29 июня 1236 г. Кордова была отвоевана у мавров Фердинандом III Кастильским. Уже на следующий день Кордовская кафедральная мечеть была освящена в качестве Кафедрального собора Кордовы. С этого времени Мескита медленно, но неуклонно начала транфсормироваться из мечети в христианский храм к тому сложному и неоднозначному архитектурному памятнику, которым она является сейчас.
Самые значательные изменения в процессе преобразования мечети в христианский храм коснулись, прежде всего, башни Мескиты и ее внутерннего помещения - бывшего Зала молитв.
В 1239 г. Мескита получила официальный сатус Кафедрального собора Святой Девы Марии Матери Божией. С этого времени и началась ее постепенная перестройка. Главный алтарь и хор Собора были помещены в капеллу Виллависиоса, относяшуюся ко времени Алькахама I. Готический неф напротив нее является следствием демонтажа арок соотвествующих четырех рядов колонн на протяженнии трех аркад.
В 1523 г. епископ Алонсо Манрике получил Эрнану Руису Старшему создать новый придел Собора, расположив его в центре Зала молитв Мескиты. Ддля этго было необходимо разрушить большую часть здания в местах, соотвествующих достройкам Мечети времен Абдуррахмана II и Альмансура. Работы в данном направлении начались без согласия Коллегии священников Собора, которая поддержала Городской совет Кордовы, заявивший, что без разрешения короля данные работы проводиться не могут.
Однако, при поддержке епископа работы продолжались, и Городской совет в лице своего главы пошел на чрезвычайные меры, провозгласив смертную казнь и конфискацию имушества для тех, кто посмеет разрушать Мечеть без королевского доизволения, "так как разрушаемое столь ценно, что невозможно восстановить его во всем великолепии и совершенстве." Епископ отлучил главу Городского совета от церкви, а король вскоре признал правоту церковной власти и повелел продолжать работы по переустройству мусульманской мечети в христианский храм.
Правда, существует легенда, что поозднее, проезжая через Кордову - после своей свадьбы в Севилье с Изаббеллой Португальской - король посетил Мескиту и печально изрёк: "Я не знал, о чем идет речь - иначе бы не позволил трогать старую постройку, так как... что бы вы ни построили, разрушено то, чему нет аналогов в мире".
Вместе с тем, архитектурная мысль Эрнана Руиса Старшего "вписала" собор в структуру мечети, добившись гармоничного сочетания мавританоского стиля и стиля эпохи Вохрождения. Структура Перекрестья Собора, как его воплотил архитектор, представляет собой латинский крест и базируется на позднеготической традиции - с большими держащими колоннами перегородок и подпорными арками. В сооружении, над которым после смерти архитектора продолжал работать его сын - Эрнан Руис Младший (также вплоть до своей смерти в 1582 г.), - маританский и европейские стили чередуются как бы слоями и пластами.
Свод Собора декорирован в стиле Возрождения.
Его пересекают четыре больших тимпана, между которыми видны кореатиды, расположенные попарно и поддерживающие их.
Заалтарные образа Собора отличаются монументальностью и барочностью. Работы над алтарем были начаты в 1618 г. по проекту монаха иезуита Алонсо Матиаса и под его руководством. Для алтаря использовались бронза и мрамор из шахт Кабры, Каркабуэй и Люсены - деревень, расположенных на юге провинции. После того, как Алонсо Матиас не нашел взаимопонимания с Орденом иезуитов, во главе строительства встал Луис Гонсалес, а закончил работу уже Хуан де Аранда.
Внутри хоров особенно выделяется комплекс сидений, сделанных из дерева каоба, привезенного с Антильскох островов, - работы Педро Дуке Корнехо и Ролдана - одного из известнейших севельских скульптуров XVIII в.
Работа над комплексом кресел Собора началась в 1748 г.; в него входят 109 кресел, а венчает его высокий фасад, где находится трон епископа, который рассчитан на три персоны: кроме самого епископа, он предназначен еще для двух персосвященников Собора. Верхняя часть фасада декорирована изображением Вознесением Господа, а по сторонам изображены Святая Тереза Авильская (символизирующая мистический экстаз) и Мария Магдалена (символизирующая аскетизм). Завершает комплекс Святой Рафаил - покровитель города. Все статуи изображены в полную величину.
Архитектурные изменения коснулись и башни Мескиты. В 1593 г. Коллегия священников Соборв постановила - согласно замыслу Эрнана Руиса Младшего - внести изменения в структуру башни Мескиты, дополнив минарет мечети еще двумя частями: один - для колоколов, и второй - для часов. В то же время башня была облицована - и в таком виде сохранилась до наших дней. В настоящее время башня Мескиты включает в себя 12 колоколов: девять из них находятся на третьей части башни; еще два колокола вместе с часами расположены в четвертой части.
