лучшее письмо месяца

    Детальный обзор государства Филиппины и особенностей пребывания там



    Я провел на Филиппинах 29 дней из 30 доступных без визы, и теперь по традиции провожу деконструкцию этого весьма неоднозначного государства. Обычно рассказы про Филиппины состоят из БАУНТИ, ДАЙВИНГ и ЛЮКС-ОТЕЛЬ, либо наоборот из ТРЭШ и ТРУЩОБЫ МАНИЛЫ. Можно ли на Филиппинах нормально жить и путешествовать, выходя за пределы курортной зоны, но не сливаясь на самое дно, вести комфортную жизнь, какую я вел в Китае и Южной Корее? Вот каким вопросом я задавался.

    Детальный обзор государства Филиппины и особенностей пребывания там / Филиппины
    // juan.livejournal.com

    Маршрут по дням:

    Манила - 2 ночи
    Пуэрто-Галера (остров Миндоро) - 7 ночей
    автобус до Банауэ - 1 ночь
    Банауэ - 2 ночи
    Багио - 1 ночь
    Анхелес - 1 ночь
    Манила - 1 ночь
    Кагаян-де-Оро (остров Минданао) - 1 ночь
    Мамбахао (остров Камигин) - 3 ночи
    Думагете (остров Негрос) - 2 ночи
    Танаван (остров Себу) - 1 ночь
    Себу-Сити - 2 ночи
    Сабанг (остров Палаван) - 2 ночи
    Пуэрто-Принсеса (остров Палаван) - 1 ночь
    Манила - 1 ночь

    Язык

    Филиппины были колонией США, и сейчас здесь все, кто работает в сервис-индустрии, свободно говорят по-английски. Единственный раз, когда я видел людей, говорящих по-английски плохо, был на петушиных боях, где собираются совсем уж приземленные работяги. Местные языки вроде тагальского или себуано я изучать не пытался. Диалект английского необычный, филиппинцы любят звук [a], например, слово Madam они произносят как [mam].

    Деньги

    $1 = 45 филиппинских песо. Я снимал деньги в банкоматах, максимум можно снять 10000 песо (с меня списывали около $237), при этом с любой иностранной карты берется комиссия 200 песо (почти $5).

    Транспорт между городами

    Транспорт будет вашим первым и главным кошмаром на Филиппинах. Нужно просто смириться, что передвигаться по этой стране можно только со скоростью 30 километров в час. Это в лучшем случае, в худшем будет 20. То есть, если вы по карте видите, что вам ехать 100 километров, нужно готовиться, что поездка займет часа четыре. Из-за ужасного, медленного и некомфортного транспорта ездить по Филиппинам очень утомительно, кроме того, приходится часто ночевать в транзитных пунктах по одной ночи там, где в другой стране вы бы доехали в течение дня. Самолет - наиболее практичный вид транспорта на большие расстояния, все-таки Филиппины это острова, поэтому по земле не проехать. Подавляющее большинство рейсов летают через аэропорты Манилы или Себу. Есть лоукост-компания Cebu pacific, у них цены по 30-50 долларов за рейс. Багаж только 7 килограммов в ручной клади, но можно доплатить за 15 кг багажа, на внутренних рейсах это стоит всего около $5. Четыре рейса: Манила - Кагаян-де-Оро, Камигин - Себу - Пуэрто-Принсеса - Манила на двоих обошлись в $320 (багаж один на двоих). Все остальные виды транспорта гораздо дешевле, но и значительно медленнее.

    Между соседними островами ходят паромы. Я, например, никогда не страдал аэрофобией или фобией какого-то другого вида транспорта, но на Филиппинах у меня случилась аквафобия, если это так можно назвать. "Паромы" это часто маленькие лодки, которые качает, как на ненавистных мне американских горках. Нормальные паромы, как в цивилизованных странах, когда ты садишься, как в самолете, ждешь некоторое время и выходишь, я видел только на одном направлении: из Себу на остров Бохоль.

    Автобусы ходят по большим островам, вроде Лусона или Себу. Цены низкие, автобусы сами по себе ничего, есть кондиционеры, но скорость очень низкая, а дороги очень плохие, поэтому в автобусах работать или даже читать что-то невозможно, можно только трястись. Еще одно невероятное убожество системы автобусов в том, что часто в городе нет автовокзала, а у каждой компании (а их десятки) свой терминал. В Маниле много терминалов находятся в районе Кубао, но расстояния и там могут быть большие. Даже в маленьком Банауэ несколько терминалов. Такую идиотскую неудобную систему я встречаю впервые.

