К выходным решили добавить пятницу и понедельник и съездить первый раз в Германию, Дюссельдорф - Аахен - Кельн. Были другие варианты, но выбрали именно этот - я дальше расскажу почему. И расскажу о первом городе поездки - Дюссельдорфе, который с 13 века соперничает с Кельном - с тех пор, как первым в средневековой Европе воссоздал демократию, утраченную в античности. И будет много фоток этого города на Рейне с вкраплениями рассказа экскурсовода. Потому что для меня смысл постов - еще и сохранить этот рассказ. потому что из памяти он уйдет за полгода. За один день мы успели прогуляться по городу и еще заглянуть в музей керамики, со скульптуры оттуда и начну.
Для начала - почему такая поездка. Вообще в Германию с идеей как-нибудь съездить была довольно давно, и было четыре варианта: Дюссельдорф - Кельн - Аахен, Мюнхен и баварские замки, Берлин и Дрезден, Гамбург - Бремен - Любек. Что интересно, все они - вокруг четырех основных городов Германии - Берлина на востоке, Гамбурга на сервере, Кельна на западе и Мюнхена на юге. Но это я понял уже когда гид на экскурсии рассказывал про Германию. А планируя поездку, мы решили, что баварские замки - очень интересно, но когда будет теплее, а из остального Кельн и особенно Аахен - самый интересный. И начали с этой поездки, а Дюссельдорф оказался первым, потому что после вечернего самолета интересно побыстрее добраться до отеля.
Аэропорт Дюссельдорфа из нескольких терминалов и всех их связывает поезд, который идет по верхнему этажу, выходя дальше к паркингу и станции железной дороги. Он полностью автоматический, машинистов нет. Фоток, правда тоже нет. На станции при покупке билета получилось приключение. Во-первых, оказалось что автомат не берет обычные кредитки, только Maestro и какие-то местные. И только мелкие наличные, а у меня 50 евро было. А во-вторых, пока мы покупали, подошел мужчина и предложил поехать с ним по билету. Он как раз на пятерых, покупал на коллег, но те уехали прямо в Кельн. Мы согласились, ему заплатили 10 евро (билет 2.60), но он. скорее всего, тоже в выгоде, потому что билет на 5 человек сильно льготный. Это я потом обнаружил, покупая билет из Дюсельдорфа в Ахен: один билет - 21.60, а на пятерых - 42. В общем, доехали. Вот он - вокзал Дюссельдорфа.
Заселились в отель Madison - у нас недалеко от вокзала. Там, кстати, два отеля - Madison и Madison New. А на картах один. В общем, оказалось, что отель Madison присоединил соседнее здание, но оставил его отдельным отелем с другими, более демократичными ценами. Впрочем, если добавить завтраки в отеле по 12 евро, оно менее демократично получается, но завтрак того стоит - там много соков, горячее. Внутри оказалась такая симпатичная кривая лестница.
Вечером прогулялись по городу. На перекрестках растут пальмы - и переживают местную зиму.
Страшная рожа охраняет вход.
Бульвар вокруг канала.
Скульптура в ночи.
Улицы старого города иллюминированы
Кстати, а что здесь изображено лампочками? Моя версия - это тюльпан. Но дочка сказала, что ни за что бы так не подумала. Ее версия - вид на тарелку сверху, азиатские палочки для еды и сама еда, типа маленьких пельмешек.
Подушка-белочка
Древние крепостные стены над каким-то рвом.
Колокол.
Вышли на Рейн. Многоцветная телебашня с одной стороны, колесо обозрения с другой.
Немного прошлись вдоль набережной.
А колесо начинают закрывать дома.
Возвращаемся к отелю. Церковь в ночи и древнегреческая клумба.
А теперь - тоже самое при свете дня и в сопровождении рассказа экскурсовода.
