В своей прошлой записи я поделился общей идеей нашего путешествия по Монголии и основными впечатлениями от увиденного.
Теперь хочу рассказать о нескольких частностях, которые могут помочь спланировать путешествие возможным последователям. Речь пойдет про дороги, деньги, гостиницы, питание и покупки в Монголии. Держитесь, будет много буков!
Итак, начну с маршрута.
Карты и навигация
При подготовке маршрута я ориентировался на небезызвестный путеводитель по Монголии ле Пти Фюте, отчеты наших путешественников и на монгольский атлас, скачанный где-то в интернете. Ссылку найти не могу, загрузил файлы сюда. В атласе 66 листов, их можно склеить между собой по основным территориям пребывания. Что важно, в атласе обозначены заправки. Если где-то заплутали - смело подъезжайте к ближайшей юрте, показывайте местным карту и тыкайте в нужный вам пункт. покажут, как ехать. Не поймете - просите нарисовать путь на песке под ногами. Ткните пальцем в землю и покажите на юрту - мол, мы здесь. Дальше рисуйте дорогу, по которой вы приехали к юрте - покажите на нее пальцем. И просите местного дорисовать карту. Он поймет, что вам нужно.
Для спутниковой навигации мы использовали самую простую карту для Garmin. Она хорошо знала дороги даже в каньоне Хэрмэн Цав! Но не без греха, конечно. пару раз блудили, и спасались описанным выше способом - с помощью местных. Кстати, в новый навигатор я эту карту загрузить не смог, пришлось пользоваться старым, который не может сохранять трек. потому и нету у меня трека! Схема поездки здесь:
Для страховки и поиска дополнительных сведений использовали карты Монголии без подкачки из Аппстора. Толку от них мало, зато хотя бы в Уланбаторе помогают найти гостиницы и кафе:)
Основные точки маршрута я назвал в прошлой записи, повторяться не буду. Места ночевок нужно планировать исходя из средней скорости 20-30 км/ч. Таким образом, 200 км в день - хороший и реалистичный дневной перегон.
Подготовка машины
Путешествие в Монголию стало первым серьезным испытанием для новой семейной машины - Toyota 4runner 2011 модельного года во внедорожной комплектации Trail. Агрегат, получивший позывной "Ранетка", приехал с американского аукциона только в апреле, а обкатать его удалось на майских праздниках в Астраханской губернии.
Внедорожные качества машины нас сильно впечатлили. Плавный ход по гравийке на скорости больше 100 км/ч, блокировки дифференциалов, толстая дюралевая защита по всему днищу.
Готовили машину так: на крышу водрузили алюминиевую корзину с дополнительными фарами и багажником - достались от старой машины; установили рацию с охватом 30 км (вдруг поможетJ); на задний крюк наварили кусок швеллера с отверстиями для крепления хай-джека.
Шины компромиссные - для быстрой езды по трассе и внедорожья - БФ Гудрич А/Т. Одна запаска и 2 набора для ремонта проколов. Лопата, топор, бензопила, лодка. 3 канистры. И аккумуляторный стартер - на всякий случай. Ну и электрический насос, конечно. Для самоуспокоения покрыл машину в несколько слоев жидкой резиной. Вроде, при езде по кустам помогает сберечь лакокрасочное покрытие. И в Гоби полезно - песчаные бури там не редкость. В поездке все пригодилось.
Хай-джек порой мешал движению, зато очень помог вылезти из злополучного брода через Тэс гол. Не жалею, что не стал прикручивать хай-джек сверху: во время прыжка через сайру на перегоне от Чандмани до Шинеджинста, когда сломались рейлинги и сорвало верхний багажник, разрушений было бы больше!
Жидкую резину не могу отмыть до сих пор - ну и ладно, пусть сама потихоньку отваливается:)
Чего сильно не хватало - так это клиренса. Ранеткиных 23 см для Монголии маловато, частенько звякали пузом. С другой стороны, заводской клиренс позволял уверенно себя чувствовать на склонах, где крен порой выглядел устрашающим. Да и на поворотах на трассе - скорость можно было держать приличную. Как представлю, что от Москвы до Алтая люди едут по 5-7 дней... Нет уж, лучше я в Монголии попузотёрю, чем буду ограничен в скорости.