    Еще на Филиппинах любят бюрократию, всегда нужно отдельно покупать билет на паром и отдельно - на вход в терминал. Как-то видел кассу, в которой два окошка. В одном за 12 песо продают билет на паром, а в соседнем за 2 песо (!) к нему пришпиливают бумажку. Через 10 метров сидит человек, который бумажку за 2 песо открепляет и бросает в коробку. Аналогичная система в аэропортах, кроме Манилы и Себу, где доросли до того, чтобы включить эту плату в стоимость билета, как во всех нормальных странах.

    Цены на проезд:
    Манила - Батангас, автобус, 167 песо
    Банангас - Пуэрто-Галера, паром, 230 песо + плата терминала
    Манила - Банауэ, автобус, 530 песо
    Банауэ - Багио, микроавтобус, 360 песо
    Багио - Анхелес, автобус, 306 песо
    Анхелес - Манила, автобус, 110 песо
    Кагаян-де-Оро - остров Камигин, автобус 120 песо + паром 187 песо
    Себу - Думагете, автобус, 275 песо + паром 70 песо
    Себу - Тубигон, паром, 200 песо
    Пуэрто-Принсеса - Сабанг, микроавтобус, 200 песо

    Детальный обзор государства Филиппины и особенностей пребывания там / Филиппины
    // juan.livejournal.com

    Городской транспорт

    Городской транспорт на Филиппинах представлен всякими мутантами. В первую очередь это, конечно, общеизвестные джипни. По принципу они очень похожи на российские маршрутки, я даже умилился, когда увидел, что деньги за проезд передают по цепочке, прямо как на родине.

    Детальный обзор государства Филиппины и особенностей пребывания там / Филиппины
    // juan.livejournal.com

    Есть еще "мультикабы", это как джипни, только переделаны из мини-грузовичка.

    Детальный обзор государства Филиппины и особенностей пребывания там / Филиппины
    // juan.livejournal.com

    На Минданао и Камигине в ходу "моторелы", это как карета, запряженная мотоциклом.

    Детальный обзор государства Филиппины и особенностей пребывания там / Филиппины
    // juan.livejournal.com

    Проезд во всех этих штуковинах недорогой, от 7 до 15 песо в зависимости от города. Цена зависит от расстояние, нужно говорить водителю, куда едешь. В джипни и мультикабах оплата при входе, в моторелах обычно на выходе. Номеров маршрутов нет нигде, кроме города Себу. Ориентироваться можно только по надписям на боку. Что касается персонального транспорта, то на Филиппинах действительно пришлось несколько раз воспользоваться такси из-за отсутствия или крайнего неудобства общественного транспорта. Джипни в сельской местности ходят редко и часто переполнены настолько, что места может не хватить даже на крыше. Например, из Банауэ в Батад ходит один рейс в день - утром из Батада, вечером обратно. Понятно, что это удобно жителям деревни Батад, которые работают в городке Банауэ, а вот туристам неудобно, поскольку нужно либо ночевать в Батаде, либо брать такси. Обычно такси представлены "трициклами", это мотоцикл с коляской. Вообще сидячих мест там два, но реально туда может набиться и человек 10, с учетом места за водителем на мотоцикле, подножек, багажного отделения. Цены на трициклах обычно с человека, а не за всю машину, как на такси. Километров 5-7 будет стоить примерно 25-30 песо с человека, но если не знать цену, с вас могут слупить в несколько раз больше.

    Еще бывает мототакси, на котором можно ездить вдвоем.

    Такси-автомобили есть только в больших городах типа Манилы и Себу. В Себу из аэропорта в город мы ехали на такси по счетчику, это стоило аж 420 песо (почти $10) и заняло полтора часа, потому что в Себу адские пробки. Обратно в аэропорт доехали за 30 песо, пусть и с двумя пересадками, зато пробки объехали с помощью парома. В Маниле ни разу на авто-такси не ездил, там полно джипни и велорикш.

    Жилье

    Жилье на Филиппинах плохое и не особо дешевое. Если в Китае за 80 юаней ($12) я не знал проблем, кроме того, как бы убедить заселить меня в номер, то на Филиппинах постоянно какие-то косяки, которые даже такого толерантного к неудобствам человека, как я, выводят из себя. В целом жилье на Филиппинах, особенно на курортах, больше всего мне напомнило Крым или Анапу лет пять назад. Кто снимал там комнаты у бабушек, тот поймет.

