"На камни священного перевала возложил я свой камень, молясь. Вершины Танцы и Саян белым молоком окропил я. Ведь я - тувинец," - это гимн Республики Тыва. В оригинале на тувинском он звучит как-то так:
Арт-арттың оваазынга
Дажын салып чалбарган
Таңды, Саян ыдыынга
Агын өргээн тыва мен.
Послушать его можно, например, здесь.
Тыва - это субъект Российской Федерации в составе Сибирского федерального округа. На ее территории находится географический центр Азии. А еще Тыва считается центром шаманизма и прочей, с точки зрения европейского человека, чертовщины. Но я не совсем европеец...
Путешествие к центру Азии мы начали из города Абакан (республика Хакасия). Пять часов от Москвы на самолете, потом загрузились в ожидавшие нас машины и выдвинулись на трассу М54 в сторону Кызыла.
Первый крупный город на пути - Минусинск (это уже Красноярский край). Мне показалось, что ничего интересного там нет! Минуем его ходом и понемногу начинаем взбираться в горы.
Туман, моросит дождь, но все равно красиво. Одни цветочки на обочине чего стоят!
Буйбинский перевал. У местных жителей принято привязывать на кусты и ветви деревьев разноцветные ленточки. Это буддисткая традиция. Считается, что так можно задобрить духов, обитающих поблизости. Места обитания духов называются "местами силы". Духи, как известно, есть везде. Соответственно, любое приметное место, как то, крупный камень, отдельно стоящее дерево, скала, а тем более - перевал, вполне можно считать "местом силы". Кстати, буряты считают, что в таком месте нет повода не выпить. Духи будут довольны, а ГАИшников в этих местах еще поискать. Поэтому у подножия кустов с ленточками обычно можно видеть и россыпи пустых бутылок...
А еще это место приметно тем, что в апреле 2002-го года здесь разыгралась трагедия: вертолет, на борту которого находился генерал Лебедь, зацепился за провода и рухнул с высоты более 30 метров. Теперь на этом месте стоит памятная стела и часовня. Если смотреть по фотографии, то Абакан, со стороны которого шел вертолет, слева, а те самые провода прямо над нами. На заднем плане в тумане виднеется мачта линии электропередач.
Забираемся еще выше в горы. Дорога местами ремонтируется, а строительный мусор дорожники сгребают грейдерами на обочину и дальше - вниз в долину. Крутизна такая, что дух захватывает. Как ни страшно трактористам работать на самом краю такой бездны?
Граница Красноярского края. На красивой мраморной стеле написано "Республика Тыва".
На другой ее стороне, соответственно, "Красноярский край". А погода, тем временем, совсем испортилась!
Здесь тоже принято привязывать ленточки, а еще оставлять пожертвования духам. Это может быть красивый глиняный колокольчик, специально купленный в буддисткам храме, монетка, конфета, печенюшка или даже сигарета. Самые жадные просто сигналят, проезжая мимо.
Спускаемся с гор в долину. Впереди Тыва. Пейзажи просто акварельные! На фоне светлого неба вижу, что нахватал где-то грязи на матрицу, а почистить нечем :(
Площадка для отдыха водителей и, по совместительству, еще одно "место силы". Пирамидку из камней соорудили специально, чтобы было куда привязывать ленточки.
Встреченный нами местный водитель: "Ребят, ну чего вы здесь снимаете? Тут же и посмотреть не на что! Вот старая дорога, та - да, была красивая. А как пробили новую, так - тьфу..."
И опять ленточки, ленточки, ленточки. Духи следят за вами! Они все видят. Они везде. Жаль у меня нет галстука - тоже привязал бы на всякий случай.
Въезжаем в пограничную зону. Говорят, что без российского паспорта дальше нельзя. Интересно, кому его показывать? Забегая вперед скажу, что за все время пребывания в этих краях я не видел ни одного мента, ни одного погранца.
Въезжаем в Кызыл. А где же сам город?
Вон он. Довольно далеко от указателя. Несколько пятиэтажек, а вокруг мелкие частные дома.