А в общем - машиной очень доволен. За 15 тыс км, из которых 5 - бездорожье, Ранетка ни разу не попросила добавить масло или другие жидкости. Ничего не грелось, ничего не текло, ничего не разряжалось. Уверенно молотила 3 часа в броде, где в салоне по щиколодку плескалась вода.
Границы и досмотр
Про монгольские границы надо знать одно: с 6 вечера до 10 утра они закрыты. В остальное время, учитывая введенный сейчас безвизовый режим, милости просим!
Ограничения по ввозу-вывозу, судя по отчетам и объявлениям на погранпунктах - спиртное (не больше литра на человека), бензин (не больше 20 литров), окаменелости (кости динозавров - дело подсудное...), антиквариат, имеющий историческую ценность (вроде, шманают по буддистским свиткам и т.п.) На деле ничего из этого у нас не проверяли.
Наиболее жесткий досмотр провели у нас российские пограничники при выезде из Монголии в Туву - на погранпереходе Цагантолгой. Искали какие-то китайские препараты и травки - ничего об этом не слышал, может, надо было затариваться?:) Просили открыть все сумки, показать вещи в верхнем багажнике и т.п. На монгольскую водку, которой у нас был переизбыток - жидкий сувенир же - внимания не обратили, на гранаты и наркотики тоже :)
Деньги
Курс тугрика всегда можно узнать в интернете. Во время нашей поездки (август 2014) обменный курс был 1 рубль за 50 тугриков.
Деньги можно обменять с рук после пересечения границы (1 к 50), в банках (в ХААН Банк было 1 к 51) и снять в банкоматах в крупных населенных пунктах. В заалтайской Гоби русские деньги меняют не везде и неохотно, в Уланбаторе и ближе к границам - без проблем. Тяжело бывает поменять купюры 5000 руб - в банках нет аппаратов проверки российских денег, поэтому служащие боятся налететь на подделку!
Самая крупная купюра - 20 000 тугриков (400 руб), поэтому с собой приходится таскать изрядную пачку денег. Зато цены на одежду, еду и проживание ниже, чем в России - об этом еще расскажу.
Общение с местными
200 лет монгольского владычества обогатили русский язык словами топор и богатырь. Говорят, что и известные 5 слов появились тогда же. Все остальное как-то не прижилось, поскольку языки ну очень не похожи. Вероятно, по той же причине и русский язык в Монголии не прижился, хотя его и преподавали несколько десятилетий в школе. Поэтому на возможность непринужденно пообщаться с местными на великом и могучем надо сразу забить, а редкие встречи с русскоговорящими пенсионерами воспринимать как подарок судьбы. Ваши робкие попытки использовать монгольские слова из разговорника тоже вряд ли будут оценены, поскольку произношение и написание у монголов, как я понял, сильно отличаются. Так что язык тела - жесты и гримасы - будет хорошим решением проблемы. И тем не менее, какие-то общие слова мы употребляли: байрла (спасибо), самбайнэ (здравствуйте), хан зам (где дорога), байртэ (до свиданья). Нам не отвечали: как я выяснил, не потому, что не понимали, а потому, что не считали нужным отвечать: нормы приличия-то разные у всех:)
Что действительно важно:
Цайны газаар - чайная, кафе. Встречается не только в поселках, но и по "трассе". Выглядит так:
Можно и чай попить, и поесть (как правило - 1-2 блюда, суп и бузы), и поспать дальнобойщикам.
Хунсний дэлгуур - продуктовый магазин.
Автозасвар - автосервис.
ХYЙ - это не отсутствие чего-либо в магазине, а "источник", "начало" - и потому часто встречается в географических названиях.
Для общения друг с другом и с заправщиками, которых днем с огнем не найти, купите себе местную сим-карту.
Дороги
Дороги в Монголии соответствуют трем нашим категориям:
1. Гравийки. Это, в основном, федеральные трассы и часть региональных. Ямы, пыль, колея - но при этом не заблудишься.
2. Проселки. Колея, утоптанная шинами уазов и грузовиков без всякого покрытия. Со всеми вытекающими.
3. Трассы с твердым покрытием. Да-да, между крупными городами Монголии периодически встречаются дороги с асфальтом, их на направлениях Улан-Батор - Ташанта и Улан-Батор - Даланзагдаг активно строят.
