У меня давно была мечта - прокатиться по азиатской железной дороге. Все эти образы с незатейливыми обшарпанными вагончиками (или наоборот, сплошь металлическими, раскалёнными знойным южным солнцем), битком забитыми людьми, которые выглядывают из настежь открытых окон. Так хотелось самой окунуться в эту квинтэссенцию аутентики. Поэтому идея воплотить ее в жизнь во время перемещения по Таиланду стала витать с особой интенсивностью и, в конце концов, сама собой реализовалась. В этом посте я приведу матчасть по тому, что нужно знать новичку о тайской ЖД, куда можно доехать и как покупать билеты. Ну и, конечно, расскажу о своих собственных впечатлениях.
Куда податься
Надо признать, что пальму первенства в перевозке пассажиров по стране непоколебимо занимают автобусы. По количеству направлений, цене и частоте курсирования поезда, всё-таки, значительно уступают. Тем не мене, почти все районы (кроме горного севера, востока и западного побережья Андаманского моря) имеют какое-никакое, но ЖД-сообщение. Сама инфраструктура не сказать что бы сильно изменялась и модернизировалась, но, в сравнении с Камбоджей, например, всё еще выглядит пристойно.
Из всего этого многообразия направлений можно выделить следующие основные ветки:
- северная - из Бангкока в Чианг Май;
- восточная - в Аранья-Пратхет, что недалеко от границы с Камбоджей;
- северо-восточная - из Бан-Пхачхи в Нонг-Кхай (недалеко от границы с Лаосом) и Убон-Ратчхатхани;
- южная - из Бангкока в Хат-Яй (оттуда - дополнительное ответвление, ведущее до границы с Малайзией);
- железная дорога смерти - небольшая, отделяется от южной и, в основном, используется в туристических целях;
- небольшие вспомогательные Махачхайская и Мэклонгская ветки.
О последних двух ветках я узнала уже когда готовила материал к этому посту и сожалею, что в своё время не включила их в свою программу. Уникальнейшее явление: будучи построенными еще в начале XX века, ветки не связаны ни между собой, ни с одной их остальных и постепенно приходят в удручающее запустение. В городе Мэклоног, в начале одноименной ветки, на путях и вовсе расположился полноценный рынок, неохотно делящий с железкой пространство несколько раз в день.
Это же просто офигенно, вот видео.
И еще одно, уже из вагона поезда. "Ничего интересного, просто поезд едет через рынок" - видимо, думают тайцы, в энный раз за день ставящие обратно опоры своих навесов, которые взлетают и расправляются вслед поезду, как юбки в кабаре (видео).
Классы
1 класс
Итак, как я поняла, первые классы есть исключительно в экспресс и (иногда) скорых поездах, курсирующих ночью. Места в таких вагонах очень похожи на наши купе с двумя лежачими местами. Внутри - регулируемый кондиционер, умывальник и полный набор гигиенических принадлежностей. Вдобавок ко всему, в общем туалете даже имеется душ.
2 класc
Внутри второго класса, в зависимости от степени удобств, начинается градация на:
- лежачие места с кондиционерами; чаще всего есть в скорых и экспресс поездах;
- лежачие места с вентиляторами; реализуются чаще всего на скорых и обычных поездах;
- сидячие места с вентиляторами; продаются только на скорые и обычные поезда.
Нашей аналогией вышеперечисленных служат боковушки в плацкартных вагонах, которые могут быть либо сложенными в сидения друг напротив друга, либо раскладываются в две лежачих койки - сверху и снизу. Небольшие багажные полки находятся сбоку от сидений, в проходе - сверху для верхней полки и снизу для нижней, соответственно.
3 класс
Места третьего класса продаются, в основном, на простые (локальные) поезда. Тут действуют законы знакомых каждому иногороднему электричек: нет предварительного бронирования, продажа начинается за пару часов, не никакой гарантии, что успеешь сесть (особенно в час-пик), деревянные сидения. Посему третий класс подходит, скорее, для коротких поездок. С другой стороны, куда больше возможность встретить много интересного люду и аутентики. Такие вагоны третьего класса снабжены вентиляторами, но на некоторых, особо продолжительных рейсах, можно умудриться встретить кондиционеры и даже сидения с откидными спинками. Также встречала информацию о том, что за проезд в третьем классе на локальных поездах бесплатен (увы, только тайцам, но по факту проверяют редко, так что можете попробовать ;)) - официально оплата мест третьего класса есть только на скорых и экспресс поездах.
