Позавтракав и выпив впрок несколько чашек чая из листьев коки, мы поймали такси и поехали по петляющим узким улочкам на северо-восточный холм, возвышающийся над Куско, где расположена инкская крепость Саксайуаман (Saksaywaman).
Название крепости в переводе с кечуа означает - сытый сокол, ну или сытый ястреб. Испанцы не сильно "заморачивались" с произношением названия на кечуа и дали сооружению свое название - Sacsayhuaman, что в переводе - цитадель.
Саксайуаман (Saksaywaman) считается одним из шедевров военной архитектуры инков.
Перуанский историк, если его можно так назвать, Инка Гарсиласо де ла Вега так писал о строительстве Саксайуаман :
"В той части, где гора имеет большой пологий склон и где враги могли войти в крепость, построили три стены, одну за другой, по наклонной, как поднимается гора... Первая стена демонстрировала мощь власти инков, и хотя две другие стены не меньше первой, но первая поражает величиной каменных глыб, из которых она состоит; тот, кто не видел этого сам, не поверит, что из таких камней можно что-то строить; внушают ужас они тому, кто рассмотрит их внимательно."
На входе предъявили, купленные накануне "единые билеты" на посещение музеев и развалин. К слову, купить билеты на месте - не возможно. Здесь их только проверяют. Билеты нужно покупать в тур-бюро в Куско. Цены везде фиксированные.
Конечно, существует масса способов пройти без оплаты, но для этого надо приезжать (подходить) не с центрального входа, хорошо знать "площадку" и не встретиться с охраной, которая всегда может "возникнуть из под земли" и "честно" заработать на вас свою "неучтенку". Но, с другой стороны, подобная экономия, на мой взгляд, сродни воровству мелочи по карманам. Нас она не интересует...
С организационными вопросами закончили, идем впечатляться военными сооружениями инков...
Для начала, залезли на верхнюю площадку крепости. С нее открывается хороший вид на Куско. Город лежит, как на ладони. Хорошо видна Пласа-де-Армас...
Крепость со стороны города, практически не укреплена. Видимо, инки довольствовались крутым склоном холма и превосходством высотного расположения. Три главные зубчатые стены бастионов, обращены в противоположную от склона сторону. Самая длинная стена имеет протяженность около 400 метров. Высота - порядка 6 метров. Состоит из достаточно крупных известняковых блоков, очень тщательно подогнанных друг к другу .
Каменные блоки стен, расположенных выше, значительно меньше и качество кладки чуть ниже. Дело в том, что это восстановленные уже в наше время стены - те что были разобраны испанцами, использовавшими крепость Саксайуаман, как каменоломню для добычи камня на строительство новых домов... Строительство крепости начал десятый инка - Тупак (Топа) Инка Юпанки (1471-1493 гг.) или его отец - Пачакутек Инка Юпанки (1438-1471 гг.). Продолжалось оно более 50-и лет и закончилось во времена Уайна (Вайна) Капака (1493-1525 гг.). Полному завершению строительства помешал наступивший период гражданских войн. Руководили постройкой Саксайуамана в разное время четыре главных мастера: апу Вальпа Римачи (разработал план строительства), Инка Мари-канчи, Акавана Инка и Калья Кунчуй.
В путеводителях можно прочитать легенду о том, что в ходе строительства, одна из каменных глыб, упав убила несколько тысяч строителей. Но увидев, даже самые крупные из оставшихся блоков стены, в это очень трудно поверить - не те размеры.
Cтены имеют свои названия. Первая называется Тиу-пунку, то есть Песчаные ворота (по окружающей почве). Вторая - Акавана Пунку, по имени главного мастера, а третья - Виракоча Пунку, в честь бога Виракоча.
На вершине холма раньше находился комплекс сооружений, включающий в себя несколько зданий, с окнами, выходящими на сторону города и три высокие башни.
Круглая башня - Мойок Марка или Муюк Марка, принадлежала Инке и его ближнему окружению. Считается, что стены круглой башни были украшены золотыми пластинами с изображениями птиц, животных и растений.