    В большинстве гостиниц нет горячей воды, ну ничего, там и так жарко. Может быть настолько убогий душ, что в него стремно заходить.

    Может не работать слив в туалете, наливай в ковшик и сливай руками. Могут набежать муравьи, ящерицы или тараканы.

    Детальный обзор государства Филиппины и особенностей пребывания там / Филиппины
    // juan.livejournal.com

    Качество гостиниц не очень коррелирует с ценой, так в самом дорогом ресорте у моря с бассейном за $27 в день в душе была только ледяная вода. Поэтому можно смело искать жилье за 500 песо, хотя бы не жалко будет переплачивать.

    Кстати, на Филиппинах, похоже, не в моде шампуни, по крайней мере ни в одной гостинице, даже дорогой, их нет. Хорошо, что у меня был запас с Китая.

    Еда

    Гурманам на Филиппины ехать не стоит, еда тут простецкая. Очень напоминает то, что можно купить в российской столовке - куски курицы, свинина в кляре. Изысков никаких вообще, на Филиппинах даже не заморачиваются тем, чтобы посолить рыбу или какой-нибудь приправы добавить. Пожарил - и ладно. Еще филиппинцы обожают жир. Если вы найдете действительно вкусное блюдо, то оно наверняка будет невероятно жирным, почти как блюда в Монголии.

    Что еще объединяет Россию и Филиппины - во всех ресторанах очень маленькие порции. Даже целой порцией не наедаешься (а в Китае достаточно половины). Больше всего в этом плане меня шокировал Макдональдс. Я взял Биг Тейсти, ну чтобы наесться до отвала, а он по размеру оказался меньше российского Биг Мака, да еще с одной котлетой. Я протестировал заведения самого низшего разряда и могу сказать, что это даже по моим меркам плохо. В таких местах, где обедают местные работяги, стоит прилавок, за которым обычно разные куски курицы или свинины, в качестве гарнира всегда добавляют рис. Самое грустное то, что еду НЕ РАЗОГРЕВАЮТ, то есть приходится есть холодную и не очень свежую курицу, что в очередной раз напоминает о родине.

    Лучше не испытывать судьбу и посещать заведения посолиднее. В туристических местах их довольно много. Блюдо стоит два-три доллара.

    Детальный обзор государства Филиппины и особенностей пребывания там / Филиппины
    // juan.livejournal.com

    Уличный фастфуд весьма однообразен. По все стране продают: шашлык из куриных голов, шашлык из куриных кишок, шашлык из куриных лапок. Все это я есть не стал. Если повезет, можно найти нормальный шашлык из мяса, стоит обычно 25 песо за палочку, жарят вкусно, а главное, свеженькое. В Маниле только возле ТЦ Robinson's продаются вкусные пончики по 13-15 песо.

    Очень популярны сети фастфуд-ресторанов. Есть несколько сетей, где готовят ту же курицу, но проще вместо них пойти в более дешевое не сетевое заведение. Есть Макдональдс, повсеместно. Меню с Биг Маком стоит примерно 4 доллара, т.е. по местным меркам это не такое дорогое место, как в Китае, и оно очень популярно. Есть местная сеть Jollibee, которая изначально копировала Макдак. Для фастфуда довольно неплоха, там есть и курица a la KFC, и куски мяса в грибном соусе, и бургеры (правда, их майонез мне не нравился). Еще хорошая сеть Angel burger, по виду похоже на палатки с шаурмой, но там довольно неплохие бургеры, и при этом очень дешевые - за 25-30 песо (в разных города по-разному) дают два гамбургера, а за 35-40 песо - два чизбургера. Сеть пиццерий Greenwich предлагает две вкусных пиццы за 250 песо.

    Из фруктов повсеместно продается только авокадо, манго и бананы. Манго стоит от 30 до 70 песо за килограмм. Манго на Филиппинах мелкие, некоторые такие мелкие, что их даже не разрезать, а можно только высосать сок. Бананы в основном короткие, стоят 1-2 песо за штуку, вкусные (вообще-то я бананы не очень котирую, но тут они реально вкусные). Авокадо стоит 25-30 песо за килограмм. Есть некоторые другие экзотические фрукты, которые в продаже нужно поискать, например, маранг (ни в коем случае не покупайте, не отмоетесь потом от липкой грязи, а вкуса никакого), сантол (вкусно, но маааааало), сметанное яблоко (безвкусная хрень). Обычные яблоки на Филиппинах - экзотика, их импортируют из США, и стоят они по 15-25 песо за штуку.