Как купить билет?
Существует несколько способов купить билеты, в зависимости от наличия у вас времени и/или денег:
1. самому по приезде в страну, если есть возможность - лучше за несколько дней.
2. воспользовавшись по интернету услугами одного из агенств, которые выкупят билеты за вас (накрутив, конечно, комиссию за свои услуги) и отдадут его вам одним из способов:
- вышлют по почте или доставят в ваш отель в Бангкоке, когда вы уже будете там (как делают агенства Asia Discovery или Возможности купить через интернет на официальном сайте государственного перевозчика в данный момент, к сожалению, сейчас нет (или уже нет). За несколько последних лет услуга то появлялась, то вновь становилась недоступной. Говорят, правда, что для онлайн-покупки были доступны не все билеты и не все поезда. Тем не менее, это позволяло путешественникам хоть частично покупать билеты на второй класс, например. Видимо, тайцы решили, что богатенькие европейцы должны платить больше и выкупать первый класс, чтобы они могли спокойно и заранее на месте выкупать себе второй.
Дополнительно
Для всех классов с лежачими местами - на цену билета влияет не только наличие кондиционера или вентилятора, но и то, верхняя это полка или нижняя (нижняя дороже). В первом классе эта цена может отличаться аж в два раза!
Особенно касается long-distance поездов - ко времени приезда поезда на одну из конечных станций можно смело прибавлять несколько часов, ибо эти цифры имеют характер, скорее, ориентировочный, нежели точный, и время опоздания прямо пропорционально дальности от начальной станции.
В вагонах также можно заказать еду (для тех классов, где это доступно), воспользовавшись меню на английском. Готовую еду принесут прямо на ваше место.
Много-много полезнейшей информации, включая, карты маршрутов, расписания и даже фотографии вагонов можно найти вот здесь.
Во время планирования своего путешествия рекомендую обращать внимание на наличие в этот период праздников (вроде Нового года, Сонгкрана или фестивалей: Лои Кратонг, музыкального фестиваля в Паттайе и пр.), т.к. это существенно может сказаться на наличии билетов.
Личный опыт
В сумме за время поездки по Таю мы ездили на поезде два раза: скорым ночным поездом из Чианг Мая в Аюттаю и локальным поездом из Ратчабури в Хуахин. Про второй я вскользь упомяну в процессе повествования, а сейчас уделю больше внимания первому.
Во время планирования своей поездки мы, промониторив все возможные способы покупки билетов, сделала ставку как раз на то, что мы должны были ехать не в high season и не в праздничные дни, и решила покупать билеты уже на месте. Будут - отлично, не будут - приключения лишними не бывают! И, к сожалению или к счастью, не прогадала - билеты мы купили в Бангкоке, за четыре для до даты отправления из Чианг Мая. Купили с лёгкостью и на хорошие места.
И вот, Чианг Май, вечер дня нашего отправления в Аюттаю. Приезжаем на вокзал - второй по величине во всём Таиланде, кстати, после Хуалампонга в Бангкоке. Вокзалы в Тае (вот, в Чианг Мае, в частности) очень по-южному светлые, просторные. Стен нет - просто навес с колоннами, что дает ощущение пространства, так недостающее в этой нескончаемой жаре. На полу узорная плитка, везде королевские орнаменты, украшения из слоновьих голов, мраморные лавочки - и всё по-минималистичному приятно. У начала каждого поезда стоит табличка с информацией о нём: наименование и направление, отправление и пр., это, действительно, помогает быстро сориентироваться.
Далее, всё, в общем-то просто, как у нас - у вагонов в первый и второй класс стоят проводники и проверяют билеты на входе. В третьем классе после каждой остановки в вагоне проходят проводники, проверяют и заодно продают, кому надо. У нас были билеты во второй лежачий класс с вентиляторами. Ага, вот и он, заходим.