Но: после того, как дорога построена, за ней не следят. Через пару лет она в таком состоянии, что водители предпочитают ехать по стихийно пробитым проселкам вдоль нее. Ямы, бугры, камни - постоянные спутники монгольских асфальтовых дорог. именно на такой новой дороге (участок на трассе Даланзагдаг - Уланбатор) я единственный раз за всю поездку пробил колесо об острый кусок асфальта. В Гоби в качестве дорог еще часто используют сайры - русла высохших рек. Очень спорный вид дороги! Во-первых, спустившись на него, никогда не знаешь, где сможешь выбраться. Во-вторых, любой дождик превращает "дорогу" в непролазный засасывающий поток.
В-третьих, опасность могут представлять острые и насыщенные корнями саксаульника берега сайров. Но выбирать часто не приходится...
Заправки
Несмотря на качество "дорожной сети", Монголия неплохо обеспечена топливом. Заправки встречаются везде, даже в отдаленных районах Гоби.
Часто купить топливо можно и в юртах - у запасливых хозяев. Правда, в отдаленных районах может не быть дизеля (почему я и езжу всегда на бензиновых двигателях) и "высокооктанового" бензина - выше АИ-80. У меня машина спокойно кушала 80-й, поэтому проблем с топливом мы не испытывали.
Заправки в поселках и у турбаз работают так: подъезжаешь к колонке, звонишь по указанному там телефону, мычишь в трубку, прибегает человек и наливает тебе топливо. Расчет на месте. Иногда приходится ждать долго: заправщик же пошел кушать! И вся очередь смиренно ждет...
Средняя цена АИ-80 - 1700 тугриков за литр (34 руб), АИ-92 - 1850-2000 тугриков (38-40 руб).
Гостиницы
В поездке мы примерно половину ночевок провели в палатке, а остальные в "мотелях". Гостиницы очень разные: от комнаты со столом и кроватями до приличного номера с душем и спутниковым телевизором. В поселках "номера", как правило, располагаются над магазинами и принадлежат тому же владельцу. Останавливаться можно и в чайных (см. выше), но нам, слава богу, не довелось.
Вот список наших ночевок в гостиницах с ценами и условиями:
1. Гостиница в поселке Дарви (на перегоне Ховд - Алтай, 230 км от Ховда). В Дарви есть буддистский монастырь, поэтому там часто останавливаются паломники. В центре поселка двухэтажная гостиница - голимый совок без удобств, зато с электричеством. У хозяйки 5 дочек (младшая только научилась держать головку) и грустный муж. Цена 2-местного номера 30 т. тугриков. (600 руб).
2. Гостиница в поселке Бигэр (на перегоне Алтай - Шинеджинст, 105 км. от г. Алтай). Перед Бигэром тоже есть развалины 750-летнего монастыря, в котором в лучшие годы проживало до 500 монахов. Паломники и туристы здесь не редкость, поэтому гостиница вполне цивильная.
На стенах грамоты - вроде как за победу в соцсоревновании конкурсе на лучшую гостиницу. Гостиница совмещена с развлекательным комплексом - бильярд, караоке и маркет. Цена 3-местного номера - 40 т. тугриков. Дочки хозяина говорят по английски. Есть телевизор. Главный минус - отсутствие воды (есть канистра и ковшик для рукомойника).
3. Гостиница в поселке Гурвантэс (центр Гоби). Здесь гостиницы на любой вкус, цвет и кошелек. Мы остановились в самом фешенебельном отеле у заправки Петрович:)
Цена 4-х местного люкса - 100 тыс. тугриков! Это, правду сказать, оказался самый дорогой номер за всю поездку (2000 руб). Фактически, платили за душ с теплой водой - больше такой роскоши в центре пустыни никто не предлагал. А так хотелось после нескольких дней жары и песка... За те же деньги нас бесплатно кормили разными сортами местного сыра, кумысом и прочими мелочами. Вечер скрашивал огромный телевизор со спутниковыми каналами.
4. Гостиница в поселке Сэврэй (Гоби). Об этой гостинице стоит сказать особо.
В поселок въехали в 9 вечера, в полной темноте. Дома не освещены, улицы безлюдны. Безуспешно крутимся по поселку, вдруг нас догоняет мотополисмен. Спрашивает по английски, что мы тут делаем, и почему не пристегнуты! Объясняем. Через пару минут, в его сопровождении, подъезжаем к темному страшному дому. "Ресепшен", - объясняет полисмен. Позже приходят две дамы, открывают дом. Это цайны газаар с одной лавкой и трехкроватной комнатой.
