Во время нашего путешествия по Южной Америке мы естественно не могли обойти стороной одно из самых известных мест на планете, внесенное в список Всемирного наследия ЮНЕСКО - Линии Наски.
Если вдруг кто не знает, пара слов о том, что это. Линии Наски - группа гигантских геометрических и фигурных геоглифов на плато Наска в южной части Перу. Лететь нам предстояло вот на таком самолете.
На плато, протянувшемся более чем на 50 километров с севера на юг и на 5-7 километров с запада на восток, сегодня известно около 30 рисунков (птица, обезьяна, паук, цветы и др.); также около 13 тысяч линий и полос и около 700 геометрических фигур (прежде всего треугольников и трапеций, а также около сотни спиралей). Благодаря полупустынному климату сохранились с глубокой древности. Поскольку изображения достигают нескольких сотен метров в длину и с земли их распознать затруднительно, то официально были обнаружены лишь в современное время, при полётах над плато в первой половине XX века.
Надо сказать, что самолет просто крошечный, вмещается туда 2 пилота и еще 6 пассажиров. Именно поэтому перед взлетом всех взвешивают с вещами и распределяют по самолетам, что бы нагрузка была допустимой и равномерной. Кроме этого, каждому говорят куда садиться.
Пилот рассказывает, какие Линии мы увидим.
Естественно, все мы не увидим, только самые знаменитые линии.
Общее сэлфи :) Тогда это слово было еще не известно :)
Полетели! Пока Линий нет, просто панорама из окна.
А вот и первая фигура. Один из треугольников.
А вот еще один общий вид. К сожалению, пустыню пересекает шоссе, что негативно сказывается на рисунках.
Шоссе крупнее. Видите с правой стороны шоссе рисунки кактусов и деревьев?
А вот начались известные фигуры. На плато Наска известен лишь один рисунок, изображающий человекоподобное существо, так называемый "астронавт", высотой 30 метров. Увидели его?
Для тех, кто не смог разлядеть "астронавта", он на крайнем слева холме. Выглядит, как человек в противогазе. Может быть, тогда Землю населяли гиганты (есть такая версия) и это просто урок ОБЖ в пятом классе?
Обезьяна с еще одной геометрической фигурой.
Если плохо видно, можно скачать и увеличить фото, ну или посмотреть здесь. Нужно отметить, что пилот очень старается. Каждую фигуру он облетает со всех сторон, что бы с каждого борта можно было сделать фото, постоянно рассказывает про фигуру по бортовой связи. В общем пилотам однозначный зачот! А вот фигуры видно не очень хорошо. Если не сказать плохо. Нужно обладать большой фантазией, что бы в деталях понять, что тебе показывают. И не нужно мне рассказывать про мою мыльницу. Самый лучший фотоаппарат в данном случае - Photoshop :)
Пожалуй, самая известная фигура. Она же самая заметная - Колибри. Колибри имеет длину 50 метров.
А вот более крупно. Здесь хотя бы понятно, о чем идет речь :)
Пока писал пост появилась новость о том что экологи Greenpeace проникли на территорию линий Наски, доступ в которую строго запрещен, и выложили там из желтых тряпичных букв слова "Время перемен! Будущее можно обновить!" Вот как это выглядит сейчас.
Потом они конечно извинились, но выглядит это полным идиотизмом. Так, возвращаемся к Линиям.
Почти все рисунки выполнены в этом огромном масштабе в одной манере, когда контур очерчен одной непрерывной линией. Идеально ровные линии и полосы уходят за горизонт, пересекая высохшие русла рек, взбираясь на холмы и при этом не отклоняясь от своего направления (хотя современные геодезические методы не позволяют провести на пересеченной местности прямую линию длиной до 8 километров так, чтобы отклонение не превышало 0,1 градуса).
