Пиванский тоннель - затерянный во времени



    Маршрут Июль 2015г: г.Комсомольск-на-Амуре - пос.Пивань

    Пиванский тоннель - затерянный во времени / Россия
    // zemlyanskiyrv.livejournal.com

    Не все жители Комсомольска-на-Амуре знают, что Пиванский хребет  (село.Пивань) насквозь пронизывает туннель протяженностью 800 метров, построенный силами заключенных Амурлага с 1938 по 1943 годы.На выходных мы с друзьями, вооружившись мощными фонариками, отправились на поиски тоннеля.

    Узкий лаз входа в тоннель находится на западном склоне хребта, со стороны береговой линии р. Амур. Раньше в туннель можно было попасть еще с восточного склона - со стороны садового товарищества. На сегодняшний день с этой стороны вход завалили строительным мусором.

    Пиванский тоннель - затерянный во времени / Россия
    // zemlyanskiyrv.livejournal.com

    Согласно историческим данным первый поезд пришел в Комсомольск-на-Амуре в 1936 году со стороны Хабаровска. Встал вопрос о продлении этой железной дороги до Совгавани. Первые изыскания мостового перехода БАМа через реку Амур были проведены еще во второй половине 1932 года партией института Ленгипротрансмост. В 1939 году Тумнинская экспедиция провела окончательные изыскания. В итоге был выбран вариант, согласно которому переход через Амур железнодорожной линии Комсомольск - Совгавань был определен за чертой площадки завода № 199 с отнесением места расположения моста выше по течению, то есть, в черте города. Длина моста предполагалась 2,5 километра. На пиванском берегу мост подходил к туннелю.

    Пиванский тоннель - затерянный во времени / Россия
    // zemlyanskiyrv.livejournal.com

    Пиванский тоннель - затерянный во времени / Россия
    // zemlyanskiyrv.livejournal.com

    Изыскания тоннельного перехода через Пиванский хребет производила комплексная партия инженера А.П. Кузнецова. Главный геолог П.М. Кисель. Автор проекта Н.Я. Вайнштейн. Согласно отчету по Нижне-Амурскому ИТЛ, для строительства туннеля была образована контора туннельных работ, открыты курсы для подготовки специалистов по туннелям на Байкало-Амурской магистрали и создана специальная туннельная лаборатория. Здесь впервые отрабатывались технологии проходки тяжелых горных пород, которые, затем внедрялись на последующих стройках Дальнего Востока.

    Пиванский тоннель - затерянный во времени / Россия
    // zemlyanskiyrv.livejournal.com

    Пиванский тоннель - затерянный во времени / Россия
    // zemlyanskiyrv.livejournal.com

    Строительство туннеля велось с двух сторон силами заключенных Амурлага. Проходка осуществлялась горным способом без применения механизированных щитов. Производилось обуривание забоя шпурами, в которые закладывали заряды взрывчатого вещества и производили взрыв, дальше в ход шли отбойные молотки, кирки и лопаты. 26 октября 1940 года была пробита направляющая штольня. Длина туннеля составляет около 800 м. До начала 1941 строители успели произвести бетонную обделку свода и частично стен. Дальше строительство туннеля, как и железнодорожного моста через Амур, стало сворачиваться, т.к. рельсы нужны были Буреинскому лагерю для строительства железнодорожной линии Известковый - Ургал.
    Пиванский тоннель - затерянный во времени / Россия
    // zemlyanskiyrv.livejournal.com

    Пиванский тоннель - затерянный во времени / Россия
    // zemlyanskiyrv.livejournal.com

    В 1943 году строительство железной дороги Комсомольск - Совгавань было возобновлено по облегченным техническим условиям в сжатые сроки, что привело к пересмотру и упрощению разработанного ранее проекта. Имелось специальное указание о том, чтобы на железнодорожной линии не строить больших мостов и тоннелей. В этой связи мост через р. Амур был заменен паромной и ледовой переправами (летом поезда, прибывающие в Комсомольск-на-Амуре, перевозили через р. Амур на ст. Пивань на паромах, а зимой прокладывали ледовую переправу).Работы по строительству моста начались в 1969 году, но уже в другом месте. В октябре 1974 закончено сооружение последней опоры моста (всего их было 9), а 1 августа 1975 года установлено последнее пролётное строение. 26 сентября 1975 года в торжественной обстановке главный мост БАМа был открыт для движения по железнодорожному переходу: в полдень, у первого портала нового моста остановился пассажирский поезд со станции Комсомольск-на-Амуре.

    Пиванский тоннель - затерянный во времени / Россия
    // zemlyanskiyrv.livejournal.com

    С появлением Амурского моста про туннель забыли. Со временем вокруг него образовалось садоводческое общество, лишь название улицы Тоннельная в селе Пивань напоминает о событиях прошлого. С западного склона Пиванского хребта открывается потрясающий вид на город Комсомольск-на-Амуре.

    Пиванский тоннель - затерянный во времени / Россия
    // zemlyanskiyrv.livejournal.com

    Источник: ru-travel.livejournal.com
    zemlyanskiyrv
    03/11/2015 15:00


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из России

    02.06.21 "Аэрофлот" второй раз подряд продлил срок действия элитных статусов на год
    01.06.21 Новый вокзал Москвы принес массу проблем пассажирам РЖД
    25.05.21 Новый Airbus A320 neo "Аэрофлота": гид Travel.ru
    24.05.21 "Аэрофлот" определил первые маршруты нового Airbus A320 neo
    19.05.21 "Аэрофлот" будет летать из Москвы в Иркутск пять раз в день летом
    17.05.21 "Аэрофлот" открыл дюжину собственных маршрутов из Петербурга
    21.04.21 Возвращающиеся из-за границы туристы должны пройти тест; некоторые - два раза
    05.04.21 "Госуслуги" провалили задачу создания англоязычных сертификатов вакцинации
    01.04.21 Пассажиров закрываемых маршрутов "Аэрофлота" не пересадят на рейсы "Победы"
    "Сибирь" будет летать из Новосибирска в Ростов и Калининград
    [an error occurred while processing this directive]