Гобийский сфинкс.
В путешествии, как в жизни, большая часть ответственности за принимаемые решения лежит на вас самих. Совсем не то в туре или на экскурсии: организатор ведет вас за ручку туда, куда считает нужным, и показывает то, что обязательно для всех. Поэтому экскурсия - это детство путешествия, и для тех, кто недостаточно вырос, это хороший способ получить представление о мире.
Ворота дворца Богды-хана. Улан-Батор.
Нам с женой экскурсий по достопримечательностям и посещений музеев уже недостаточно. Преодоление, риск, удача и радость открытий уже не могут быть заменены экскурсионным автобусом или дежурными селфи на фоне Пизанской башни. Поэтому мы собрали шмурдяк, сына и ремкомплект для автомобиля, и поехали покорять Монголию.
По пути в Гурвантэс.
Проштудировав перед этим путеводитель Ле Пти Фюте и несколько отчетов наших автопутешественников, я выбрал самые уникальные и фотогеничные места Монголии, скачал в апсторе пару карт "без подкачки", отыскал на форумах координаты населенных пунктов и "народную" карту для навигаторов "Гармин". Правда, в новые навигаторы она ставится не хотела, пришлось достать из загашников допотопный прибор - который, надо сказать, нам очень пригодился. На все вопросы о навигации, картах и координатах готов ответить в обсуждении - пишите, если что.
Зулганай гол.
Маршрут получился, как мне кажется, довольно толковый: включал основные достопримечательности, исключал "челночное" движение и состоял из примерно равных по длине отрезков. Кратко проанонсирую его основные точки :
1 этап: п.п. Ташанта - Ульгий - Хотон нур.
Стеллы у Ховда.
Целью этого этапа было живописное озеро Хотон нур в северо-западной части Монголии. Вокруг озера находятся многочисленные археологические памятники, а кроме того, озеро богато рыбой. В этой части Монголии 80% населения составляют казахи, потому и артефакты культуры здесь не ламаистские, а мусульманские.
Цэнгэл.
У озера нам удалось посмотреть прекрасно сохранившуюся скифскую писаницу - самую большую из всех, что мне довелось видеть ранее. А я, между прочим, 8 лет ездил в археологические экспедиции по Туве, Алтаю и Казахстану - знаю, о чем говорю!
Писаница у Хотон нур.
Стоянка на озере тоже приятна - не только из-за отменной рыбалки, но и благодаря удобному берегу:
Хотон нур.
Есть, впрочем, одно "но": это дороги. Но мы же знали, куда едем, правда?
Брод на пути к Хотон нур.
2 этап: Ховд - Алтай - Шинежинст. По-сути, это не самостоятельный этап, а длинный перегон с севера Монголии в центр пустыни Гоби.
Выезд из аймака.
Главную сложность на этом этапе представляют дороги, которые имеют обыкновение прерываться в самых неожиданных местах:
Сайра (русло) неожиданно разрывает дорогу. Один из таких обрывов я заметил слишком поздно - в итоге первая и единственная серьезная поломка: от удара сорвало рейлинг, и верхний багажник помял крышу. Ничего, лечится:) Зато вдоль дороги полно живности: носятся зайцы, рыси, дикие козы, бродят верблюды и кони:
Волк. 3 этап. Собственно, Гоби: река Зулганай, каньон Хэрмэн Цав, поселки Гурвантэс и Сэврэй с восхитительными скалами выветривания, пески Хонгорын Элс, каньон Баянзаг и Елым-ам падь. Это цель, апогей и экстаз путешествия.
Каньон Хэрмэн Цав. Ой, а кто это там, на дне каньона?
Интрига. На пути в Гурвантэс:
Каменная арка. Здесь помочь было трудно...
Дождь в пустыне - бедствие. Зато здесь легко:
На пути к пескам Хонгорын элс. Отдых в песках...
Хонгорын элс. В баянзаге полазили по известнейшему месту раскопок динозавров:
Баянзаг. В Елым-ам пади два человека перекрывают расщелину, образовавшуюся в результате землятресения.
Ёлым-ам падь.
4 этап: Даланзадгад - заповедник Их Газарын Чулуу - Чойр - национальный парк Тэрэлж - Улан-Батор. Здесь мы впервые в Монголии вылезли на асфальт...
Дорога от Даланзадгада еще строится, и водителей на нее не пускают. Чем пользуются верблюды. и тут же пробили шину. Дороги тут строят, но не ремонтируют и не следят за ними.
Заказник Их Газарын Чулуу.
Парк динозавров в Тэрэлж.
Монастырь Чойджин в Улан-Баторе.
5 этап: Хархорин - Хубсугул (не хватило времени) - п.п. Цаган-толгой. Дальше Тува: - Кызыл, Ак-Довурак, потом Хакассия - Абаза, Вершина Зеи, потом переход в Кузбасс - на Междуреченск и далее по трассам.
Хархорин. Монастырь Эрдэне Зу.
Хоть мы и не попали на Хубсугул, но своего "хлебнули":
Брод через Тэс-Гол. Главное испытание.
Получилось Большое Монгольское Кольцо, в центре которого остались сельскохозяйствнные и промышленные районы, не представлявшие для нас особого интереса. Длина внедорожного участка составила примерно 5000 км. Весь маршрут из Москвы и обратно немного не дотянул до 15000 км.
Проделать этот маршрут на одной машине, да еще с 5-летним ребенком, казалось делом рискованным. Однако имевшийся уже опыт и новый железный конь перевесили все опасения. К счастью, все получилось. Подробности последуют!
27/07/2015 10:00
Материалы по теме
- Страны: Монголия
- Отзыв о поездке: Монголия: Дархан, весна 2015
- Отзыв о поездке: Монголия: Улан-Батор. Небоскребы, хрущевки и трущобы, 2015
- Отзыв о поездке: Монголия: Улан-Батор. Урок монгольского, весна 2015
- Отзыв о поездке: Монголия по кругу: одиночный авторейд. Гоби, август 2014
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.