Первый месяц в Китае: итоги



    Ровно месяц назад я уехал из России в Китай на вольные хлеба. Пришло время подвести первые итоги и сделать выводы об этом новом для меня формате.

    Сначала про то, что касается туристической части. План на март в целом выполнен, хотя маршрут несколько изменился и стал вот таким:

    Первый месяц в Китае: итоги / Китай
    // juan.livejournal.com

    По дням (точнее, ночам) получилось так:
    Хэйхэ - 2 ночи
    Поезд Хэйхэ-Харбин - 1 ночь
    Харбин - 2 ночи
    Чанчунь - 1 ночь
    Гирин - 1 ночь
    Шэньян - 2 ночи
    Даньдун - 2 ночи
    Далянь - 2 ночи
    Тяньцзинь - 2 ночи
    Пекин - 4 ночи
    Тайшань - 3 ночи
    Цюйфу - 2 ночи
    Цзинань - 1 ночь
    Поезд Цзинань-Хэншуй-Пинъяо - 1 ночь
    Пинъяо - 1 ночь
    Поезд Пинъяо-Сиань - 1 ночь
    Сиань - 3 ночи

    Теперь самое интересное, про деньги. Я прикидывал бюджет в $30 в день на двоих, как выяснилось, такой бюджет реален, если на всем экономить. Если не экономить, получается $40 в день. Я не учитываю здесь такие возможности, как автостоп и каучсерфинг, поскольку я не уверен, что смог бы работать при таком формате путешествия.

    $1 = 6.2 юаня. 1 юань = 10 рублей. Здесь и далее графики из программы gnucash, которую я использую для ведения бюджета.

    Первый месяц в Китае: итоги / Китай
    // juan.livejournal.com

    Больше всего денег ушло на проезд. Ездили в основном на поездах. В Китае есть скоростные поезда и обычные. В скоростных два класса, из которых интерес представляет только второй (первый очень дорог и не имеет смысла). В обычных поездах есть сидячие места, плацкарт и купе. Сидячие места бывают простые и улучшенные, улучшенные не имеют смысла, так как стоят почти как плацкарт. Купе дороже плацкарта вдвое, так что его я тоже не рассматривал.

    По ценам на одинаковое расстояние обычно выходит дешевле всего сидячим обычным поездом, потом плацкарт, и дороже всего на скоростном. Если у вас две недели на поездку по Китаю, то есть резон ездить на скоростных, чтобы не терять время. Мне торопиться некуда, поэтому обычно я беру самый дешевый сидячий, чтобы ехать днем. Например, на Тайшань выходило гораздо выгоднее ехать днем-вечером, пусть и 7 часов, в сидячем вагоне, чем брать плацкарт, даже с учетом экономии на гостинице. Кроме того, плацкарт быстрее разбирают. Так, из Хэйхэ в Харбин за два дня до отправления билетов в плацкарт не было, пришлось ехать ночь в сидячем, это было ужасно, хуже, чем на автобусе, но выбора особо не было. Один раз летели самолетом, из Даляня в Тяньцзинь, если взглянуть на карту, становится понятно, почему это удобнее, чем поездом. По деньгам самолет вышел дешевле плацкарта (206 юаней со всеми сборами).

    Автобусы в Китае получаются гораздо дороже поездов, чуть ли не вдвое. У автобусов есть только одно преимущество: билеты на них можно не покупать заранее. Транспорт по городу смехотворно дешевый, $30 за весь месяц. С помощью карт baidu можно разобраться в маршрутах городских автобусов, что экономит деньги (автобус дешевле метро) и время. Такси воспользовались дважды: чтобы добраться в аэропорт Даляня утром (я так и не смог выяснить, откуда ходят автобусы), и чтобы доехать от горы Тайшань до гостиницы вечером (сил идти пешком уже не было).

    На жилье ушло 333 доллара. Самое дешевое было в Харбине (40 юаней), самое дорогое - в Шэньяне (100).

    Первый месяц в Китае: итоги / Китай
    // juan.livejournal.com

    Когда я был в Китае в прошлый раз, цена в 200 юаней за номер казалась мне смешной: в России не всегда за 1000 рублей найдешь номера. Сейчас я опустил планку до 100. Общий вывод такой: за 80-100 юаней можно снять шикарный (по меркам России или Европы) номер, но придется потратить силы, чтобы его найти. За 130-150 можно найти вообще не заморачиваясь и не торгуясь. Самое дешевое жилье можно снять за 50-60 юаней, но там комфорт будет уже не очень.

