Перелет.
Перелет. Компания Этихад. Из Москвы. Пересадка в Абу-Даби. Туда ожидание больше 12 часов, обратно 1 час, то есть сразу на регистрацию. В аэропорту можно найти диванчики, где можно поспать.
Билеты покупал на сайте компании, туда и обратно. В Бангладеш уже понадобилось изменить дату вылета обратно. Онлайн сдать билет нельзя. Поехал в офис. Оказалось, что если использовал билет в одну сторону, то сдать оставшийся уже нельзя. Предложили открытую дату вылета в течении трех месяцев. В результате поменял вылет на неделю позже, заплатив штраф, вероятно это можно было сделать и на сайте.
Кормят на борту вкусно. Обратно до Абу-Даби летел бизнес-классом, в аэропорту Дакки сделали бесплатный апгрейд билета.
По прибытии в аэропорт Дакки сразу попадаешь к столу, где дают визу по прибытию, пограничники доброжелательные, есть служащий, бесплатно помогающий заполнить необходимые для визы карточки. Тут же в будке работник банка, платишь 51 доллар. Далее заполнение документов для таможни и миграционной карточки, тут от услуг помогальщиков я отказался, однако дальше все таки попал на развод на деньги. Когда встал в очередь на прохождение миграционного контроля, ко мне подошел дядька в форменной рубашке и заявил, что иностранец должен следовать за ним, в результате провел меня мимо контроля, сунув им мою карточку и дальше на выход в город, там уже начал просить плату за свои услуги. После долгого торга размер подарка удалось снизить с 500 до 300 така. Така на данный момент по курсу равна одному рублю.
Выйдя за пределы аэропорта оказываешься в ужасающей с непривычки толпе народа. Тут и встречающие и желающие подвезти. Выбрал наугад человека поприличнее, попросил позвонить моему другу (познакомился через Интернет), чтобы встретил. Тот переправил к другому, который говорил по английски. В результате мой новый знакомый опекал меня до самого приезда моего друга и пригласил домой (50 км от Дакки) на свою свадьбу через неделю.
Свадьба
Фото: на свадьбе, третий день свадебной церемонии, установлены шатры, накрыты столы, собралась вся деревня. Естественно без спиртного.
Зоопарк
Зоопарк очень большой по площади. Животные ухоженные. Вольеры большие.
Ослики занимают несколько больших вольеров. Причем рабочего ослика(как в Средней Азии) видел в городе только один раз.
Жарко. Хищники спят в своих вольерах.
Народ по команде на счет три начинает дружно кричать. Лев лениво поднимает голову, все довольны, все смеются.
Слон купается в слоновнике.
Проезжая по Дакке, мельком увидел слона прямо на тротуаре, удивительно то, что он никого при этом не раздавил. Потом расспросил, действительно слон живет за городом, иногда привозят в Дакку. Слон очень умный. Люди дают слону деньги, если купюра 10 така или меньше, слон не брет. Люди довольны, слон доволен и хозяева слона довольны.
Транспорт
Автобусы.
Если удастся сесть на сиденье можно вполне комфортно передвигаться.
Только куда какой автобус идет без местного гида узнать невозможно.
Маршрут выкрикивается кондуктором, высовывающимся из открытых дверей прямо на ходу.
Для привлечения пассажиров по автобусам колотят палкой.
Мотоциклисты протискиваются между грузовиками, автобусами и автомобилями.
Рикша самый дешевый транспорт на короткие расстояния.
Есть также электрорикши. Батарея заряжается ночью, потом весь день можно ездить.
Желтые кэбы существуют, но редки. В Дакке две фирмы такси. Одной из них владеет армия. Посадка 85 така. 1км-35 така.
Бензин стоит 95 така за литр, дизельное топливо 66 така, газ - 35 така, поэтому все что движется работает в основном на газу. Покупка автомобиля очень дорогое удовольствие, при покупке налог оказывается больше стоимости самой машины. Легковые - в основном японские(движение левостороннее). Из-за большого налога нет смысла покупать более дешевую индийскую Тату.
СиЭнДжи
После первого опыта поездки на этом агрегате, я подумал, что двери с решетками приделаны для того, чтобы пассажир не выскочил на ходу от ужаса.
Когда водитель зазевался объезжая яму, я объяснил ему во всех доступных мне выражениях английского, что не надо так спешить, что вызвало искреннее недоумение и уточнение надо ли мне сойти сейчас, или я желаю ехать дальше. С завода (где то в Индии) сей дивайс приходит без дверей, двери делают уже на месте, и не для того, чтобы избежать нападения воров и бандитов, как думают некоторые, а для безопасности пассажиров в случае аварии, по распоряжению правительства Бангладеш.
В странах Африки это называется тук-тук, а в Бангладеши СиЭнДжи( CNG - converted natural gas), то есть ездит этот агрегат на газу, оборудован счетчиком(!), поездка обходится в два раза дешевле, чем в такси. Машинки для личного пользования окрашены не в зеленый цвет. Вообще страна безопасная, можно спокойно гулять ночью, во всяком случае по центральным улицам, кошелек в давке, конечно, могут вытащить, но грабежей нет. После убийства граждан Италии и Японии, органы справляются у местных граждан, принимающих иностранцев, об их местонахождении и безопасности.
Вариант побольше.
Гидравлические тормоза!
Все легковые автомобили оборудованы кенгурятниками. Если твою машину повредил грузовик или автобус, компенсацию еще можно истребовать, если сиэнджи или рикша, бесполезно. Представить, что два автомобиля столкнулись и встали в ожидании полиции на улице Дакки невозможно.
Междугородние автобусы.
Наряду с обычными есть с кондиционером. Бизнес класс.
