Прощай, "Сто сорок третья"!



    Брошенные древние корабли на дне высохшего моря, забытые памятники бурного прошлого - торчат в долине золотоносной реки ржавые, ободранные, разорённые остовы драг, уже наполовину скрытые обступающими их молодыми деревцами, успевшими за четверть века подрасти на галечных отвалах.

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Драга - это плавучий горно-обогатительный комбинат, смонтированный на понтоне. Рама с движущимися ковшами опускается под воду и черпает со дна породу, поднимая её наверх, внутрь драги, где работает обогатительное оборудование. Самая крупная советская драга - уникальная 600Д (драга № 601 объединения "Лензолото"), выпущенная на Иркутском заводе тяжёлого машиностроения (ИЗТМ). Больше двадцати лет (с 1969 по 1992 год) она отрабатывала глубокую золотую россыпь реки Маракан в Иркутской области. Этот мастодонт, по сей день остающийся в мировой золотодобыче самой большой речной черпаковой драгой, имел длину 236 метров, 169 ковшей ёмкостью 600 литров каждый и мог поднимать около полутора тысяч тонн породы в час с глубины до 50 метров. Участь "Шестьсот первой" незавидна: в смутные девяностые, именно тогда, когда стремительно рушилась вся система государственной золотой промышленности, она затонула, будто не выдержав такого позора - очень символично.

    На приисках долины реки Большой Тарын, в системе комбината "Индигирзолото", в восьмидесятые годы работали три драги. Размерами, конечно, поменьше, чем "Шестьсот первая". Судя по внешнему виду, это изделия того же ИЗТМ с ёмкостью ковшей 250 литров. Нет, они не утонули, а просто опустились на дно своих котлованов и остались там навсегда. От полного разграбления их спасла труднодоступность района, но многие детали и оборудование всё же сняли и куда-то вывезли - хоть что-то пригодилось.

    Тарынские драги называли по заводским номерам - имён не было. Взглянем на то, что осталось от красавицы "Сто сорок третьей".

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Мощная передняя мачта удерживала ковшовую раму с ковшовой цепью и самими ковшами на ней. Мачта и рама остались, а цепи и ковшей нет.

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Наверху - драгерское помещение, в просторечии драгерка. Оттуда велось управление всей работой драги.

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    "Здесь работает комсомольско-молодёжный коллектив".

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Разор и запустение внутри.

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Давно уже нет ни Магаданского совнархоза, ни могущественного Госкомтруда с его круглой печатью.

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Питание - без отрыва от производства, прямо на драге. Время - золото!

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    "Родопи". Очень популярные были сигареты, болгарские - почти что настоящие иностранные, с фильтром! Кажется, такие продают и сейчас.

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Перекрещивающиеся металлические балки - это основная несущая конструкция драги, которая называется суперструктурой.

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Шлюзы. Именно в них золотые чешуйки отделялись от гальки. Именно здесь золото из абстрактного "содержания в породе", выраженного в граммах на кубометр, превращалось в видимый и осязаемый драгметалл. Неудивительно, что вокруг устроено ограждение из частой сетки.

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Особо неустойчивых предупреждают: "Драгоценный металл - собственность государства". Но хищения были. Всегда. Даже в суровое "сталинское" время.

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Вот на этих невзрачных резиновых ковриках оседало золото. Отсюда валютный металл начинал свою долгую дорогу, чтобы в конце концов осесть в подвалах Госбанка СССР или уйти на Запад, перевоплотившись в импортные станки и удобрения, а также финскую салями, французские духи и пресловутые джинсы "Монтана".

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Видна оконцовка промывочной бочки. В ней мелкая фракция породы (эфель) отделяется от крупной (галечной). Первая идёт дальше на шлюзы, вторая - в отвал.

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Внутри вдоль всей бочки тянется оросительная труба: обогащение - дело мокрое!

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Стакер. По нему галька уходит в отвал позади драги.

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Кажется, что люди ушли совсем недавно...

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    "Дражники! Не допускайте непланового простоя драг!"

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Чтобы попасть выше, приходится выйти наружу и забраться по ковшовой раме.

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Здесь механизмы, приводящие в движение ковшовую цепь, и прочие устройства.

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    На самый верх, в драгерку.

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Капитанский мостик забытого корабля.

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    "Слава труду! Слава КПСС!" - да, куда ж без этого...

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Прощай, "Сто сорок третья"! Ты хорошо послужила стране.

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    А вот - типичный пейзаж речной долины после отработки россыпи дражным способом.

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Ландшафт меняется до неузнаваемости и навсегда.

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Зато ручьи-притоки, которым "посчастливилось" оказаться пустыми - не золотоносными - сохраняют нетронутость и дивную красоту, по-северному скромную, застенчивую, и этим особенно трогательную.

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Жизнь продолжается!

    Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия
    // yesaul.livejournal.com

    Источник: ru-travel.livejournal.com
    yesaul
    05/09/2014 09:00


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из России

    07.05.24 "Россия" будет выполнять рейсы из Хабаровска в Магадан
    04.05.24 "Уральские авиалинии" возобновят рейсы из Екатеринбурга в Харбин
    Вечером 4 мая изменится график движения поездов "Аэроэкспресс"
    03.05.24 "Россия" полетит из Хабаровска во Владивосток
    "Уральские авиалинии" предоставляют бесплатные билеты ветеранам Великой Отечественной войны
    Многодетные семьи получат скидки на отдых по всей стране
    Nordwind начала выполнять рейсы между Казанью и Якутском
    02.05.24 "ИрАэро" в летнем сезоне возобновляет рейсы из Красноярска в Маньчжурию
    Из России в Абхазию можно поехать по "единому" билету
    Ветеранов Великой Отечественной войны в Домодедово будут обслуживать в VIP-зале