Когда я ещё только собиралась посетить немецкий город Гамбург, то точно знала, что без прогулки по самому большому порту Германии мне не обойтись. Поэтому в первый же свой день в этом городе мы отправились на теплоходную прогулку, чтобы увидеть, как же устроена портовая жизнь, своими собственными глазами.
Погода очень располагала к водным променадам: летом в Гамбурге почти не бывает изнуряющей жары, зато очень часто идут дожди. Но нам повезло - в тот вечер было тепло и сухо )))
Итак, поплыли пошли?..
Так как я не очень разбираюсь вообще ничего не понимаю в портовых терминах, то просто покажу вам то, что мы увидели во время водной прогулки. А попутно расскажу немного об истории Гамбургского порта и приведу практическую информацию. Чтобы, оказавшись в Гамбурге, вы понимали, хотите ли попасть на такую экскурсию, и сколько это будет стоить:
Наша прогулка проходила вот на этом белоснежном красавце под названием "Störtebeker", почти пиратском судне. Дело в том, что Клаус Штёртебекер - это легендарный немецкий пират, который разбойничал в тех местах ещё в 14-м веке:
А в самом начале 15-го века его вместе с командой казнили, но позже установили ему памятник.
При желании можно выбрать вот такой ретро-вариант с поэтическим названием "Луизиана Стар":
Все механизмы в рабочем состоянии, колесо бодро крутится:
Итак, идём. Пока мы находимся ещё очень близко от берега:
Отойдя чуть дальше, сразу же натыкаемся на подлодку:
Осенью 2002 года в порту Гамбурга появился новый музейный экспонат: советская подводная лодка. По истечении срока службы эта дизель-электрическая подлодка 641Б (Танго - по классификации НАТО) была списана из боевого состава Северного флота и демилитаризована:
Только её собрались определить на утилизацию, как нашлась немецкая фирма, готовая купить этот редкий объект:
Лодку тут же отбуксировали в Германию, и вскоре состоялось открытие "музея", на которое прибыли члены правительства федеральной земли Гамбург, сотрудники российского посольства и представители ВМФ России:
Обо всём этом нам рассказал капитан нашего прогулочного катера. Поведал, что он родом из Одессы, уже около 20-ти лет живёт в Германии и водит экскурсии по порту:
Во время всей нашей прогулки капитан вёл бодрый рассказ о происхождении и значении кораблей на рейде, приводил цифры, характеризовал портовый бассейн и технические сооружения, мосты и склады, не забывая приукрасить свою речь разными анекдотами и байками.
Конечно, я всё не запомнила, так как еле успевала крутить головой во все стороны и щёлкать клювом затвором:
Но некоторые факты всё-таки приведу ниже. Итак, самый большой порт Германии занимает площадь 7399 га. Общая площадь его складов - 5,6 млн кв. м, около половины складов - крытые:
Для загрузки судов предусмотрены 35 портовых бассейнов, причём общая длина причальных стенок составляет 46 км:
Погрузку и разгрузку обеспечивает современная техника - от береговых кранов до контейнерных мостовых перегружателей, а также многочисленные баржи и более 60 складов-навесов. Через порт проложены транспортные пути длиной 170 км.
Почти 200 регулярных линий связывают Гамбург с другими портами мира. В Гамбургском порту причаливают за год около 12 тыс. океанских и речных кораблей. За движение судов в акватории порта отвечают буксиры и швартовные суда, около 80 портовых лоцманов и 11 радарных станций.
А теперь расскажу вам вкратце историю возникновения Гамбургского порта. Фотографии ниже не будут точно отображать повествование, а лишь являться иллюстрацией нашей прогулки:
Всё начиналось с канала. Нынешний порт мирового значения вырос из канала Николаифлет в Новом городе, который был основан графом Адольфом III фон Шауэнбургом в непосредственной близости от Старого города, владения архиепископов.
Небольшое лирическое отступление: с берегов канала Николаифлет открывается один из самых красивых видов Старого Гамбурга. Канал соединял процветающий ганзейский город с Эльбой, а тем самым и с морем. Раньше по каналу двигались, причаливая к пакгаузам, шаланды и эверы - плоскодонные одномачтовые суда, некоторые из них и до сих пор на ходу.
Канал до самого 20-го века служил транспортной артерией города. Но грузовые парусники с низким килем вынуждены были становиться на якорь к югу от канала, во внутренней гавани, так что порт постепенно переместился с Альстера на Эльбу.
Датой основания порта считается 7 мая 1189 года, когда император Фридрих I Барбаросса освободил Гамбург от таможенных пошлин и дал ему право свободной торговли на Нижней Эльбе. Этот день Гамбург ежегодно отмечает празднествами.