Итак, Дюссельдорф. Столица Рейн-Вестфалии, хотя по величине вдвое уступает Кельну. Так решили англичане, когда после войны устраивали Германию. Город всегда уступал Кельну, но и конкурировал с ним. И такое первенство Кельну неприятно. А началось все в 13 веке с графа Адольфа фон Берга, который вместе с товарищами поднял восстание против Кельнского архиепископа. Архиепископ тогда был не только духовной, но и светской властью и вот эту-то власть у него решили отнять. И отняли, его армия была разбита, а он сам был вынужден подписать вольную грамоту Дюссельдорфу, который становился свободным торговым городом. И Кельну тоже - Кельн тоже становился свободным торговым городом, потому что многие жители Кельна тоже примкнули к войску графа, добиваясь свободы. А архиепископ - да, остался кельнским архиепископом, но сохранил только духовную, церковную власть и даже был вынужден перенести резиденцию из Кельна. И, надо отметить, что это было первое после античности установление демократического правления. Уже после этого по стопам Дюссельдорфа пошел Гамбург и другие города на севере, позднее учредившие торговую Ганзу.
Наш отель - как раз на улице графа Адольфа, по ней мы идем к центру. Площадь с пальмами.
Красивый дом.
Тайский ресторан с Буддой над ним. Кстати, накануне вечером мы видели на улицах много вывесок с иероглифами. Гид рассказала, что в Дюссельдорфе живет очень много японцев. Самая большая колония в Европе после Лондона. Они ведут здесь бизнес - недалеко расположены заводы Тойоты и другие. И сами выбрали этот город. Гид говорит, что это - их основная улица. А еще есть сад камней, который они для себя сделали, есть кварталы, где они для себя строили дома как принято в Японии. и на детских площадках там кусочек их родины.
Хлебные человечки в витрине. Их дарят детям, это - часть живой традиции, связанной со святым Мартином. Во всяком случае, так рассказала гид, которая сама видела этот праздник в германской деревне, где жила некоторое время. Итак, святой Мартин - известный во Франции и Германии святой. Легенда говорит, что он был офицером, но в глубине всегда тянулся к Богу. И как-то ему встретился ему плохо одетый нищий в мерзкую погоду, а у него никакой запасной одежды не было. И тогда он рассек мечом свой плащ, и половину отдал нищему. И это - момент изменения жизни. Оказалось, что этим нищим был Иисус Христос. А Мартин стал проповедником, а позднее - и епископом. Впрочем, епископом его сделали обманом, он всячески не хотел принимать сан. Гид рассказывала, что в деревнях до сих пор устраивают на праздник представление, когда святой Мартин на белой лошади выезжает и отдает половину плаща. Чтобы дети запомнили. А потомим раздают вот хлебных человечков.
Антикварный магазин. Перед входом - крокодил, внутри - медведь и много интересного.
Девушка, играющая в мяч. Она реально его вот-вот кинет.
Девушка стоит в начале Королевской аллеи, раскинувшейся по берегам длинного прямого канала. Мы ее пересекали ночью.
С названием аллеи связана страница истории свободолюбивого Дюссельдорфа, которая потом прикрыта отцами города. Уже середина 19 века, 1848 год, в Германии - народная революция. Прусский король находился в Дюссельдорфе. И горожане остановили карету, забросали короля навозом. Не убили и не арестовали - революцию делали профессора и интеллигенты, а не профессиональные революционеры. Просто высказали отношение. От которого остался осадок. И чтобы загладить инцидент уже после завершения революции, тоже не кровавого - просто парламенты разогнали - отцы города переименовали самую красивую улицу, которая называлась каштановой аллеей, в Королевскую.
Мы идем вдоль аллеи. Высокая колокольня в переулках.
А это - фонтан на другом конце аллеи.
Проходим на мост. При входе - скульптура, двое мальчиков моют третьего: один держит, другой - поливает.
А это - фонтан с обратной стороны. Люди и рыбы.
От этого конца королевской аллеи идут торговые улицы. Впрочем, вдоль самой аллеи тоже много магазинов.
