Допустим, у вас возникло желание поехать в автомобильное путешествие из Петербурга по Западной Европе на своем автомобиле: Германия, Нидерланды, Франция, Испания... Тогда у вас два варианта. Первый - ехать через Прибалтику или Беларусь, потом через всю Польшу и только потом попасть в Германию. Второй - плыть паромом из Хельсинки прямиком в северную Германию.
Первый вариант хорош тем, кто хочет попутно посетить Эстонию, Латвию, Литву, Беларусь, Польшу. А что если был там многократно и надо ехать в конкретный пункт назначения, скажем, в Берлин? И еще, суммарный пробег для автомобиля от Питера до Берлина составит более 1700 километров, а это топливо, ночевки в отелях и минимум два дня проведенных за рулем.
Что в случае с паромом? Надо доехать до Хельсинки (400 километров от Питера), загнать автомобиль на паром (предварительно забронировав автопакет), заселиться в каюту и расслабиться. Примерно через полторы суток паром причалит к одному из немецких портов, и вы, отдохнувшие и свежие, продолжите путешествие уже по Германии.
Еще есть промежуточный вариант: паромы из Хельсинки, Турку и Таллина в Стокгольм (около 15 часов), а оттуда на автомобиле в Германию через пол-Швеции и Данию (более 1000 километров). Были паромы прямо из Питера в Любек, идущие чуть больше двух суток, но их отменили.
Мой выбор знаком читателям моего блога: ни то, ни другое. Мы с женой предпочитаем оставить наш автомобиль у дома или на парковке аэропорта в Хельсинки, перелететь в нужный город Европы и взять автомобиль напрокат. Этот вариант удобен приличной экономией времени: три часа в пути против почти двух суток. Однако влечет за собой дополнительные затраты и неудобства. Перелет обходится нам в сумму около 20-25 тысяч рублей, а прокат автомобиля уменьшает сумму на банковском счете в среднем на 10-15 тысяч рублей (7-10 дней проката). Неудобство же заключается в том, что мы вынуждены мудрить с багажом, чтобы вписать его суммарный вес в разрешенный лимит и не переплачивать авиакомпаниям. То есть, с собой брать только необходимое и компактное, не набивать чемоданы вином и хамоном. Если брать с собой ребенка, то расходы увеличатся еще процентов на 20.
Как видите, у каждого варианта есть свои достоинства и недостатки. Раз уж с этим определились, то расскажу вам о том, как мы добирались на пароме из Хельсинки в немецкий порт Травемюнде. Паромное сообщение между Финляндией и Германией осуществляет компания Finnlines, и в этом у нее нет конкурентов (еще были паромы SuperFast компании Tallink, но это направление пару лет назад закрыли). Это крупнейший оператор пассажирских и грузовых перевозок по Балтийскому морю. Для автомобильных путешественников у Finnlines курсируют паромы класса Star, построенные в Италии. Паромы эти грузо-пассажирские типа ROPAX (roll-on/roll-off passenger), то есть для перевозки автомобилей вместе с размещением пассажиров этих автомобилей. Выглядят паромы вот так:
Как видно на фотографии, весь паром можно разделить на две части примерно пополам. Передняя часть выше нижних окошек - это пассажирская зона. Там доступно 5 этажей, с седьмого по двенадцатый. Каюты для пассажиров расположены на 7, 9 и 10 этажах. Весь восьмой этаж отдан персоналу. На одиннадцатом этаже ресторан, бар, игровые комнаты и прочие виды развлечения. На фотографии еще видно двенадцатый этаж, но там пассажирам разрешается находиться только на открытой палубе. Передняя часть - это капитанская рубка. Остальное будет видно на моих фотографиях с пояснениями ниже.
Давайте виртуально прогуляемся по парому. Плавание начинается с бронирования билетов на паром. Делается это на официальном сайте перевозчика или у агентов. В день отплытия нужно приехать на паромный терминал, и найти окно регистрации на рейс. Finnlines базируется в порту города Хельсинки Вуосаари (Vuosaaren Satama Hansaterminaali) по адресу Provianttikatu 5, 00980 Helsinki. Не перепутайте с терминалом Silja в центре города!