Внутри, как я уже описывала выше - тайская версия нашего плацкарта, если бы "боковушки" были с двух сторон. Верхние полки откинуты и закрыты на ключ, нижние сложены в два "кресла" друг напротив друга, столешница спрятана. Около каждого места есть полочки для багажа (мг, тут никто их не пихает под его под кровать), вверху и внизу, и лестницы наверх. Все окна безнадёжно раздраены, некоторые из них криво подбоченясь, видимо уже безвозвратно завалились в дно рам. Над потолком бодро тараторят, кивая во все стороны, включенные вентиляторы. Нашли свои места, сели, смотрим на залитый солнцем перрон и на прибивающих пассажиров. Ну, поехали!
Тем временем, интересные весьма кадры подгребали:
Откомпостировали с любовью:
С первых минут поездки мы просто не могли оторваться от окна.
Селения, маленькие городки со встречающими и провожающими, переезды с сигналящими машинами, заросли банановой травы, изгибающиеся под тяжестью плодов, рисовые поля у подножия косматых северных гор, которые утопают в предзакатной оранжевой дымке, обнимающей пики стоящих по периметру пальм - то, что никогда не увидишь, если будешь торчать в городе! Эдакое блаженство в созерцании. И это всё под громкий лязг и стук колёс неистово несущегося состава. Правда, просто незабываемо.
Но всю дорогу сидеть не будешь, тем более, не всё еще осмотрено. Например, туалеты. В конце вагонов второго класса есть такой коридорчик, где с одной стороны три раковины с кранами (а не как у нас - с дозаторами или как их там) и зеркалами, с другой - три кабинки понятно для чего. На самом деле, удобно - таким образом, как минимум, можно разделить очередь на основных потребителей и, скажем, на тех, кому зубы почистить или просто на себя любимого в зеркало полюбоваться.
Видеопруф (как-то я невольно много внимания уделила съемке непосредственно туалетов, уж простите).
В процессе обнаружилась еще одна интересная деталь. Открыты не только окна, но и двери между всеми вагонами, так что весь состав превращается в изгибающийся на поворотах сообщающийся воздушный сосуд. Но и это еще не всё! В лучших традициях Азии открыты также и все двери из вагонов наружу. Последнее - посидеть на ступеньках поезда с открытыми дверям, когда он рвёт на полном ходу - вообще было пунктиком на все времена.
Как видите, действительно, уже был.) Это очень, очень клёво! К слову, это уже вторая вещь, характеризующая отношение тайцев к безопасности - ответственность и здесь перекладывается на самого человека. С наступлением сумерек у окна снова стало очень интересно. Селения сменились горной лесополосой, напирающей с обоих сторон дороги. Надо сказать, что март на севере Тая - время начала сухого сезона, время пожаров в джунглях. Именное через них мы пару раз и проезжали. Это удивительно: земля исполосована огненными нитями, спускающимися своими ветвистыми лапами с горы прямо под поезд, а в отдельных местах - даже с обоих сторон. Завораживает и вызывает какой-то глубинный, первобытных страх.
Ближе к ночи по вагону начали ходить проводники и шариться по полкам, что нас несколько насторожило. Оказалось - в тайских поездах проводник (!) сам открывает каждую полку и (внимание!) стелет каждому пассажиру кровать, снабдив ее также шторкой - и в мерах обеспечения личного пространства, и потому что свет в поездах ночью не выключают.
На следующее утро мы проснёмся поздно, убаюканные стуком колёс и ветром, гоняющим пряди волос по подушке. И узнаем, как это - когда поезд отстаёт от расписания на три часа. Полюбуемся на толпы макак в на развалинах Лопбури. Посмеемся со своих опухших лиц. И, внезапно, подорвавшись, вывалимся в Аюттайе. А это уже совсем другая история...
07/09/2015 18:00
Материалы по теме
- Страны: Таиланд
- Города: Чиангмай
- Отзыв о поездке: Аюттайя, Таиланд, 2015
- Фоторепортаж: Таиланд. Заблудился, 22.07.2015
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.