Современное здание на последнем снимке - торговый центр Apple. Детище современных архитекторов и дизайнеров. Дюссельдорф позиционирует себя как центр дизайна, и собирает людей креативных профессий. В том числе - создавая самые разные здания. В городе есть отдельный квартал такой архитектуры, но туда мы не добрались. Но примерчики есть и в центре. Вот это же здание крупнее.
Вообще образцы дизайна разбросаны по городу. Очень много асимметричных фасадов, которые, тем не менее, являются гармоничными. А это - торговое здание конца 19 века, первый большой универмаг города.
Но и его дизайнеры не обошли вниманием. Лицо на фасаде составлено из человеческих фигур.
Рождество. К нему уже начали готовиться, хотя формально еще рановато. Потому что подготовка к рождеству - ровно 4 недели, адвенты. И на специальном венке из еловых или сосновых веток есть 4 свечи, которые зажигают каждое воскресенье (или субботу?). Но все равно, базарчики уже развернуты и этот предрождественский месяц скрашивает хмурую дождливую погоду осени. Кстати, после нового года начнут ждать Пасхе и тоже к ней готовится. Перед пасхальным постом - проходит длинный карнавал, как у нас масленица, только, говорят, роскошнее. Надо будет съездить как-нибудь.
А это здание начала 20 века - одно из первых специализированных офисных зданий. Вот как оно начиналось.
Рождественские базары не ограничиваются одной площадью, улицы тоже украшены. Это - трехэтажная вертушка, на 2 и 3 этажах медленно вращаются фигуры.
Сохранившееся старое здание. Город много бомбили в войну. Американцы и тогда устраивали политику тотальных бомбежек с тотальным уничтожением городов, гражданского населения. Так что сохранились отдельные здания, а не весь центр. Говорят, за полностью старыми городками надо ехать в провинцию, они там есть. Но это - в следующий раз.
А пока смотрим на довольно гармоничное сочетание старого и нового.
Святой Мартин. Именно в тот момент, когда делит свой плащ, чтобы половину отдать нищему. Легенду о нем я рассказывал раньше.
Вывеска ресторана. Так принято со средних веков - чтобы она выступала.
Дом конца 17 века, а выглядит куда новее. На доме - гербы заведения в нем, тоже почтенные - середина 19 века.
А это здание начала 20 века, во всяком случае нынешний фасад. Но примечательно оно тем, что в годы фашизма в нем располагалось гестапо не только Дюссельдорфа, но и всей провинции. В подвале - музей пыток и жертв того времени.
Девушка поправляет туфлю. Такая бытовая скульптурная зарисовка. Именно зарисовка - лицо небрежно вылеплено, как у ребенка из пластилина - а зачем стараться-то?
А это - речка Дюссель, давшая название городу. Сейчас почти везде заключена в трубу, но местами - выходит наружу, как здесь, совсем рядом с Рейном.
Подходим к городскому собору. Шатер у башни собора - имиджевая достопримечательность. Он кривой. Появилось это после восстановления города после пожара в середине 17 века, когда выгорела солидная часть города. В спешке восстановления шатер сделали из сырого дерева, которое при высыхании искривилось. Сначала хотели переделать, а потом решили - пусть будет нашим отличием от других. И оно стало символом. И когда после второй мировой шатер, разрушенный бомбардировками восстанавливали - то кривизну тоже восстановили.
Соборная площадь. Дома по периметру и вообще в этом квартале принадлежат церковным учреждениям. А на заднем плане - колесо обозрения. Оно тут временное, часть рождественских украшений города.
Входим внутрь. Готический стиль, многочисленные боковые алтари и захоронения, много пространства.
Ларец с алтарными мощами.
Чье-то роскошное захоронение.
А это - в другом алтаре-захоронении, статуя покойного или святого в стеклянном гробу.
Выходим из собора, идем по городу. Еще взгляд на кривой шатер.
Памятник тому самому походу против Кельнского епископа, который дал начало независимости города. Но не в старом помпезно-героическом стиле, а по-современному, с акцентом на чернуху. Сначала - ужасы и смерть войны.