После того, как вы зарегистрировали себя, семью и автомобиль, нужно проехать к шлагбауму и встать в очередь. В нужный момент шлагбаум откроется и служебный транспорт проведет вас до парома. Вот так выглядит въезд на паром.
Легковые автомобили не выше 2 метров загоняются на седьмую палубу. Тут же, по соседству, стоят фургоны и грузовички. Провоз автомобилей высотой до 2 метров стоит дешевле всего. Мотоциклы и велосипеды еще дешевле :)
От автомобильного сектора можно сразу попасть на седьмой этаж пассажирской зоны. Тут вас встретят сотрудники на ресепшне, готовые ответить на ваши вопросы и подсказать, куда идти.
Каюты расположены на каждом этаже с двух сторон: справа и слева. Вдоль каждого борта тянется коридор из дверей в каюты
При регистрации выдается ключ, который выглядит как прямоугольник гибкого картона с магнитной полосой. Дверь автоматически открывается при считывании карточки. Вот так выглядит моя каюта. Всего два спальных места, зато с окном иллюминатором! Диван слева раскладывается в кровать. С электрическими розетками тут все нормально, но если девайсов много, то тройник не помешает.
Телефон под телевизором позволяет звонить на такой же аппарат в других номерах, только в первом пароме телефоны не издавали вообще никаких гудков, хотя общаться можно было нормально. По телевизору можно посмотреть простенький видеоролик по технике безопасности, а также местные телеканалы, среди которых есть и англоязычные. Санузел довольно просторный. Туалет работает по тому же принципу, что и в самолете. Тут претензии есть только к фену: в работе он ревет как раненый слон, и при этом слабо дует. Девушки, имейте это в виду и берите на паром свой фен, благо электрическая розетка тут имеется.
Нам показали другие разновидности кают. Например, есть каюта как у меня, но с 4-мя спальными местами, как в купейном вагоне поезда, только просторнее.
А вот это самая простая каюта! Все то же самое, только без иллюминатора. Вообще, на этом пароме нет тесных кают на этажах ниже ватерлинии, как у Silja или Tallink.
Такая каюта подойдет, если хочется еще больше пространства и спальных мест:
Мало? Тогда есть вот такой классный сьют. Тут хоть вечеринки устраивай :)
Закроем тему кают и поднимемся на 11-ый этаж. Это можно сделать как пешком по лестницам, так и на одном из трех очень быстрых лифтов. На 11-ом этаже самое интересное. Что тут у нас есть. Огромный ресторан с кухней в передней части судна на 550 посадочных мест. Вообще тема питания в ресторане настолько большая, что я этому хочу посвятить отдельный пост. Кормят и поят тут просто ВЕЛИКОЛЕПНО! Без преувеличений!
В кадр моего фотоаппарата не попали две зоны сауны с джакузи (отдельно мужская и женская) и компактный тренажерный зал. Зато прошелся по местному магазину. Это не дьюти-фри, ибо корабль плывет внутри Шенгена:
Два бара с сидячими местами:
Зона для релакса с диванами и массажным креслом, работающим за монетки:
Две игровые зоны для детей и подростков: одна для малышей, вторая с игровыми приставками:
И даже полу-секретная комната для презентаций. Кресла в этой комнате в пик сезона используется для бюджетных перевозок пассажиров, например, студентов. Сидячие места самые недорогие из всех видов размещения на пароме, а кресла большие и уютные, прямо как в бизнес-классе самолета. А для личных вещей таких пассажиров есть шкафчики с ключами:
11-ый этаж еще примечателен тем, что тут установлен роутер спутникового интернета. Подключаетесь по вай-фаю и пользуетесь безлимитным интернетом, который работает даже в море. Правда, терпимая скорость доступа в интернет бывает не всегда. Это зависит от многих факторов, в том числе от погодных. Проверить почту и соц. сети получится, а вот поработать в ЖЖ тяжело. Но интернет есть и он бесплатный, в отличие от паромов других европейских перевозчиков.
