Вот так бывает: проехав за три недели через всю Монголию, я уже третий месяц выписываю в ЖЖ детали путешествия. За это время успел написать о самом интересном, внедорожном этапе путешествия: об озерах, пустынях, музеях и архитектуре. К последнему, общедоступному этапу, приступать как-то не хотелось. В сети есть десятки отчетов, а множить сущности мне никогда не было интересно. И вот, после поста о монастыре Овгон Хийд, получаю вопросы о том, что осталось за кадром - о Монголии, доступной на легковушке. Ну что ж, проедемся...
Прошлый пост я закончил на прибытии в Баянзаг - всемирно известное месторождение палеонтологических находок (N44 08,29 E103 44,00). С нашим маленьким динозавролюбом объехать это место стороной не представлялось возможным...
С первыми лучами солнца отправился на разведку - мимо юрт торговцев сувенирами к обрывам каньона.
В лучах восхода стены Баянзага немного напоминают каньон Хэрмэн Цав - но только немного. Останцы красного песчанника окружены турбазами и сувенирными лавками, утреннее очарование скоротечно и одомашнено. Решив отправится на поиски динозавров чуть позже, отправился за семьей. В лучах солнца степь отливала червоным золотом.
Захватив остальных членов экипажа, вернулись к каньону. Торговцы уже раскладывали сувениры - камни, суконные зайцы, магниты и прочий ширпотреб. Для тех, кто еще верит в Деда Мороза, заявляю: яйца динозавров здесь не продаются.
В каньоне динозавры встречаются повсюду, всех цветов и размеров.
Этого, например, победил наш юный палеонтолог:
А этот, пожалуй, ничего не знает о своих знаменитых родственниках:
А это что за зверь на нас посмотреть вылез? Куда ему до остроухих гобийских собратьев!
К 10 утра на скалы начали потихоньку вылазить туристы, выбирая виды для селфи.
Мы запрыгнули в машину и по хорошо накатанной грунтовке отправились в Ёлын ам-падь (N43 29,4 E104 04,0, у турбазы Бага Хонгор и поселка Хурмэн). До этого чуда природы от баянзага чуть больше 80 км, добрались довольно быстро - по навигатору. Уже на подъезде понимаешь, насколько живописно это место.
Охотникам, очевидно, здесь раздолье - на подарки духам не скупятся:
Правда, сама падь давно объявлена заповедником.
На въезде вас встречают музей, сувенирные лавки и парковка; затем начинается туристическая тропа вдоль ручья.
Падь образовалась около 40 тысяч лет назад, когда землятрясение раскололо гору пополам.
Трапа довольно длинная, больше 6 км, поэтому надо запастись терпением. Если запас невелик, местные мальчишки за небольшую плату могут прокатить вас по тропе на лошадке или на мотике - если вы сопротивляться не будете, конечно.
На мой взгляд, пешком идти интереснее: вокруг кипит жизнь, открываются прекрасные виды.
По камушкам прыгают птички, в траве - мышки.
По скалам даже козлы пробежали, да я фотоаппарат вскинуть не успел. Славик пользовался неизменным успехом у местных туристов - теперь он украшает несколько монгольских фотоальбомов.
Наконец, добрались до места разлома. Необычно!
Сделать хорошую фотографию сложно - слишком высокий перепад освещенности, нужна серия для HDR. Решил с этим не возиться, потратил время на осмотр водопадиков и лужиц.
К вечеру были уже в Даланзадгаде, крупнейшем городе Южной Монголии, отправной точке для туристических маршрутов по Гоби (здесь есть аэропорт и автостанция). Найти гостиницу не составило труда - слово Hotel кассирши в супермаркете понимают:) Мы остановились вот в этом, с верблюдом у фасада:
Наутро по воспетой в предыдущих постах дороге двинулись к Улан-Батору.
Несмотря на запрещающие знаки и дамбы, водители стремятся вылезти на строящийся асфальт - чтобы хоть несколько километров поберечь подвеску. Естественно, не у всех это получается: нам пришлось вытаскивать из кювета легковую мазду с семьей монголов - папа с мамой и 4 дочки. Через несколько километров мы опять вылезли на асфальт и немедленно пробили шину - наехали на острый кусок асфальта. Ставить запаску нам помогала все та же дружная семья монголов, вскоре нас догнавшая. Как только колесо было успешно заменено, к нам подъехал словенский экипаж на форде - я писал о них в одном из прошлых постов. приятно было поболтать со старыми знакомыми! ребята отправились напрямую в Улан-Батор, а мы, после замены покрышки в Мандалгове, свернули в заказник Их Газарын чулуу - на ночевку и так, посмотреть.
От Мандалговь до заказника около 60 км, проселок по степи. В центре плоскогорья мы остановились на ночевку под какой-то скалой. С утра, естественно, фотосессия с панорамкой:
Со скалы прекрасно просматривались и наша палатка, и дорога, и даже дикие козлики - в объектив они опять не попали:(
Зато домашние козлики охотно позировали.
Дальше двинулись на Чойр, от которого до Улан-Батора есть асфальт. По пути в поселке Говь-Угтал впервые увидели пагоду.
От Чойра до Уланбатора около 200 км разбитого асфальта, к обеду вполне могли бы быть в городе. Однако пришлось сделать крюк - заехали в национальный парк Горхи Тэрэлж.
В парке очень красиво, но мы были здесь не за этим - интересовал, как вы понимаете, палеодром с динозаврами:)
Вечером были уже в Улан-Баторе, сытые пьяные и довольные. Ну вот, опять пост получился неприлично большим. А ведь всего-то 3 дня описал - да и те галопом по европам. Карту в этот раз не рисую - все пункты и дороги есть в сети и в том путеводителе, что я выкладывал.
Видно, финальную точку - с Улан-Батором, Хархорином и злополучной Тэс-гол буду ставить позже. Хорошо бы до Нового Года...
25/12/2014 10:00
Материалы по теме
- Страны: Монголия
- Отзыв о поездке: Тантрический монастырь Овгон Хийд в центре Монголии, 2014
- Отзыв о поездке: Монументальное зодчество гобийских поселков, 2014
- Отзыв о поездке: Национальный парк Горхи-Тэрэлж, 2014
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.