А дальше произошло знаменательное событие - Гамбург вступил в Ганзу, торговый и политический союз северонемецких городов.
Итак, Гамбург получил права и привилегии. Но документально они были закреплены лишь 200 лет спустя. Правда, по тем временам данный случай не был исключением.
Значение Гамбурга как портового города постоянно возрастало. Вступление в Ганзу в 1321 году стало ещё одной вехой в его истории. В Средние века ведущую роль среди ганзейских городов играл Любек, однако Гамбург выигрывал за счёт близости к Северному морю.
Вместе с масштабами торговли увеличивались и размеры кораблей. Ради знаменитых ганзейских парусников пришлось даже углубить порт.
Суда становились на якорь там, где Билле и Альстер впадают в Эльбу, в нынешней внутренней гавани (Бинненхафен). Грузы из далёких стран забирали эверы и шаланды, а потом по каналам доставляли их к многочисленным складам:
Но портовая жизнь не была всё время безоблачной. В 17-19 веках порт не раз переживал кризис. Сильными конкурентами оказались Глюкштадт, основанный на Унтерэльбе, и соседняя датская Альтона.
К новому расцвету город пришёл благодаря Наполеону: в 1789 году тот перекрыл устье Рейна, и тем самым Гамбург оказался важнейшим портом на пути в Англию. Но оккупация города французами (континентальная блокада 1806 года) лишила жизненных сил и гамбургский порт, причём до 1814 года.
Следующим важным шагом в развитии Гамбургского порта стало вступление в Германский союз после изгнания французов из города.
Отныне сюда прибывали могучие шхуны со всего света, и лес их мачт на долгие десятилетия стал характерным и неотъемлемым признаком порта:
Первый пароход вошёл в Гамбург уже в 1816 году. А в 1825 году наладилось пароходное сообщение - как предвестие нынешних регулярных линий:
Новая экономическая ситуация, новые торговые отношения со странами за океаном привели к созданию транспортных компаний: HAPAG в 1847 году и HADAG в 1888 году. Компания HADAG и поныне отвечает за водное сообщение по Эльбе, именно её суда и катают туристов по порту:
А вскоре происходит строительство открытого порта.
Объёмы грузов становились всё больше, порт уже не справлялся с возросшим грузооборотом. Корабли по-прежнему становились на рейде, а малые суда переправляли привезённые грузы на сушу. В 1863 году было принято решение о строительстве нового приливного порта.
В Гамбургской гавани амплитуда прилива, то есть разница в уровне воды при приливе и отливе, на удивление высока (сейчас 3,57 м), если учесть, что город находится далеко от моря. Но именно благодаря этому суда могут свободно входить и выходить из порта.
После таможенного объединения с Германской империей Гамбург обретает вольную гавань. Право на её строительство город получил в 1888 году.
Обнесённая оградой вольная гавань Гамбурга (её составляют два отдельных участка) - крупнейшая и старейшая в мире. Именно благодаря ей Гамбург стал портом мирового значения.
Историческое ядро вольной гавани - Шпайхерштадт, комплекс пакгаузов. Это крупнейший в мире единый складской комплекс:
Чтобы из центра города проще было добираться до складов, где хранились беспошлинные товары, пришлось пожертвовать целым жилым районом на острове Кервидер-Вандрам. На его месте и возникли новые постройки - пакгаузы. Канал между Северным и Балтийским морями в 1895 году открыл для Гамбурга новые рынки на Балтийском побережье.
Вместе с растущим грузооборотом и расширением торгового флота Гамбургский порт стал одним из наиболее производительных в мире.
Но при этом он, как говорится, трещал по всем швам: границами гавани были тесные границы города. Только закон о "Большом Гамбурге" 1937 года, согласно которому в состав города вошли земли в низовьях Эльбы, позволил наконец расширить порт.
Во время Второй мировой войны были разрушены 80% портовых складов, все пути сообщения и краны.
В годы войны и после её окончания со дна портового бассейна были подняты более 3000 обломков кораблей.
Но порт возродился очень скоро: уже в 1953 году здесь спустили на воду самый крупный по тем временам танкер в мире - Tina Onassis, а в 1958 году - учебную шхуну военно-морского флота Gorch Fock, названную в честь немецкого писателя Горха Фока.