    В целом жилье начинается со смешных 20 юаней за номер, но снять за такую цену иностранцу практически нереально. Дело в том, что в 99% дешевых гостиниц тебе сразу помашут рукой: "Мы не селим иностранцев". Я пытался выяснить в интернете причины. Судя по всему, лет 10 назад действительно иностранцы могли жить только в солидных гостиницах от 4 звезд. Потом это ограничение сняли, сейчас можно даже каучсерфить. По идее, гостиница должна зарегистрировать постояльца в местной миграционной службе (если живешь в гостях, нужно идти туда самому), и, похоже, администраторам дешевых гостиниц просто не хочется с этим связываться. Тем не менее, иногда удается заселиться в дешевую гостиницу неформально. По моим наблюдениям, в маленьких городах, таких как Гирин или Тайань, с этим проще, хотя есть и исключения, например, Даньдун. Хуже всего в Пекине, мы обошли, наверное, не меньше 30 гостиниц, и все безуспешно.

    Дешевые гостиницы в Китае по уровню комфорта сравнимы с дешевыми гостиницами в России или в Латинской Америке, более или менее убитые номера в стиле "совок". Интересно, что даже в самой дешевой и убогой гостинице есть резиновые тапочки и Wi-Fi. В большинстве есть также чайник, и во многих почему-то компьютер вместо телевизора.

    Первый месяц в Китае: итоги / Китай
    // juan.livejournal.com

    За этот месяц я ни разу не забронировал гостиницу заранее. Алгоритм поиска примерно такой. Выходишь из вокзала и обходишь улицы вокруг, желательно не проспекты, а боковые улицы. Обычные поезда прибывают на центральные вокзалы, которые находятся недалеко от центра города (в отличие от вокзалов для скоростных поездов, которые часто стоят на окраинах), так что район вокруг вокзала логистически удобный. Системы бронирования типа booking и agoda редко дают действительно выгодные предложения. Я освоил приложение baidu maps на телефоне, оно умеет искать гостиницы вокруг текущего местоположения, сортировать по цене. Если цена на baidu выглядит хорошей, я на ресепшене просто показываю страничку на телефоне, спрашивая, есть ли такие номера. Если захожу в гостиницу с улицы, то просто спрашиваю, сколько стоит номер, можно немного поторговаться, сбить 10-20 юаней. Единственное место, где этот алгоритм не сработал - Пекин. Там в дешевые гостиницы не селят принципиально. Однако к счастью на agoda.com было очень выгодное предложение от одного отеля, который даже находился в пешей доступности от центральной площади - 85 юаней в день. На стойке с меня запросили 100, на что я резонно заметил, что тогда могу тупо забронировать с телефона на сегодня за 85. После некоторого недопонимания я снял номер всего за 79, т.е. 85 минус комиссия сайта!

    Еда - это очень интересно. В Китае можно питаться вдвоем на 12 долларов в день, это если ни в чем себе не отказывать. Если быть адептом правильного питания и не покупать сладости и снеки, то можно уложиться долларов в 8.

    Первый месяц в Китае: итоги / Китай
    // juan.livejournal.com

    Примерный расклад по ценам такой. На любой небольшой улице множество закусочных. Уровень цен примерно одинаковый. Мясное блюдо стоит 20-30 юаней. Лапша и супы - 5-10 юаней: если мяса нет, то 5 (некоторые супы даже по 3 бывают), если есть мясо, то 8-10. Блюда из овощей обычно тоже в районе 10. Китайские пельмени - примерно по пол-юаня за штуку, подаются порциями по 8-10 штук. Меню, конечно, только на китайском. Baidu translate умеет переводить хорошо, часто даже подгружается фотография блюда. В некоторых местах бывают на стенах фотографии блюд, как правило, там только фотографии более дорогих блюд, дешевые только в меню.

    Первый месяц в Китае: итоги / Китай
    // juan.livejournal.com

    В Макдаке, KFC и прочих заведениях с экзотической по местным меркам кухней я не бывал. Про китайскую еду можно рассказывать бесконечно, я как-нибудь напишу на эту тему мегапост в нескольких частях.

    Графу "прочие расходы" в этот раз я разделил на две, выделив в отдельную категорию "развлечения", по сути здесь пока только входные билеты во всякие достопримечательности. Как известно, в Китае достопримечательности дорогие, поэтому тут нужна разумная экономия. В большинство мест можно пройти за полцены, назвавшись студентом, при этом в некоторых котируют только китайских студентов, в других же прокатывает русский студенческий билет или что-то похожее на него.

