байкало-Амурской магистрали, общей длиной 1400 м с русловыми пролетами по 159 метров, также совмещенный - железнодорожное движение по нему было открыто в 1975 году, а автодвижение - в 1981 году.
"Грачи улетели"...
Ещё некоторые амурские зарисовки:
Речной вокзал Комсомольска-на-Амуре:
Где-то потерялась буква "К"...
Цеха судостроительного завода:
Время около 11-ти утра, но нам предстоит еще 400-километровая обратная дорога в Хабаровск. Поэтому, разведав расписание движения автобусов на автовокзале, продолжаем прогулку - у нас еще минут 40 до автобуса.
Раритетный трамвай на Проспекте Мира. В городе есть пять трамвайных маршрутов, один из которых (маршрут номер 4) в настоящее время приостановлен в связи с его нерентабельностью. Сейчас большую долю рынка городского транспорта отвоевали муниципальные, частные автобусы и маршрутные такси, превосходящие трамваи по количеству маршрутов и единиц транспорта.
Памятник на набережной, где 10 мая 1932 года высадились первостроители города.
Прогулка по Проспекту Мира, Аллее Труда и окрестностям.
Ещё один раритетный трамвай. Впрочем, они в Комсомольске все такие, аутентичные.
И ещё трамвай:.
Одно из многочисленных зданий сталинской постройки:
На улицах и проспектах Комсомольска:
Почётные граждане:
Даёшь лыжные виды спорта!
А вот и автовокзал. Люблю снимать раритеты! Подобно вышеописанным трамваям, теплоходам 860 проекта, самолётам Ту-154, кругломордым рижским электричкам или вот таким вот ЛиАЗам. Пройдет несколько лет, и они останутся лишь в наших воспоминаниях. Сколько морских миль пройдено на таких автобусах в детстве! Знакомый салон, знакомый звук, знакомый запах - какая прелесть!
Ну а мы загружаемся в куда более современный и при этом совершенно не энтузиастский корейский междугородный автобус "Daewoo". Началась обратная дорога - впереди 400 километров до Хабаровска!
05/03/2014 16:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Фоторепортаж: Иркутск деревянный и многорелигиозный, 17.03.2014
- Фоторепортаж: "Рубеж Славы", 12.03.2014
- Фоторепортаж: Сочи. Жаркие, зимние, мои, 28.02.2014
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.