Две башни меньшего размера - Салья (Какльак) Марка и Паукар Марка, использовались для размещения солдат гарнизона, состоящего из инков, имели соединяющие их подземные переходы. Небольшие сооружения рядом с башнями, использовались, как склады с оружием и провиантом. Считается, что в случае необходимости, внутри крепости Саксайуаман (Saksaywaman) могло укрыться все население Куско.
От верхнего комплекса сооружений, практически ничего не осталось кроме фундаментов. Испанцы разбирали сооружения инков и перевозили каменные блоки вниз в Куско, а уже там использовали их для нового строительства...
Спускаемся по ступенькам и пройдя через главные ворота, выходим из крепости на ровную песчаную площадку. На чахлой травке спокойно пасется стадо состоящее из лам и альпак.
Немного "по-фотоохотившись" за травоядными, решаем залезть на еще один холмик... Интересно, что он расположен ровно напротив крепостных стен, и видимо являлся не очень удобной для крепости высоткой...
На этой скальной возвышенности имеются следы построек, а как потом окажется, сразу за скалой их еще больше. Здесь же мы обнаружили целый подземный лабиринт с узкими ходами, прорытыми в земле и вырубленными в скалах. Быстрее всего, это церемониальный центр до инкского периода керамики кильке (900 - 1200 гг). Хотя, существуют предположения, что эти сооружения возводились самими инками...
То здесь, то там попадаются обтесанные камни с четко сформированными ступенями - это фрагменты инкской Чаканы.
Чакана - ступенчатый инкский крест.
Существует несколько ее разновидностей. Если чакана имеет три ступени - Инкская. Если - 4, 5 или 7, то это Андская Чакана. Вехняя, светлая часть чаканы - символ Матери Земли Пачамамы. Четыре конца чаканы символизируют регионы империи Инков: Чинчайсуйо, Кольасуйо, Антисуйо, Контисуйо. Так же, они символизируют четыре стихии: воду, землю, воздух и огонь. Часто инки вырубали в камне только верхнюю часть Чаканы. В день летнего солнцестояния ( 21 июня) на восходе, тень от верхней части Чаканы ложиться к подножью, образуя полную фигуру. Светлая и темная часть Чаканы символизирует дуализм - двойственность Мира (янантри). Круг в центре - "пуп" Мира и вселенной (для инков -Куско).
Инкская Чакана, является символом гармонии мира. Четырьмя группами своих ступеней она как бы объединяет четыре группы понятий.
Первая четверть символизирует энергетические уровни или миры:
1 - нижний или подземный - уху пача или урин пача (эмбрион, мумия)
2 - средний или наземный - кай пача (наш мир)
3 - верхний или небесный - ханан пача или ханак пача (мир богов)
Вторая четверть обозначает священных животных, соответствующих этим мирам:
4 - змею - амару (мир подземный)
5 - пуму - пума или тити (мир наземный)
6 - кондора - кунтур (мир небесный)
Третья четверть символизирует жизненные принципы:
7 - не воруй - ама суа
8 - не лги - ама льульа
9 - не ленись - ама кельа
Четвертая - человеческое предназначение:
10 - Благодетель, любовь - мунай
11 - Знание - ячай
12 - Труд, работа - льанкай
Подходим к дальнему склону холма. Здесь удивляют "каменные горки". Камни на столько гладкие, что по ним можно скатиться на "пятой точке", чем и развлекаются местные ребятишки...
Дальше подошли к целой галерее подземных лабиринтов, вырубленных в скалах. В некоторых местах вход в лабиринт настолько грязный и узкий, что не каждый турист осмелится туда залезть. Каменные ходы на столько узкие, что человек с моей комплекцией с трудом может протиснуться в лаз.
Внутри темно и не видно света в конце извилистых туннелей. Подсвечиваем проход фонариком телефона...
Нагулявшись среди каменных туннелей и лабиринтов, выходим с территории крепости Саксайуаман и по асфальтированной дороге отправляемся к громадной белой статуе Христа, расположенной на соседнем холме...
16/04/2015 12:00
Материалы по теме
- Страны: Перу
- Отзыв о поездке: Перу на майские праздники, май 2013
- Отзыв о поездке: Куско - Агуас Кальентес, октябрь 2012
- Фоторепортаж: Город Куско, 01.06.2013
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.