Сами линии, полосы и рисунки нанесены на поверхность путём выемки грунта, в виде борозд до 135 сантиметров шириной и до 40-50 сантиметров глубиной (средняя глубина 25-30 сантиметров), по сути дела это неглубокие траншеи. При этом на чёрной каменистой поверхности образуются белые полосы - линии. Мелкий гравий внутри линий не отличается по цвету от остальной поверхности. Однако сами линии прекрасно видны с высоты и хорошо выделяются на фоне общего пейзажа.
И еще одна известная фигура - Кондор. Он простирается от клюва до перьев хвоста почти на 120 метров.
Линии Наски ставят перед историками немало вопросов - кто их создал, когда, зачем и каким образом. Линии и полосы многократно пересекают друг друга, полосы накладываются на рисунки, геометрические фигуры пересекают полосы. Это говорит о том, что комплекс Наски покрывался изображениями не единовременно, а в несколько этапов. Но при этом сделанные позже и наложенные сверху изображения не уничтожают контуров геоглифов, оказавшихся под ними (и в этом есть некая странность - ведь когда одна "траншея" пересекает другую, понятно, что она уничтожает границы предыдущей, в Наске же этого не происходит).
Представляется вполне вероятным, что представители культуры наска могли быть астрономами-наблюдателями, - по крайней мере, по мнению доктора Филлиса Питлуги (астронома чикагского планетария). После интенсивного изучения взаимного расположения звёзд в Наска с применением компьютерных методов она пришла к выводу, что знаменитое изображение паука задумано как диаграмма гигантского звёздного скопления в созвездии Ориона, а сопрягающиеся с этой фигуры прямые - как стрела, линии характеризуют изменение склонения трёх звёзд в Поясе Ориона. А мы тем временем прилетели.
Продолжаем рассуждать про Линии Наски. Крупный американский специалист по археоастрономии Джеральд Хокинс, проведя в 1970-е годы несколько полевых исследований на плато и использовав современные способы измерений и компьютерного моделирования, пришел к выводу, что только 20 процентов всех линий Наски может быть однозначно соотнесено с какими-либо небесными ориентирами. При том, что линии и полосы на плато идут во всевозможных направлениях, такое астрономическое объяснение не может быть признано определяющим и удовлетворительным. В популярной литературе и уфологии популярны объяснения, что полосы в пустыне Наска предназначены для ориентирования и посадки инопланетных космических кораблей (ведь до начала XX века человечество было неспособно к полётам). При этом остаётся необъяснённым, зачем инопланетянам, способным преодолевать световые годы межзвёздных пространств, вообще нужны взлётно-посадочные полосы и примитивные визуальные ориентиры. Cвидетельств, что полосы в Наска когда-либо использовались для взлёта или посадок летательных аппаратов, нет.
Лично мне нравится теория про инопланетян. Во-первых, непонятно, кто кроме них мог сделать такие рисунки. Современное человечество до сих пор не может так сделать. А во-вторых, на вопрос "зачем инопланетянам, способным преодолевать световые годы межзвёздных пространств, вообще нужны взлётно-посадочные полосы и примитивные визуальные ориентиры" можно ответить просто - при посадке им нравилось смотреть на всяких птичек и зверушек. У каждого же свои слабости, не так ли? :)
В заключении могу честно сказать - Линии Наски совершенно не впечатлили. На мой взгляд, нет в них ни духа старины, ни таинственности, ни ощущения "вот это ах!". Во время полете одного из членов нашей команды подташнивало. Думали, что это из-за маленького самолетика, но я преполагаю, что проблема именно в Линиях Наски. От того, что очень не интересно, просто тошнит :))))
В заключении хочется сказать, что если вы будете путешествовать где-то поблизости, то заехать и полетать над плато можно. Просто что бы потом сказать - я там был. И да, Линии рекомендуется смотреть утром и вечером когда лучи солнца косые и лучше видно. Ехать на край света ради Линий Наски я рекоммендовать не могу. Не стоит оно того ;)
17/04/2015 15:00
Материалы по теме
- Страны: Перу
- Отзыв о поездке: Крепость Саксайуаман (Saksaywaman). Куско. Перу, 2014
- Отзыв о поездке: Шесть месяцев в Перу, 2014
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.