Цена вопроса неизвестна, идут долгие переговоры с участием третьей стороны по телефону. Я предлагаю 30 тыс. тугриков, с меня берут 20. Таких торгов я еще не видел.
5. Гостиница в Даланзагдаге. В городе развиты все виды инфраструктуры, в том числе туристической. После пустыни воспользоваться благами цивилизации очень приятно, поэтому берем 2-комнатный полулюкс со всеми удобствами. Цена - 60 тыс. тугриков.
6. Гостиница "West hotel" в Улан-Баторе. Находится на улице ЮНЕСКО, нашли случайно. Гостиница удобно расположена между домом Правительства и центральным рынком Нараан Тул. В гостинице закрытая парковка, теплая вода, спутник, wi-fi (не работал). И всего 2 занятых номера! Цена нашего 2-комнатного полулюкса с 2 телевизорами, душем, холодильником и т.п. - 50 000 тугриков - 1000 руб! Так что рекомендуем.
Здесь несколько слов стоит сказать о нашей первой ночевке в Монголии - в городе Ульгий. Прямо на трассе нас выловил сын некого Мурата и предложил ночлег и оформление пропуска на приграничные озера. Мы согласились. Мурат поселил нас в однокомнатной мазанке за 2000 руб - с ужином и завтраком. По ходу ужина развел нас на фокусе с днем рожденья дочери и неким экзаменом на знание английского у сына и дочки. За все просил заплатить.
За оформление разрешений тоже взял с нас втридорога. Очень навязчив, еле отделались. И, тем не менее, человек довольно интересный - приехал из Казахстана, хорошо говорит по русски, пьет не по детсяки... А корыстный - так это бизнес у него такой, на русских туристах деньги делать. Я ему не судья.
Питание
Пища в Монголии мясная и довольно однообразная. Заказ в кафе порой сделать сложно - мешает языковой барьер. Тем не менее, попробуем разобраться:
Шол - это суп, первое блюдо. Баншай шол - мясной суп (как и остальные), есть можно. Перед заказом, если не хотите есть сверхострый суп, помашите возле рта или другим способом попросите не острое блюдо. Котлет, гуляш переводить надо? Бууз - это манты как на фото, хушууры - чебуреки тонкие. Хаан цай - монгольский чай с молоком и солью. Все это иногда даже вкусно, хотя надоедает быстро. В городах есть рестораны с английским меню и картинками - для тех, кто соскучился. Фрукты на рынках есть, хотя их качество не высокое.
Сувениры и шопинг
Сразу оговорюсь, что шопинг не входил в цели нашей поездки. На центральном рынке Улан Батора можно купить недорогие монгольские кожанные сумки и куртки, высококачественный кашемир, китайские джинсы и обувь, недорогой антиквариат (ничего ценного, и, часто, китайские подделки или русская бронза). В магазинах столицы - все как в России, чуть дешевле. В глубинке - еще дешевле. Но выбор везде не велик, много низкокачественных подделок.
Хороших сувениров, как нам показалось, немного, в основном, ширпотреб - суконные зайцы, шахматы, прихватки, камни, бронза - замки, фигурки, чашки. Самый хороший выбор сувениров по нормальным ценам был в магазине у дворца Богдыхана в Улан-Баторе. Куча сувенирных лавок возле монастыря Эрзэнэ зум в Хархорине. Ничего интересного. Много сувениров и антиквариата возле дома правительства в Улан-Баторе (на пути к центральному универмагу Их Дэлгуур) - но цены кусаются.
Обычно туристы покупают монгольские акварельки (на фото), магниты и прочую мелочь по 3-6 долларов. Мы купили еще каменного верблюда - необычный, правда? За ним пришлось ехать в Ёлым-ам падь. А справа стоит кусок окаменелого дерева из Гоби - Наташа нашла в каньоне Хэрмэн Цав.
Пожалуй, это все, что хотел сегодня рассказать. Есть вопросы - спрашивайте. Еще будут записи об основных точках маршрута - озерах северо-запада, Гоби и Центральной Монголии. Так что оставайтесь на связи!
07/09/2015 17:00
Материалы по теме
- Страны: Монголия
- Города: Улан-Батор
- Отзыв о поездке: Монголия по кругу: одиночный авторейд, 2014
- Отзыв о поездке: Монголия: Сухэ-Батор, весна 2015
- Отзыв о поездке: Монголия: Дархан, весна 2015
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.