Зато в Кызыле есть городской парк, парадная набережная имени Кужугета Шойгу (Да, да, папы Сергея Кужугетовича, который, как и мои предки, родом из этих мест!) и монумент "Центр Азии" на берегу Енисея. Кстати, положение географического центра Азии зависит от методики расчета. А точнее, от того, что считать Азией. Поэтому статус центрального азиатского города у Кызыла оспаривает китайский город Юнгфен. Вот тут можно уточнить этот момент.
Покидаем родной город Сергея Кужугетовича и движемся дальше по 54-й дороге. Она идет на юг к границе с Монголией.
Движение на трассе столь не оживленное, что этот местный самагалтайский (поселок так называется - Самагалтай) пионер, расположившийся со своим велосипедом прямо посреди дороги, был явно удивлен нашим появлением.
Местами асфальт прерывается - дорогу реконструируют. Масштабы строительства весьма значительны. Только непонятно, кто и куда тут будет ездить. Насколько я знаю, дорога просто упирается в границу и там заканчивается. Погранперехода в Монголию на ней нет.
Неподалеку от поселка Эрзин сворачиваем направо на еле заметную грунтовку. Темнеет. Над степью и скалами восходит луна.
Дальше - по азимуту. Дорога в степи - понятие условное. Главное не налететь на камень и не провалиться в промоину. До точки финиша осталось около трех километров. Высланные вперед "квартиранты" сообщают, что они уже разбили лагерь и зажгли огонь. Мы должны увидеть его издалека, но пока горизонт черный.
Кого только не встретишь ночью в степи! Вот этот, не пойми откуда взявшийся бычок, уперся в решетку радиатора рогами и не дает нам ехать дальше. Сигналим - не отходит. Сдаем назад - он идет следом. Волков на него нет!
А вот и свет! Наш лагерь разбит вблизи священной горы Кежеге. Именно сюда мы так долго ехали.
Кежеге - место специфическое. Не то чтобы опасное или нехорошее, но местные жители относятся к нему настороженно и стараются обходить стороной. Считается очень плохой приметой убить (даже случайно!) здесь зверя или птицу. Сломать ветку или оставить какой-либо мусор. А вот шаманы, наоборот, совершают сюда паломничества и творят здесь свои таинственные обряды. С одним из авторитетных в Тыве шаманов мы договорились заранее, чтобы он замолвил за нас перед духами Кежеге словечко.
Остановится здесь на ночевку, не заручившись одобрением духов - безумие. Говорят, что кончится это может очень плохо. Даже для тех, кто ни в каких духов не верит. И вот, шаман начинает обряд. Зажигает костер и специально принесенных с собой дров, брызжет на огонь молоком, а потом водкой. Так здесь положено. Духи должны быть довольны.
Жертва принята. Шаман достает бубен и начинает камлать. О чем он поет? Я пытался потом у него об этом спрашивать, мне показалось, что он и сам толком не знает... Зато шаман объяснил, почему же гора Кежеге пользуется дурной славой. Дело в том, что в большинстве "шаманских" мест можно просить духов обо всем хорошем. О здоровье, богатстве, содействии в делах, покровительстве в пути и т.д. А здесь - не только о хорошем. Правда, мало кто решится просит духов, например, о чьей-то смерти. Можно, знаете ли, и на себя навлечь...
Обряд завершен. То ли на нас снизошло сияние, то ли телевизионщики включили прожектор. Духи дают добро и готовы потерпеть нас до утра. Шаман интересуется, готов ли ужин и с удовольствием допивает оставшуюся водку.
Возвращаемся в лагерь. Честно говоря, несмотря на все заверения шамана, спаслось мне плохо. Всю ночь мне казалось, что вокруг палатки кто-то ходит. Под утро меня разбудил собачий лай и визг какого-то животного. Кто-то из дежурных пальнул для острастки в воздух. Блин, но с нами же не было собаки!
Если вам интересно узнать о том, как живут в богом забытых тувинских деревнях на границе с Монголией, и что представляет собой сама граница в этих местах - ждите продолжение!
19/03/2015 08:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Регионы: Тува (Тыва); Красноярский край
- Отзыв о поездке: В поисках шамана: Часть 3, Тоже Тува, ноябрь 2012
- Отзыв о поездке: В поисках шамана: Тува. Часть 2, ноябрь 2012
- Отзыв о поездке: В поисках шамана: Алтай. Часть 1, ноябрь 2012
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.