На третий день мы решили поехать на западное побережье Сахалина: в город Холмск (куда приходят паромы с материка). Ну а заодно мы хотели посмотреть старый японский железнодорожный мост и тоннели рядом с ним. Утро было ясным и добрым. Заправившись кофе и вкусняшками в ближайшем кафе, мы двинулись в путь.
Я построил маршрут в навигаторе: он меня вывел на "Холмское шоссе" в Южно-Сахалинске, что, казалось бы, логично.
Ехали мы, ехали по этому шоссе. Асфальт, конечно же, быстро кончился, началась грунтовка. Но -- вполне пока приличная. Едем дальше. Природа потрясающая -- натурально настоящие северные джунгли! Чем-то нам всем напомнило Камбоджу, хоть там и жарче, и богаче растительность.
Вот так выглядела эта дорога:
А вот такие с неё открывались нам виды:
В долине внизу -- Южно-Сахалинск:
Однако, чем дальше мы забирались, тем более странно было видеть практически полное отсутствие автомобилей на этой трассе. Вроде бы едем туда, где порт и паромы?
И почти забравшись на вершину одной из сопок, мы остановились пофоткать красоты. И тут нам встретились навстречу сразу две машины. Мы их обе остановили и спрашиваем: правильно ли мы едем к Холмску? Потому что наш навигатор с некоторых пор стал указывать куда-то совсем в кусты..
Серьёзный такой дядька на Круизёре смотрит на нашу машину внимательно и отвечает: вы, мол, на своей тарантайке вряд ли проедете по той дороге.. И объясняет, что да, мол, навигатор вам правильно показывал в кусты! Мы вернулись туда, куда навигатор указывал: а там совершенно давно нехоженная лесная дорога. Другой водитель, который нам встретился, объяснил, что лучше вернуться назад в город и выехать на совсем другое шоссе, на Аниву, а оттуда, мол, уже будет потом поворот на Холмск.
Вот так поворот! Но ничего страшного -- зато такие красоты посмотрели. А на лесную дорогу эту совсем не хотелось сворачивать.. Тарантайка не тарантайка -- но дорога доверия не вызывала. Совсем.
Вернулись назад к городу, выехали, как нам советовали -- и через километров десять оказались на реально очень хорошей трассе, вполне себе современной. Даже удивительно после всего того, что мы до этого там видели! Так и оказалось в итоге, что дорога до Холмска была лучшей из тех, что мы видели на Сахалине.
На въезде в Холмск, правда, эта отличная дорога резко сузилась и стала почти просёлочной. Ну, хоть не грунтовой -- и на том спасибо!
Холмск оказался приятным маленьким приморским городком, в котором в воздухе пахло морем и рыбой. "Город рыбаков, город моряков" -- так гордо было написано на въезде в город. Расположен он действительно на холмах, оттуда и название:
И правда -- там довольно большой порт:
Город окружают живописные сопки:
На берегу стоят гипсовые статуи сталинских времён (удивительно, как они сохранились в таком суровом климате!):
Рыбаки сидят на этих волнорезах и ловят краснопёрку:
Местные сидят на берегу и культурно отдыхают:
Вид на залив Невельского (часть Татарского пролива, который отделяет остров от материка):
Рядом было неплохое кафе, в котором мы слегка перекусили и съели мороженого. Всё было очень цивильно и вкусно!
Никакого твёрдого покрытия даже в городе, зато трамвай ходил!
А потом мы решили-таки доехать до так называемого "Чёртова моста" -- очень красивого железнодорожного моста, который построили японцы. Раньше он был частью железной дороги Южно-Сахалинск -- Холмск, но с начала 2000-х эта дорога, к сожалению, не работает. Теперь там ходят только пригородные дизель-поезда, да и то лишь на небольшое расстояние как от Южного, так и от Холмска. Причём эти поезда ходят только утром и вечером. И всё!
Сайт "Иди лесом" утверждал, что до моста можно добраться как на этом дизеле, так и на машине: дорога, мол, нормальная, только от конечной станции ж.д. нужно всё равно идти только по шпалам, т.к. иной дороги нет. Но по шпалам там, вроде бы, приходилось идти не более 4 км в одну сторону. Так что мы решили попробовать свои силы! И поехали. Дорога с асфальтом, разумеется, очень быстро кончилась, но потом пошла довольно приличная грунтовка. Такой она были примерно до вот этого места, где она пересекает ж.д. пути у озера (водохранилища) Тайного:
А вот и само озеро Тайное почти целиком:
Какая же там всё-таки буйная растительность!