    Детальный обзор государства Филиппины и особенностей пребывания там / Филиппины
    // juan.livejournal.com

    Основной местный напиток называется "буко", это жутко приторная невкусная хрень, как будто в сок из пакетика добавили пять ложек сахара. Большая часть мороженого имеет такой же мерзкий приторный вкус, что было для меня в первые дни шоком. Постепенно я выяснил, что можно есть фруктовый лед (в продаже, увы, не в любом магазине), мороженое из машин с названием "Miguelito's", а также фруктовые шейки, которые делают из свежих фруктов.

    Интернет

    Интернет - еще одна засада. С ним все сложно.

    Во-первых, Wi-fi. В большинстве гостиниц его нет, в других он есть, но не работает. Навскидку, только в одной (!) гостинице wi-fi был и работал в номере, это было в Багио (зато там не было нормального душа и туалета). В Пуэрто-Галере, Банауэ, Анхелесе, Себу, Пуэрто-Принсесе хорошо ловил только в холле; в Кагаяне и Думагете не работал; в Маниле, Танаване, Сабанге, Мамбахао его не было в принципе.

    Рассчитывать на публичный Wi-fi не стоит. В сетевых кафе его нет. Ни в Макдональдсе, ни даже в Старбаксе.

    Теперь про 3G. Есть два основных провайдера: Globe и Smart. SIM-карты продаются в любом ларьке, никаких документов не спрашивают. Поэтому офисов сотовых компаний почти нет. Я с трудом нашел в Маниле офис Smart и выяснил там про тарифы. Суть такова. SIM-карта стоит 40 песо (меньше доллара), дальше нужно на нее положить деньги и подключить пакет интернета. 1 день стоит 50 песо (чуть больше $1), 7 дней - 300 песо ($7), 30 дней - 1000 песо. Трафик безлимитный! Я читал, что в одних городах лучше ловит один оператор, в других - другой, поэтому брал карты на 7 дней. В итоге карту Globe я так и не купил, но в некоторых местах Smart действительно работал плохо.

    Покрытие 3G не повсеместное, но во всех местах, где вы можете оказаться в качестве туриста, оно есть. 3G есть в крупных городах, и в маленьких деревнях, где есть курорты или достопримечательности. В сельской местности 3G пропадает, а 2G пользоваться невозможно.

    Поскольку трафик безлимитный, мы часто сидели в сети через 3G, превратив телефон в точку доступа. В некоторых местах скорость была просто отличная, например, в Мамбахао на острове Камигин, где я за пару часов скачал Matlab, который весит пять гигабайт. В других местах даже просто страницы загрузить было невозможно, например, в городе Себу. Я предположил, что в тех местах, где мало пользователей (на Камигине 3G вроде только недавно проложили), скорость больше, а в больших городах могут быть косяки. В деревне Сабанг на Палаване все было отлично, а в облцентре Пуэрто-Принсеса 3G ловился только в центре города, а в аэропорту и на автовокзале - уже нет. Бывает еще, что 3G почти не ловится в помещении, а если выйти из него, то все нормально. Толстые стены? По скайпу через 3G разговаривать нельзя нигде. За месяц я израсходовал мобильного трафика больше 20 гигабайт.

    Навигация

    По городу ориентироваться можно с помощью карты Maps.me. Гостиницы там отмечены, хотя и не все. GPS часто лагает, но не так, как в Южной Корее.

    Безопасность, жульничество

    Учитывая жуткую нищету и деградацию инфраструктуры в стране, на Филиппинах на удивление спокойно. Можно где угодно гулять, правда, после 9-10 вечера обычно все закрыто, особенно в маленьких городах. Жульничества со стороны местного населения нет, никто не обсчитывает и не заламывает цены. Кроме таксистов, но таксисты, наверное, даже в Швейцарии жулики.

    Развлечения

    Достопримечательности Филиппин - это красивая тропическая природа и райские пляжи, все это бесплатно или плата символическая. Если вы подойдете к делу серьезно, то можете основательно потратиться на погружения с аквалангом

    (один сеанс $20-30), или заняться сноркелингом. Век живи - век учись, сколько раз я был на всяких морях, а только сейчас узнал, что для плавания в очках или маске есть модное название "сноркелинг". Нырять возле берега, конечно, бесплатно, но можно зафрахтовать лодку и поплыть к каким-нибудь необитаемым территориям, где под водой можно увидеть больше, чем на пляже возле отеля.