На каждом жилом этаже можно выйти наружу, но вид будет только в одну сторону. Выход на открытую палубу (sun deck) есть на 11 и 12 этажах. Вот так выглядит палуба 12-го:
Сзади вид на открытый грузовой отсек:
Во время прогулки по палубе встречаются вот такие лотки для собак. Как выяснилось, пассажиры с собаками тоже предпочитают паромы. Здесь животным предоставлена полная свобода (ну разве что в ресторан не пускают). И не надо беспокоиться, как там ваш любимец в тесной коробке и в темном багажном отделении самолета.
О курильщиках тоже позаботились. У входа в сауну есть закрытая комната для курильщиков, но никто не запрещает курить на палубе с видом на закат, для них на столах стоят такие вот "пепельниицы":
Для кого будет удобен данный паром
- Автомобильным путешественникам. Таким образом, можно сократить расстояние, которое надо провести за рулем. Особенно актуально для пожилых и быстро устающих людей. И согласитесь, зимой гораздо приятнее провести время в теплом пароме, чем на заснеженных дорогах.
- Большим семьям с детьми. Вы спокойно плывете, а семья вольготно размещается и развлекается на борту. Плюс не надо платить за размещение каждого члена семьи, бронь делается на двух- или четырехместную каюту.
- Пассажирам с домашними животными. Кошки и собаки на судне не получат той дозы стресса, которую можно получить в багажном отделении самолета или в тесном автомобиле
- Перегонщикам автомобилей из Европы. В этом случае можно избежать необходимости наматывать километры на одометре и рисковать автомобилем в пути за рулем.
- При переездах. Кроме пассажирских и автомобильных перевозок, Finnlines также занимается грузовыми перевозками. Есть возможность плыть на пароме вместе с контейнером, в который вы можете разместить габаритный груз.
- Русским, живущим в Германии и желающим поехать в Россию.
Цена вопроса
Перевозка пассажиров с автомобилями паромами на дальние расстояние - недешевое удовольствие. Цены на автопакеты (каюта + автомобиль) из Хельсинки в Травемюнде или обратно (в одну сторону) начинаются от 375€ за каюту без окна, это в низкий сезон. Зато не надо платить за каждого пассажира, цена указана за каюту с 4-мя спальными местами. То же самое в высокий сезон может стоить около 700€. Всего делений на сезоны 4. Также, цена может зависеть от класса каюты (с окном, повышенной площадью или сьют), а также высоты автомобиля. Например, четырехместная каюта с окном (как у меня) и перевозкой автомобиля высотой до 2 метров обойдется в сумму около 450€. Перевозка одного домашнего животного увеличит стоимость билета на 96€. Дети от 0 до 5 лет путешествуют бесплатно в одной каюте с родителями. Пакет питания из шведского стола на весь путь обойдется примерно в 60€, хотя можно не покупать пакет и платить прямо на борту только за обед или ужин. Все данные по стоимости питания на борту есть у них на сайте.
Достоинства и недостатки паромов Finnlines
Достоинства:
очень вкусное, разнообразное и качественное питание в ресторане
бесплатный и открытый беспроводной интернет по всему пути (только на 11 этаже)
бесплатная сауна с джакузи
бесплатная игровая комната для детей
уютные номера над уровнем воды.
Недостатки:
неудобный сайт и сложная система бронирования
очень шумный и малоэффективный фен в душевой
нелогичное расположение дивана относительно телевизора
Как видим, из недостатков самым значительным является неудобный сайт и система бронирования билетов. Чтобы найти нужную информацию нужно потратить некоторое время. Но если справиться с этим, то дальше только позитив. Только не забудьте запастись фильмами и сериалами на вашем ноутбуке, и тогда путешествие по Балтийскому морю не покажется вам таким длительным. Да, и еще, водителям стоит иметь в виду, что в Германии и некоторых соседних странах Европы запрещена эксплуатация шипованных шин!
22/12/2014 12:00
Материалы по теме
- Страны: Финляндия; Германия
- Отзыв о поездке: Паром "Принцесса Анастасия", осень 2014
- Отзыв о поездке: Паром Viking Grace и терминал Viking Line в Турку, осень 2014
- Фоторепортаж: Швеция с борта морского лайнера, 28.11.2014
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.