    Где мы были:
    Чанчунь, музей японской оккупации - бесплатно Шэньян, Запретный город - 60 юаней

    Даньдун, Великая Китайская Стена - 60 юаней (хороший участок, народу вообще никого)
    Пекин, Запретный город - 20 юаней по студенческому
    Пекин, зоопарк - 5 юаней по студенческому, еще 5 за вход к пандам.
    Пекин, летний дворец - 20 юаней
    Пекин, храм неба - 10 юаней за вход в парк, еще 20 за вход в сам храм
    Пекин, парк напротив Запретного города - 2 юаня
    Пекин, художественный музей - бесплатно
    Гора Тайшань - залезли бесплатно через лес. Получилось очень здорово, веселее, чем идти по ступенькам вверх пять километров. Вообще вход туда 125 юаней, еще 30 юаней в один конец стоит автобус до середины горы, и 100 юаней в один конец (!) - канатная дорога на вершину. Весь путь можно пройти пешком, это около 7-8 километров по ступенькам.
    Цюйфу, храм Конфуция - 90 юаней, кладбище Конфуция - 40 юаней.
    Цзинань, парк с источниками - 5 юаней, студентам 2.5.
    Пинъяо - один билет на весь город стоит 150 юаней, мы взяли один студенческий за 75, и ходили по очереди, благо разные дома довольно похожи. Самое впечатляющее - прогулка по городской стене. В принципе, на непопулярных выходах можно и перешагнуть через турникет.
    Сиань, Терракотовая армия - 150 юаней. Два билета составили 40% затрат на развлечения за месяц. Иностранным студентам скидок нет, хотя я читал, что кому-то все-таки удавалось брать билет за полцены по русскому студенческому.

    Из прочих расходов больше всего ушло на интернет: я купил 3G сим-карту за 48 долларов (300 юаней) от China Unicom. 3 гигабайта на полгода (+ еще 9 гигабайт в той провинции, где куплена карта, они остались в Харбине). Стабильный интернет мне нужен для работы, хотя пока во многих случаях меня устраивал и гостиничный Wi-fi. За месяц израсходовал 600 мегабайт, причем последние дней 10 я особо не стремился экономить трафик. Остальные мелочи: салфетки, мыло, стиральный порошок, щетка, нож, клей, ремень, ботинки, - в сумме потянут долларов на 13.

    Все расходы за месяц составили около $1200. Заработал я за это время больше, так что с финансовой точки зрения на данный момент я в плюсе. В принципе, можно в таком ритме выжать из себя часов 40 в неделю, но пока серьезной необходимости в этом не было, я даже тратил иногда время на написание постов в ЖЖ. Правда, обучение новым технологиям пока идет плоховато, так как приоритет уходит на текущую работу и научные задачи, а также на изучение китайского.

    Ну и напоследок, пять сочных мест за месяц. Харбин.

    Первый месяц в Китае: итоги / Китай
    // juan.livejournal.com

    Тут слева Китай, а справа - Северная Корея, ну вы понимаете, о чем я.

    Первый месяц в Китае: итоги / Китай
    // juan.livejournal.com

    Тяньцзинь - крутейший город, почему-то обойденный вниманием.

    Первый месяц в Китае: итоги / Китай
    // juan.livejournal.com

    Гора Тайшань, точнее, горы возле нее.

    Первый месяц в Китае: итоги / Китай
    // juan.livejournal.com

    Пинъяо - самый колоритный пока город в Китае. Самое главное, почти весь старый город жилой, не туристический.

    Первый месяц в Китае: итоги / Китай
    // juan.livejournal.com

    В апреле я продолжу осваивать Китай.

    Источник: ru-travel.livejournal.com
    juan
    27/11/2015 12:00


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Китая

    15.11.24 S7 Airlines снова будет летать из Иркутска в Шанхай
    13.11.24 Hainan Airlines будет совершать рейсы между Владивостоком и Сианем
    07.11.24 Uzbekistan Airways проводит однодневную акцию на избранные направления
    06.11.24 Belavia открывает регулярное сообщение между Минском и Урумчи
    27.10.24 Uzbekistan Airways будет выполнять рейсы из Ташкента в Ханчжоу
    Hainan Airlines начала летать между Владивостоком и Пекином
    Группа "Аэрофлот" в зимнем расписании будет совершать рейсы по 33 новым направлениям
    05.09.24 "Аэрофлот" совершает рейсы на Хайнань из Владивостока, Хабаровска и Новосибирска
    13.08.24 "Аэрофлот" будет летать из Екатеринбурга в Санью
    29.07.24 Hainan Airlines полетит из Москвы на Хайнань