А в середине 20-го века в портовой жизни всего мира произошла так называемая контейнерная революция:
В течение многих столетий грузы перевозили связками, ящиками, мешками. А с 1967 года для этого стали использовать контейнеры:
С технической точки зрения это был шаг вперёд, но для портов это означало полную реструктуризацию. Большинство старых кранов и складов-навесов для тарного груза оказались ненужными. Для объёмных контейнеров пришлось строить новые широкие пирсы и хранилища:
Специальные сухопутные транспортеры (Van Cariers) перевозят грузы к гигантским перегрузочным эстакадам:
К современным причальным стенкам (Uni-Kaianlagen) могут подходить контейнеровозы пятого поколения (шириной 40 м, вместимостью 8000 контейнеров). Теперь в Гамбургском порту перегружают в контейнерах 93% всех грузов:
На этом экскурс в историю порта завершаю.
Сегодня мы продолжим нашу водную прогулку по самому большому порту Германии. Напомню, что в первый же свой день в Гамбурге мы отправились на теплоходную прогулку, чтобы увидеть, как же устроена портовая жизнь, своими собственными глазами.
Итак, плывём дальше...
Мне кажется, что любому человеку будет интересно побывать на такой экскурсии, особенно детям:
Вот эти краны вблизи мне напомнили марсиан из "Войны миров":
Кранов много, они здесь повсюду и разных модификаций:
Есть и красненькие, и других цветов:
Суда тоже на любой вкус и из разных точек планеты:
Современные:
И не очень:
А какие здесь мосты!
На берегу со стороны воды тоже есть что посмотреть. Множество зданий причудливой формы:
Есть зона для отдыха и прогулок:
Кто-то загорает на местном пляже:
Кто-то расслабляется в многочисленных прибрежных кафе. А прямо посреди воды стоит ненастоящий мужчина и взирает на всю эту сладкую жизнь:
А некоторые выбирают вот такие места для отдыха:
Продолжим осмотр портовых сооружений, которые мы встретили на своём пути. Мне очень приглянулись вот эти яйцеобразные цистерны:
И ещё вот эта башня:
А за бортом сплошь грузовые краны и суда:
Встречается иногда и вот такое страшненькое:
Смотрите, какая красота! Можно совершить прогулку и на судне поменьше, чем у нас:
Небо голубое, вода синяя - сплошное эстетическое наслаждение:
А это верфи компании Blohm & Voss - старейшие в Гамбурге (1877 год). В сухих и плавучих доках всегда можно увидеть что-то интересное:
И снова обратим свой взгляд на берег. Вот это здание в форме ангара на самом деле является театром. Так и называется - "Театр в порту Гамбурга":
А это печально известное уже, наверно, на весь мир многострадальное здание Филармонии на Эльбе. Всё никак не могут её достроить вот уже несколько лет, так как постоянно не укладываются в выделенный бюджет. Но говорят, что уже скоро:
Башня церкви Св.Михаила. С её смотровой платформы открывается один из 3-х лучших видов на Гамбургский порт:
Встретили мы ещё и вот такую интересную башню с часовыми циферблатами на все четыре стороны:
И вот такие современные здания из стекла и бетона:
И всю в реставрационных лесах башню ещё одной церкви Гамбурга - Св.Николая. Я читала, этот храм не стали восстанавливать после войны, оставив как мемориал её башню - обожжённую, покрытую копотью. Однако строительные леса налицо. Видимо, укрепляют, чтобы совсем не обрушилась:
Час, отведённый на экскурсию, пролетел незаметно:
И вот мы уже подплываем к тому месту, откуда и началась наша экскурсия - к пирсу №2 причалов Санкт-Паули:
Эта башенка с часами - водомерный пост, показывающий уровень воды в Эльбе:
Как и обещала в первой части рассказа, практическая информация. Одночасовая экскурсия по порту на данный момент стоит 18 евро для взрослого и 9 евро для детей от 4 до 15 лет. Семейный билет 30 и 35 евро, в зависимости от количества детей (1 или 3). Отплытие: Landungsbrücken, Brücke 2, заказать заранее можно на этом сайте www.hadag.de
И ещё маленький совет. Самые лучшие виды на Гамбургский порт открываются с 3-х точек в городе:
Про одну я уже написала выше - смотровая платформа церкви Св.Михаила. Вон вдалеке видна её башня:
Считается, что если вам нужен самый шикарный вид на порт, то тогда отправляйтесь на Кёльбрандбрюке. Но не меньшее впечатление производит Гамбург, увиденный от молодёжного общежития Auf dem Stintfang по адресу Alfred-Wegener-Weg 5:
На этом наша прогулка по Гамбургскому порту завершена.
19/02/2016 13:00
Материалы по теме
- Страны: Германия
- Города: Гамбург
- Отзыв о поездке: Гамбург: Новая Ратуша, уже шестая по счёту, лето 2015
- Отзыв о поездке: Гамбургский порт (Hamburger Hafen), лето 2015
- Фоторепортаж: Метро в Гамбурге, 04.08.2015
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.