Вот до этой части ж.д. мы добрались в целом нормально, без проблем. А за переездом пошли дачные участки, и дорога там после дождей была совсем размытой: с огромными непредсказуемыми лужами и небольшими речками. Поэтому, доехав до одной такой речки, мы всё-таки решили оставить машину уже здесь и идти отсюда пешком. Но оставить машину так, чтобы не помешать выезжающим с участков, не представлялось возможным. Тогда я подошёл к ближайшему участку и спросил, можно ли оставить машину у них. Владелица без вопросов согласилась! Спасибо ей за это огромное! Причём ещё предупредила нас, что, мол, если пойдёте к мосту, то имейте в виду: там бывают медведи. У неё, мол, муж его видел в этом году там. Ну ладно: медведи так медведи.. все о них говорят, но не со своих слов. Идилесом, однако, предупреждал нас не о медведях, а о гадюках. Но о них женщина как раз ничего не знала.
В общем, оставили мы машину и пошли уже к этой железке. И вдруг слышим -- гудок поезда! И в кустах промелькнуло что-то металлическое с дымком. Это был как раз вечерний дизель, который прошёл забрать дачников и уехать назад в Холмск.
Он уехал, а мы пошли за ним:
Станция Николайчук:
Памятник бойцам Красной армии, которые сражались с японцами и погибли здесь, освобождая Сахалин:
У одного из них была фамилия Николайчук, в честь него и названа станция.
А вот и наш японский "экспресс", едет забирать дачников:
Уехал..
А нам идти дальше, куда он уже не ходит.
Там дикая и красивая природа:
Над дачами реют красные стяги:
Дальше этой точки дизель уже не ходит:
Проезда нет:
Вот здесь примерно мы встретили уползающую гадюку:
По шпалам идти очень неудобно. А по бокам насыпь неровная, тоже идти по ней сложно. Поэтому либо идёшь мелкими шажками, либо приходится вприпрыжку бежать)
Уфф, вот и дошли, наконец:
Вот тут начинается тоннель, который внутри горы поворачивает на 90 градусов. Фантастика! Сейчас он заброшен и протекает:
Вид сверху на мост. Вон из того тоннеля поезд выбирался сюда, наверх:
По самому мосту ходить стрёмно, в нём такие дыры:
Хотя честно говоря, я думаю, что никуда не провалишься, т.к. там внизу ещё несущие балки. Тем не менее, страшновато)
Вид сверху на ж.д. внизу, где мы шли:
Кто-то пытался там жечь костёр прямо на рельсах:
Тут же -- продавать недвижимость:
Ромашишки у дороги:
И заросли странной травы, вроде бамбука:
Ну всё, стало вечереть, пора и нам домой, пока не стемнело..
Прошли снова мимо дач. Местные дачи выглядят вот так:
Я считаю -- прекрасное место для дачи! Там ещё и озеро рядом.
Форсировали множество луж и вернулись в Холмск уже совсем когда солнце садилось в море, точнее, в облака над морем:
Хотя вроде и само солнце ненадолго выглянуло попрощаться с нами до завтра:
В Холмске ещё и яхты ремонтируют, оказывается:
А центр города выглядит как-то так:
Зато фонтан с цветной подсветкой, вечерами включают!
На обратном пути остановили поесть в гостиничном комплексе со странноватым названием Бамбучки. Там есть глобус Сахалина:
А сам комплекс выдержан в псевдокитайском стиле:
Там даже японские тории есть:
Оформлено всё неплохо, жаль, мы уже в темноте были: нормально не сфоткать было. А еда оказалась как-то.. не очень. Потому что не корейцы готовили! :)
Поэтому мы решили больше не глупить, и ходить там только к корейцам есть!
К ночи мы добрались домой. Завтра мы поедем на мыс Великан.
09/02/2016 15:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Регионы: Сахалин
- Отзыв о поездке: Сахалин. День второй, лето 2015
- Отзыв о поездке: Сахалин. День первый, лето 2015
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.