Продолжаю свои рассказы про Тыву. Предыдущая часть была здесь. Вы наверняка знаете, что тувинцы исповедуют какую-то странную смесь буддизма с шаманизмом. Поэтому "настоящий" шаманский обряд считается обязательным пунктом туристической программы для всех, приезжающих в республику. Обычно обряд проводится в каким-либо красивом месте, которое преподносится туристам не иначе, как "место силы" и традиционное "обиталище духов"
Вот это место - вершина невысокой горы, с которой открывается захватывающий вид на Енисей. А вот наш шаман, человек, как видите, продвинутый и не чурающийся последних достижений цивилизации. Заказы на проведение обрядов он принимает по мобильному телефону.
Любой обряд начинается с того, что надо "покормить" духов. Простейший вариант этого действия - выдохнуть сигаретный дым в пламя костра. Если не жалко, то можно вылить туда рюмку водки. Или, как в нашем случае, пиалу молока. Можно и пастеризованного из пластиковой бутылки. Духам без разницы! Горсть зерен тоже подойдет.
По каким-то, одному ему известным признакам, шаман определяет, что духи подношение приняли и готовы общаться с собравшимися. Интересно, а бывает ли иначе? По крайней мере, в таких показных туристических обрядах?
И вот теперь можно бить в бубен! Громкие, чередующиеся самым замысловатым образом удары задают ритм всей церемонии. Позже я прочитал, что существует восемь основных ритмов, каждый из которых используется только в своем, особом случае. Кстати, в пособиях для шаманов (а существуют и такие!) ритмический рисунок записывается азбукой морзе!
Выбивая ритм, шаман накручивает круги вокруг костра. Говорят, что количество кругов тоже чего-то значит. Также, как и "качество"! В умной книжке написано, что различают четыре типа круга: гармонизирующий небесный круг, созидающий небесный круг, гармонизирующий земной круг и созидающий земной круг. Жаль, что я не прочитал этого заранее, попытался бы на месте определить, что же имел ввиду наш шаман.
Шаман вошел в раж и явно работает на восторженную публику. Особенно сильно эта магия действует на девушек! Ритм их что ли завораживает?
Снова какие-то манипуляции с пламенем костра - то ли он что-то незаметно туда бросает, то-ли льет...
Шаман говорит, что чувствует у кого из присутствующих проблемы с кармой. Он выделяет таких людей из толпы и индивидуально "обстукивает" их вокруг. Вокруг меня он походил тоже. Больше, говорит, проблем нет!
А огонь все разгорается. Случайно ли, специально ли, но пламя костра принимает самые причудливые очертания.
Кажется, что шаман заигрывает с огненным зверем. То ли заклинает его, то ли просит его о чем-то. Представляю себе, как сильно такое представление действовало на древних тувинцев!
Костер прогорает, ритм замедляется. Обряд подходит к концу. Шаман явно устал. Непростое у него ремесло!
Зрители бьют на себе комаров и ожесточенно чешутся. А что делать, еще до начала представления шаман сам признался, что договориться с духами - плевое дело, а вот против комаров он бессилен...
16/07/2015 08:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Регионы: Тува (Тыва)
- Отзыв о поездке: Олдскул по-тувински, 2015
- Отзыв о поездке: Пять звезд по-тувински, весна 2015
- Отзыв о поездке: Мен – тыва мен, весна 2015
- Отзыв о поездке: Тыва. Край шаманов и недобрых духов, 2015
- Отзыв о поездке: В поисках шамана: Часть 3, Тоже Тува, ноябрь 2012
- Отзыв о поездке: В поисках шамана: Тува. Часть 2, ноябрь 2012
- Отзыв о поездке: В поисках шамана: Алтай. Часть 1, ноябрь 2012
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.