Преамбула. Пост содержит описание технических нюансов поездки, разбавлен фотками для привлечения внимания. Сразу напишу, дабы отвлечь от себя поток читательской критики: нам понравилась Исландия, правда понравилась, сейчас смотрю фото и думаю: все-таки уникальная природа и было там здорово. Но я привык называть кислое - кислым, а сладкое - сладким. Поэтому давайте так: мухи отдельно, котлетки отдельно. А то начнется: "да вам не надо было в эту страну ехааать !". Все нормально - надо было. Итак, поехали.
Решение ехать в Исландию созревало давно. И после новогодней поездки в Китай, в феврале взял относительно недорогие билеты прямым перелетом от Питера собственно компанией Icelandair на 19 июля утром туда и 28 июля (фактически 29) в полночь обратно. Всего по 17 с маленьким хвостиком тысяч рублей на человека. Терпимо за 4 часа перелета. Ехать решили втроем: я, жена и сын 15 лет. После покупки перелета, я на два месяца на подготовку к поездке забил, а зря. Усиленно готовился к непростому Ирану, между делом случилась поездка в Сербию, а потом на Мальту, да и работу никто не отменял, и, в результате, я начал читать что-то по Исландии в начале апреля, т.е. за три месяца до старта, и то урывками. После чего стал пытаться забронировать машину и отели. И ужаснулся. В первую очередь ценам на прокатные авто, во вторую очередь ценам на отели. Подсчитал приблизительный бюджет, схватился за голову и даже хотел выбросить несдаваемые билеты и полететь на любимые Канары. Потом подумал, сказал "нет" малодушничеству и "да" тяге к новым странам. По результату не пожалели, но обо всем по порядку.
Каков у нас был план ? Совершенно простой: за десять дней объехать остров на прокатной машине по круговой трассе №1 против часовой стрелки. Что-то около 3000 км. Скажу сразу, по факту получилось 2800 км практически ровно.
Итак, Исландия. Почему-то бытует мнение, что это ужасно дорогая страна. Нет-нет. Это не правда. Для местного населения все отлично: цены в супермаркетах едва ли на 20% отличаются от питерских, бензин стоит в районе полутора евро (что вполне среднеевропейская цена). А вот для туристов Исландия не просто дорогая, а дико, бешено дорогая. Т.е. исландцы просто с улыбочкой наживаются на том, что им повезло с природой, жадно выгребая деньги из карманов туристов. В принципе правильно и делают, наверное. Но обо всем по порядку.
Валюта. Исландская крона (ISK). Исландия - страна безнала. За всю поездку в руках местную валюту (и то монетки) держал один раз: сдали 150 крон сдачи с наличных евро. А нет, вру, еще в дьютике сдали сдачу в сколько-то евроцентов опять-таки кронами. Привез домой как сувенир. Банковские карты принимают везде и всюду, даже в самой глухомани. Лучше ехать с "евровой" картой, а не "рублевой", чтобы не терять много денег на переконвертации. Впрочем, все зависит от вашего банка. На форуме www.banki.ru есть замечательная ССЫЛКА , где сведены все проценты и условия всех банков по всем их картам .
Для себя я вывел, что платить наличными евро за отели выгоднее. Всего один отель отказался брать наличку. За все остальные услуги платил картой - так удобнее, т.к. внутри Исландии евро считают по чуть заниженному курсу относительно официального. В принципе это нормально, никакого грабежа тут нет, курс адекватный. Во время нашей поездки официальный курс кроны к евро колебался в районе 155, с карты банк у меня списывал по 152, а нал считали бы по 150. За отели нал был все равно выгоднее. Почему ? Я объяснил это в отдельном посте, посвященном именно проживанию.
Язык. Все очень прилично говорят по-английски. В отличии от меня.
Часовой пояс. Опережает на 4 часа московское время. Во сколько вылетели из Питера - во столько же прилетели в Рейкьявик (точнее в Кефлавик, что в 40 км от столицы).
Авиакомпания Icelandair. Ничего ни плохого, ни хорошего сказать не могу. Обычные самолеты, обычная авиакомпания. В полете не кормят, но дают попить. Стюардессы выставляют на тележку обычную воду, чай, кофе и апельсиновый сок. Лимонады и томатный сок в баночках прячут внутри. Они также полагаются бесплатно, поэтому надо попросить. С перекривившимся кислым лицом дадут. Очень характерное для исландцев поведение. На борту можно у них же купить бутер с колбасой и сыром, достаточно большой за 8 евро. Если цена коробит, то никто ведь не запрещает и с собой взять всё, что угодно. На умеренное употребление спиртного стюардессы смотрят сквозь пальцы.
Небольшой нюанс: при он-лайн регистрации на сайте авиакомпании указывайте England как страну локации, в русскоязычной версии регистрации нет.