Потом, правее - грамоты о победе и руки с монетами, которые получили право чеканить.
И как-бы результат, наступившее изобилие. Только счастливых людей нет, а вместо этого один священник похищает у других чьи-то мощи. В общем, автор любит чернуху. Но вот зачем это всем так демонстрировать?
Мы вышли к реке Дюссель (слева виден кусочек). Дома на берегу показывают смешанную застройку, но в целом - образуют гармонию.
Скульптура. Мальчики делают колесо. Это - тоже символ города в память о послевоенных голодных временах, когда мальчики так зарабатывали на еду. И он - не только на этой скульптуре, он встречается в городе в стилизованном виде - букава X с головой. между рук.
А это - все, что осталось от замка фон Бергов. Да и то - восстановленное в 19 веке, были руины. Хотели весь замок восстановить, но раздумали.
А мы - на площади у Рейна, где находится колесо обозрения. Рядом - рождественский базар. Палаточки стилизованы под маленькие домики.
Выходим на Рейн.
Эти домики на другом берегу - коттеджи 19 века, элитная застройка. Только вот Рейн до сих пор выходит из берегов так, что заливает их подвалы.
Взгляд назад, на игрушечные домики-палатки на площади - и идем дальше.
В проеме улицы проглядывает башня.
Ратушная площадь тоже вся застроена рождественским базаром.
Это - сама ратуша. Конечно, сейчас городское управление тут уже не помещается, оно находится всовременных зданиях. А когда-то оно было небольшим...
Вид на площадь с другой стороны, Ратуша - позади домиков.
Памятник местному курфюрсту Иоганну Вильгельму Нойбургскому, которого дюссельдорфцы называют Ян Виллем и который был у них самым любимым. И когда на памятник не хватило металла, горожане собрали столько, что хватило нне только ему, но и осталось на памятник маленькому мальчику, который как-то инициировал сбор. Он тоже где-то здесь стоит за палатками.
Человечек на флюгере
Часы с колоколами на доме. Они не единственные в Дюссельдорфе.
Небольшая улочка, вход на которую через арку.
Улица носит имя одного портного, который дерзко ответил Наполеону. Тот велел его арестовать, портному разрешили зайти домой собраться в тюрьму, и тот подсунул вместо себя подмастерье. Подмены не заметили. Все б ничего, но подмастерье сгнил в тюрьме. А портному поставили памятник и назвали улицу. Почему, спрашивается? Герой, называется - надерзить и подставить другого.
Дети-ангелочки на фасаде.
Волхв перед рестораном.
Просто улицы города
Вывеска ресторана с корабликом. На самом деле такие вывески раньше служили не только для ресторанов или лавок, а просто чтобы отличать дома друг от друга. Это сейчас все дома на улицах пронумерованы. Но это принес в Германию Наполеон. А до этого дома называли по подобным вывескам. Ресторан, кстати, гид рекомендовала, и мы потом в нем обедали.
Церковь Максимиллиана.
Маленький прудик, в котором болтается кораблик. Напоминание о том, что когда-то давно по Рейну было большое судоходство и Дюссельдорф был портом. Кстати, на ночных фотках это место тоже было.
Снова выходим к Рейну. Вид на набережную чуть с другого ракурса.
А на этом снимке можно увидеть, что многие дома - ассиметричны, хотя замечаешь это не сразу.
Деревья на набережной подрезают так, что сейчас они напоминают корявые скелеты. Но, говорят, весной ветви быстро отрастают и получается тень.
Вход в музей керамики прячется за старым забором.
Этот монумент мне напомнил стулья. Хотя гид говорил, что это больше похоже на гвозди с плакатами. В любом случае, здесь по круга изображена история города, начиная от графа Адольфа фон Берга.
А это - памятная доска курфюрсту Ян Виллему и его супруге, которые учредили в этом здании школу искусств (если я ничего не путаю).