    Еще из дорогих развлечений на Филиппинах можно заняться секс-туризмом, в больших городах проституток очень много, а других причин там останавливаться у большинства туристов и нет. Кроме этого я не знаю, на что можно особо потратиться. На курортах предлагают экскурсии по окрестностям, но во все эти места можно с минимумом трудностей добраться самостоятельно на джипни или трицикле. В целом экскурсии (кроме дайвинга) брать нет смысла, так как их цена сильно завышена.

    Платных развлечений оказалось всего ничего:

    Вход в деревню Батад с рисовыми террасами - 50 песо
    Посмотреть ферму гигантских моллюсков на Камигине - 25 песо
    Вход к водопаду на Камигине - 30 песо
    Вход на смотровую площадку шоколадных холмов - 50 песо
    Вход на петушиные бои - 100 песо
    Аренда лодки, чтобы сплавать с острова Камигин на остров Мантиг - 550 песо
    Плавание с китовыми акулами на острове Себу - 1000 песо
    Подземная река Пуэрто-Принсеса на острове Палаван - 290 песо вход + 180 с человека аренда лодки (если набрать 6 человек, то выйдет по 120). Еще 400 песо стоит туда добраться на минивэне.
    Итого меньше 900 песо, для сравнения, экскурсия в турагентстве стоит 1500.

    Прочие расходы

    На Филиппинах очень дешевые парикмахерские. Стрижка даже в весьма прилично на вид салоне стоит 50 песо (1 доллар), окрашивание - 300-400 песо.

    Резюме

    Если вы не любитель путешествий по днищам и жопам мира, я скорее не рекомендую ехать на Филиппины. Для меня постоянное, практически ежедневное, раздражение от плохого жилья, невкусной еды, кошмарного транспорта и тормознутого интернета перевешивало удовольствие от местных красот. Второй раз по Филиппинам путешествовать я точно не буду. Если приезжать сюда, то на большой срок в единственное место, тогда за несколько дней там можно найти достойное жилье и еду и приятно провести время.

    Всего за 29 дней расходы составили на двоих 1548 долларов, то есть $53 в день. Как так, все пишут, что Китай - дорогая страна, а там можно с бюджетом $40 в день кайфовать и не знать забот, а на Филиппинах за $53 сплошные мучения?

    Детальный обзор государства Филиппины и особенностей пребывания там / Филиппины
    // juan.livejournal.com

    Детальный обзор государства Филиппины и особенностей пребывания там / Филиппины
    // juan.livejournal.com

    Ну и в заключение несколько сочных мест, которые стоит посетить.

    Банауэ - пожалуй, место номер 1 на Филиппинах.

    Детальный обзор государства Филиппины и особенностей пребывания там / Филиппины
    // juan.livejournal.com

    Остров Камигин - место номер 2.

    Детальный обзор государства Филиппины и особенностей пребывания там / Филиппины
    // juan.livejournal.com

    Подземная река на Палаване.

    Детальный обзор государства Филиппины и особенностей пребывания там / Филиппины
    // juan.livejournal.com

    Купание с китовыми акулами, остров Себу.

    Детальный обзор государства Филиппины и особенностей пребывания там / Филиппины
    // juan.livejournal.com

    Шоколадные холмы, остров Бохоль.

    Детальный обзор государства Филиппины и особенностей пребывания там / Филиппины
    // juan.livejournal.com

    Источник: ru-travel.livejournal.com
    juan
    21/07/2015 17:00


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости с Филиппин

    15.06.24 Air Asia проводит распродажу авиабилетов
    14.05.24 Oman Air продает билеты по специальным тарифам
    29.03.24 Oman Air объявила распродажу авиабилетов на рейсы из Москвы
    29.01.24 IRAERO начала продавать билеты на перелеты из Иркутска в Манилу
    02.08.23 Президент Филиппин отменил антикоронавирусные ограничения
    28.07.23 На Филиппинах запущен портал иммиграционных услуг
    19.07.23 Филиппины введут новую систему электронных виз
    12.04.23 Филиппины меняют правила выезда из страны
    28.05.22 Филиппины отменяют ПЦР-тест для некоторых туристов
    12.08.20 На Филиппинах авиапассажиров заставят носить не только маски, но и экраны