Автовокзал
В зале ожидания можно поспать.
Ноги не упираются в спинку впередистоящего сиденья.
Остановка в пути.
Дакка - Читтагонг.
Ресторан.
На автовокзалах чистые туалеты.
Здания
Много строящихся зданий.
Район Уттара. Современные здания.
Однако, вентиляции не предусмотрено. Если дом стоит на улице, очень шумно. Остекление одинарное.
Окна закрыты - душно, открыты - лезут комары, несмотря на сетку. Комары очень хитрые, маленькие, переловить невозможно, на себе прихлопнуть, как у нас, тоже не получается, спасает только противомоскитна сетка над кроватью.
Все что движется непрерывно сигналит, гудит и звенит. Поначалу пугаешься и отскакиваешь, а потом просто не обращаешь внимания. Движение прекращается только около двух ночи. Затем начинают лаять мерзкие собаки, которые днем отсыпаются.
Типичные бенгальские собаки. Все совершенно одинакового размера и окраски.
Лет 50-60 назад на строительство моста приехал корейский инженер. Увидев хороших упитанных собак, обрадовался. Подозвал местного жителя: доставь мне собаку, я тебе дам 500 така, тот удивился, поймал собаку, отдал корейцу. На следующий день история повторилась. Вскоре кореец выяснил, что собаки в Бангладеш совершенно (free) бесплатны, никому платить не надо. Их не только не разводят, но даже не прикасаются к ним, поскольку это грязное животное. Когда строительство было закончено, вся прилегающая местность была очищена от собак. С тех пор, когда надоедают собаки, местные говорят: надо бы пригласить корейцев.
Однако сейчас в Бангладеш действует международная правозащитная организация, которая защищает права собак. Недавно они нанимали на работу человека для учета численности бездомных животных. Зарплата 40 000 така. Надо сказать неплохая зарплата даже для России.
Кстати, американский турист, говорит, что у них не встретишь бездомных собак на улицах, да приюты есть, но собак, которым не удалось найти хозяев, просто умерщвляют инъекцией. Так что вопли российской "зоошизы" о гуманном отношении к животным в развитых странах совершенно безосновательны.
Вообще отношение ко всем иностранцам доброжелательное. Бангладешцы гордятся, что их армия не участвует ни в каких конфликтах, только для защиты страны, армия также помогала разным странам в ликвидации стихийных бедствий. От участия в коалиции по Сирии под руководством Саудовской Аравии Бангладеш отказалась.
Индивидуальное жилищное строительство
Земля дорога, то, что мы бы в России построили на одном этаже, там растет вверх. Жил несколько дней в этом домике. Хозяин работает в "Униливер", 4 сына, старший инженер-электрик, учился в Лондоне. Зарплата хозяина дома 1500$ в месяц, очень хорошая. Построил этот дом сам. 6 этажей. На каждом 3-4 комнатная квартира. Часть сдают.
Во всех домах, слепой свет энергосберегающих ламп. Разговариваю с инженером-электриком: Вроде у вас обеспеченная семья, почему такой свет? Экономия- , говорит, -страна бедная. Цена 1кВт - 7 така. Сознательные люди собирают сгоревшие лампы, где-то их принимают, но бесплатно, кому не охота возиться просто выбрасывают.
Базар
(Слово оказывается интернациональное. )
Мясо дорогое.
Тут я, конечно, позавидовал бенгальцам.
Куриц продают живых, хоть бройлеров,
хоть обычных, можно выбрать, тут же разделают.
Дорогие россияне вынуждены довольствоваться морожеными бройлерами, накачанными химией и водой.
Пища
Станок для изготовления тростникового сока.
Кокосовый сок
Можно ли кушать непривычному человеку местную пищу? Да, но только надо знать заведения, где можно, лучше спросить у местных людей, которым можно доверять. Лепешки вкусные. Все остальное очень острое.
Есть рестораны европейского типа с белыми скатертями и официантами. Цены разные от 600 до 1000 и более така на двоих.
Шоколад чрезвычайно дорог. Тот же "Марс", который в России можно с голодухи сжевать, тут состоит полностью из сои.
Настоящий мёд, загустевший, привезенный из России в подарок, вызвал недоуменный вопрос: что это?
Мебель
Мебель тут делают не из опилок.
Мастерская
Компьютеры
Компьютеры не облагаются налогом, поэтому относительно дешевы. Интернет широко развивается. Бухгалтера используют в крупных фирмах SAP и подобное, в средних и мелких французское и индийское програмное обеспечение. Не локализуется, на английском, бухгалтерия ведется на английском, как я понял. Рынок software не мополизирован (местной 1С нет).
Английским владеет очень много местного населения, даже женщины. В стране три системы образования на бенгальском языке, на арабском и на английском.
Касперский в компьютерном центре Дакки. Касперский распространен и популярен, правда не все знают, что он из России.
Коровы в Дакке утром идут к мусоросортировальному заводу, выбирают зелень из мусора, вечером самостоятельно уходят куда-то домой.
По прибытию в Москву, начинаешь радоваться нашему морозцу, пустынным улицам, редким машинкам, водителям, которые пропускают(!) пешеходов.
В Домодедово, после трех недель отпуска:
- Taxi! Taxi!
- No!
- Да ладно уж, можешь по русски говорить.
16/03/2016 13:00
Материалы по теме
- Страны: Бангладеш
- Города: Дакка
- Отзыв о поездке: Всё, что нужно знать про Бангладеш человеку, которому начхать на этот Бангладеш, февраль 2013
- Отзыв о поездке: Бангладеш. Как делают велорикши, август 2012
- Фоторепортаж: Бангладешский речной круиз, 06.03.2013
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.