Брошенные древние корабли на дне высохшего моря, забытые памятники бурного прошлого - торчат в долине золотоносной реки ржавые, ободранные, разорённые остовы драг, уже наполовину скрытые обступающими их молодыми деревцами, успевшими за четверть века подрасти на галечных отвалах.
Драга - это плавучий горно-обогатительный комбинат, смонтированный на понтоне. Рама с движущимися ковшами опускается под воду и черпает со дна породу, поднимая её наверх, внутрь драги, где работает обогатительное оборудование. Самая крупная советская драга - уникальная 600Д (драга № 601 объединения "Лензолото"), выпущенная на Иркутском заводе тяжёлого машиностроения (ИЗТМ). Больше двадцати лет (с 1969 по 1992 год) она отрабатывала глубокую золотую россыпь реки Маракан в Иркутской области. Этот мастодонт, по сей день остающийся в мировой золотодобыче самой большой речной черпаковой драгой, имел длину 236 метров, 169 ковшей ёмкостью 600 литров каждый и мог поднимать около полутора тысяч тонн породы в час с глубины до 50 метров. Участь "Шестьсот первой" незавидна: в смутные девяностые, именно тогда, когда стремительно рушилась вся система государственной золотой промышленности, она затонула, будто не выдержав такого позора - очень символично.
На приисках долины реки Большой Тарын, в системе комбината "Индигирзолото", в восьмидесятые годы работали три драги. Размерами, конечно, поменьше, чем "Шестьсот первая". Судя по внешнему виду, это изделия того же ИЗТМ с ёмкостью ковшей 250 литров. Нет, они не утонули, а просто опустились на дно своих котлованов и остались там навсегда. От полного разграбления их спасла труднодоступность района, но многие детали и оборудование всё же сняли и куда-то вывезли - хоть что-то пригодилось.
Тарынские драги называли по заводским номерам - имён не было. Взглянем на то, что осталось от красавицы "Сто сорок третьей".
Мощная передняя мачта удерживала ковшовую раму с ковшовой цепью и самими ковшами на ней. Мачта и рама остались, а цепи и ковшей нет.
Наверху - драгерское помещение, в просторечии драгерка. Оттуда велось управление всей работой драги.
"Здесь работает комсомольско-молодёжный коллектив".
Разор и запустение внутри.
Давно уже нет ни Магаданского совнархоза, ни могущественного Госкомтруда с его круглой печатью.
Питание - без отрыва от производства, прямо на драге. Время - золото!
"Родопи". Очень популярные были сигареты, болгарские - почти что настоящие иностранные, с фильтром! Кажется, такие продают и сейчас.
Перекрещивающиеся металлические балки - это основная несущая конструкция драги, которая называется суперструктурой.
Шлюзы. Именно в них золотые чешуйки отделялись от гальки. Именно здесь золото из абстрактного "содержания в породе", выраженного в граммах на кубометр, превращалось в видимый и осязаемый драгметалл. Неудивительно, что вокруг устроено ограждение из частой сетки.
Особо неустойчивых предупреждают: "Драгоценный металл - собственность государства". Но хищения были. Всегда. Даже в суровое "сталинское" время.
Вот на этих невзрачных резиновых ковриках оседало золото. Отсюда валютный металл начинал свою долгую дорогу, чтобы в конце концов осесть в подвалах Госбанка СССР или уйти на Запад, перевоплотившись в импортные станки и удобрения, а также финскую салями, французские духи и пресловутые джинсы "Монтана".
Видна оконцовка промывочной бочки. В ней мелкая фракция породы (эфель) отделяется от крупной (галечной). Первая идёт дальше на шлюзы, вторая - в отвал.
Внутри вдоль всей бочки тянется оросительная труба: обогащение - дело мокрое!
Стакер. По нему галька уходит в отвал позади драги.
Кажется, что люди ушли совсем недавно...
"Дражники! Не допускайте непланового простоя драг!"
Чтобы попасть выше, приходится выйти наружу и забраться по ковшовой раме.
Здесь механизмы, приводящие в движение ковшовую цепь, и прочие устройства.
На самый верх, в драгерку.
Капитанский мостик забытого корабля.
"Слава труду! Слава КПСС!" - да, куда ж без этого...
Прощай, "Сто сорок третья"! Ты хорошо послужила стране.
А вот - типичный пейзаж речной долины после отработки россыпи дражным способом.
Ландшафт меняется до неузнаваемости и навсегда.
Зато ручьи-притоки, которым "посчастливилось" оказаться пустыми - не золотоносными - сохраняют нетронутость и дивную красоту, по-северному скромную, застенчивую, и этим особенно трогательную.
Жизнь продолжается!
05/09/2014 09:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Регионы: Иркутская область
- Отзыв о поездке: Иркутская Ангара. Россия, апрель 2014
- Отзыв о поездке: Соло по Тофаларии, 2012
- Фоторепортаж: Иркутск деревянный и многорелигиозный, 17.03.2014
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.