Сейчас тут музей с очень симпатичным двориком, окруженным каналом, где плавают лебеди, гуси и утки.
Вид на церковь.
На углу церкви, между двух деревьев притаился крест.
Уютный внутренний дворик. Дома увиты плющом.
Рыночная площадь. Это - историческое место рынка, и до сих пор так и используется. Продажа продуктов - фрукты, овощи, мясо, рыба - чередуется с закусочными.
Вместе с овощами продают громадные шишки для рождественских украшений.
А у нас экскурсия закончена и мы идем пообедать в ресторан с корабликом. Ресторан - исторический, с 1628 года здесь что-то было. Но непрерывной преемственности не было, и нынешний возник не так уж давно.
Я заказывал блюдо отчасти на удачу, и мне принесли такую гигантскую запеченую ногу. Внутри оказалась мягкая и вкусная. Хотя ее явно не запекали для меня, а подогрели в микроволновке, потому что мясо было не обжигающим. С другой стороны, я не уверен, что дождался бы, когда подобное блюдо запекли по всем правилам - нога должна пропекаться долго.
После сытной и вкусной еды - гуляем по городу.
Кстати, на этом снимке тоже видна очаровательная асимметрия фасадов.
На этой дневной фотке явно видно, что женщина поит мальчика из кувшина.
И снова улицы. Помпезное здание в имперском стиле.
В витрине магазина сидят вороны. Или грачи?
Роскошная золотая цепь на здании автостоянки.
Впрочем, дальше украшения не столь помпезны.
А мы дошли до нашей цели - музея керамики. Туда зазывает девушка.
Первый зал - исламская керамика. Встречает весьма традиционно, хотя размер этого керамического купола впечатляет - выше человеческого роста.
А вот дальше начинаются сюрпризы - изображения людей и животных, оказывается, были в порядке вещей. Это Персия примерно 17 века.
А здесь - практически библейская сцена.
И очаровательный кораблик.
А здесь - своеобразное керамическое платье. К сожалению, оно не было подписано.
Зал древней керамики. Индеец из доколумбовой Америки, примерно 5 век. Даже немного красок сохранилось. А на голове пророс отчетливый гриб.
А это - Древняя Греция. Наверху - вполне узнаваемая ваза, но начинается это чьей-то весьма живой головой.
А здесь на вазе собрались змеи на совет. Змеи, кстати. с головами с обеих сторон. Африканская керамика, год не указан, лишь написано, что получена в 1980. Может, и изготовлено незадолго до.
Зал классического немецкого фарфора. Совершенно роскошные звери - тигр, дракон, рысь.
Идем дальше. Негритянка, парная с той белой девушкой, которой открывался пост. Кстати, маска сделана очень натурально, кажется, что это ткань одета на скульптуру. Эти скульптуры не подписаны, хотя все остальное обычно имело номера, подписанные на табличках.
Китайцы или японцы.
А это уже европейцы.
Роскошная ажурная ваза.
Фонтан - центр жизни. Круговая фигура. С одной стороны играют с детьми, а с другой - соблазняют девушек.
Мифологические сцены. Любовь и смерть вместе.
Роскошный краб.
Японские рыбы ведут в восточный отдел.
Китайская собачка. То есть лев.
А это - домик наслаждения. Снимок смазан, потому что это - в самом деле домик и в нем темновато.
Из музея нас почти выгнали, сказав, что уже пять чесов и музей закрывается. Во всяком случае, меня выпускал сторож. Идем по улицам. смотрим вывески.
Завершает рассказ роскошный торт с Дедом Морозом.
13/01/2016 18:00
Материалы по теме
- Страны: Германия
- Города: Дюссельдорф
- Отзыв о поездке: Прогулка по Дюссельдорфу, осень 2015
- Отзыв о поездке: Дюссельдорф - прогулка по рейнской набережной, осень 2014
- Фоторепортаж: Дюссельдорф в ноябре, 06.12.2015
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.