Наверху башни Мескиты располагается статуя Святого Рафаила.
Знаменитое Лиссабонское землятресение потребовало только небольшой реставрации башни, которая завершилась в 1763 г.
В целом, это основные изменения, произведенные в структуре Мескиты, которые не позволяют в настоящее время рассматривать ее ни как классический христианский храм, ни как традиционную испанскую мечеть.
Это удивительной красоты сооружение, подобного которому не найти во всем мире, во многом именно по этой причине включено в список Всемирного наследия Человечества и находится под охраной ЮНЕСКО.
Вид на современную Мескиту ночью:
Однако наш рассказ о Меските был бы неполон без нескольких дополнительных моментов, проясняюших ее место и роль в архитектурном облике Кордовы. Здесь нужно несколько слов сказать о Святом Рафаиле, Римском мосте и башне Калаорра.
Архангел Рафаил считается святым покровителем города с XVII в., так как именно тогда во время эпидемии чумы, опустошавшей Кордову, он явился одному священнику во сне и объявил о том, что спасет город. После того, как эпидемия чумы схлынула, в честь "небесного спасителя" на площадях и улицах Кордовы начали ставиться скульптуры в его честь, а имя "Рафаэль" стало самым распространенным среди уроженцев города.
Скульптурная группа "Триумф архангела Рафаила" на Площади Пуэрта-дель-Пуэнте, возвышающаяся между Кафедральным собором и Римским мостом, - самое известное из подобных произведений. Она была выполнен в 1765-1781 гг. по рисункам французского архитектора Мишеля Вердижьёр. Раньше на этом месте стояла больница, основанная епископом доном Паскуалем, поэтому его могила, найденная во время строительных работ, была включена в комплекс памятника.
Архангел Рафаил возвышается на колонне, поставленной на высокий цоколь, который украшен фигурами животных и растений, олицетворяющих город Кордову и реку Гвадалкивир. Выше столб окружают три фигуры святых Ацискла Кордубского, Виктории и Варвары. Ацискл и Виктория выбраны потому, что эти мученики пострадали именно в Кордове, причем после казни их тела бросили в Гвадалкивир, однако их останки не тонули, и римлянам пришлось сжечь их трупы и развеять их пепел по волнам реки.
Другая скульптура "Триумф архангела Рафаила" находится на Римском мосту, где она была поставлена в 1651 г.
И сейчас у подножия скульптуры всегда лежат цветы и горят свечи, а проходя мимо нее многие кордовцы снимают шляпу или произносят короткую молитву.
Римский - или просто Старый - мост длиной в 250 метров (он насчитывает 16 арок) через реку Гвадалквивир соединяет районы Святого поля мучеников и Кафедрального собора Кордовы. Мост был изначально построен римлянами для торговых перевозок еще во времена императора Октавиана Августа и служил важным стратегическим пунктом, так как он был единственной возможностью перебраться через Гвадалквивир по суше. Позднее на его основе был сооружен мавританский мост длиной 223 м. На протяжении двадцати столетий Римский мост был единственным мостом в Кордовен (в середине XX в. был построен дополнительный мост сСятого Рафаила). 1 мая 2004 г. проезд транспорта по Римскому осту был запрещён, и он перешел в ранг пешеходных.
В конце моста со стороны Кафедрального собора расположена Пуэрта дель Пуэнте, построенная архитектором Германом Руисом в 1571 г. в ренессансном стиле на месте древнеримских въездных ворот по случаю посещения города королем Филиппом II. Пуэрта дель Пуэнте иногда ошибочно называют Триумфальной аркой, однако, по сути, эти ворота были просто входом в древнюю крепостную стену.
На южном конце моста возвышается оборонительная башня Калаорра - старейшая в городе крепость - построенная в 1369 г. при Энрике II Трастамарском на основе мавританского вала - для защиты от постоянных атак собственного сводного брата Педро I Жестокого. В 1931 г. башня была объявлена историческим архитектурным памятником. В 1954 г. ее отреставрировали, и с тех пор она перешла в пользование Института межкультурных взаимоотношений. В настоящее время башня Калаорра превращена в музей, в котором насчитывается 14 залов, каждый из залов посвящен определенному периоду истории Кордовы. В том числе в одном из залов башни можно посмотреть и кордовскую Мескиту изнутри - с помощь 3D-тура.
22/09/2016 13:00
Материалы по теме
- Страны: Испания
- Регионы: Андалусия
- Города: Кордова
- Отзыв о поездке: Севилья и Кордова (что делать, когда у Вас всего один день), лето 2016
- Отзыв о поездке: Испания в январе. Кордова, январь 2014
- Отзыв о поездке: Кордова - обязательный к посещению город, лето 2015
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.