Проживание. Поскольку я сильно запоздал с бронированием, а вариант проживания в палатке откинул сразу, то пришлось бронировать то, что осталось на букинг.ком, т.к. на всех местных сайтах уже давным-давно ничегошеньки не было по адекватной цене. Что конкретно творится с местами проживания в Исландии читайте ТУТ Если вкратце, то творится полный трешь: за цену пятизвездочного отеля получаем дохлый хостел, набитый народом, как огурцы семечками. Цена проживания стала вторым негативным моментом поездки после аренды машины.
Аренда машины. Она не просто дорога, она потрясающе, нагло, беспредельно дорога. Просить за CUV от 150 евро в сутки - это за гранью добра и зла в принципе. Крупные общемировые прокатчики ломят вообще что-то несусветное, их я откинул сразу, пытался выбирать среди местных. Местные прокатчики - это смесь тупости, лени и жадности. Имел дело с тремя, распишу ниже, но сначала о страховках. Обязательно берите GP (gravel protection) - даже на трассе №1 есть участки, где камни летят в вас из под встречного или обгоняющего транспорта со всей дури. Мне прилетало в лобовое раз пять, к счастью, без потерь. Та CDW, которая обычно включена в цену, имеет такую франшизу, что вы упадете под стол. Ну, 2 тысячи евро, например. Ни фига себе CDW. У всех есть опция Super CDW. У нормальных прокатчиков в европейских странах SCDW подразумевает нулевую франшизу. Но мы же помним про небывалую наглость и жадность исландцев ? Во всех прокатных конторах, где я смотрел машины, SCDW подразумевает франшизу не менее 400 евро, а обычно больше. В моем случае, по результату SCDW имела франшизу в 700 (!) евро и стоила 15 евро в сутки, а CDW имела франшизу в 1500 евро. Вот и думайте, что лучше: заплатить лишние 150 евро и рисковать попасть на 700 или не платить и рисковать попасть на 1500. Я заплатил, наверное, зря.
Топливная политика. У всех политика полного бака. Это хорошо. Все честно тут: забрал с полным, вернул с полным.
Еще один очень важный нюанс: беря любую(!) машину, требуйте запаску ! нет запаски - нафиг такую машину ! Поймите простую вещь - это не Европа, это Исландия, на 200 км может не быть никакого человеческого жилья, а не то что автосервиса. Прокол шины не входит ни в какую страховку нигде и никогда (это логично). И исландцы с огромной радостью наживутся на вас. У нас не было запаски. Мы пробили шину на горном перевале между Хофном и Эгильстадиром. Потеряли в общей сложности 4 часа пока за 50 км к нам приехали, забрали меня и колесо, поставили новую шину, отвезли обратно. Заплатил 50 тысяч исландских крон (327 евро). Ничего себе проколол колесико. Перейдем к прокатчикам:
www.geysir.is Забронировал в апреле у них на сайте Hyundai Tucson. По цене 120 евро в сутки. Вроде как адекватно. Деньги сразу списали с карты. На следующий день приходит письмо на электронку: сорри, у нас нет такой машины, давайте вы заплатите еще 300 евро (т.е. получается по 150 за день) и мы дадим вам CUV. А давайте вы пойдете подальше, ответил я им. Ждал две недели возврата денег. Вот нафига снимать деньги, если машины нет ?
www.procar.is После эпика с предыдущей конторой, понял, что ни джип, ни CUV по нормальной цене мне не светит, да мы и не планировали заезжать в такие места, где они нужны. Совсем маленькую машину типа Яриса брать на троих было нельзя - не поместимся со всеми шмотками. Заказал у данной конторы Киа Сиид почти за 110 евро в день (!!!). Пришло письмо от менеджера, что мол да, все ок, давайте мы снимем предоплату в 20%. Давайте, говорю, снимите. И пропали. Мы съездили тем временем в Иран и на Мальту. Вернулись. Молчание. Пишу письма. Молчание ! Уже в конце июня (!) звоню им и спрашиваю: дык и что ? Ой, а мы забыли про вас. Отлично ! Сейчас-сейчас. Снимают 200 с чем-то евро, высылают подтверждение. Ок. За день до поездки, пишу этой менеджеру sms: мы завтра прилетаем, все ок ? Получаю ответ: да-да, все ок. Прилетаем. Ой, а у нас нет машины (!). Но мы сейчас подгоним вам другую контору. Ну ладно, в принципе, мне все равно. Подгоняют. Другая контора:
www.faircar.is Отдаю 852 евро за десять дней проката, дополнительно резервируют еще 300 евро (без вопросов "отцепили" холд на следующий день после сдачи машины), получаю Пежо 308 SW, даже дали навигатор Гармин бесплатно в пользование. На спидометре 80 тысяч, запаски нет (а и не полагается типа), резина лысая (!). Машина предназначена для эксплуатации в городе. Езди, Костя, по дикой Исландии. Ну как поездил: смотри выше историю с колесом, а так машина не плохая, экономичный дизель, брала на сотню меньше шести литров, достаточно объемистая, нам места хватало. По возвращению хотел впаять владельцу данного ренткара в довольную морду, сдержался с трудом. Поскандалил, поорал, вспомнил все матерные английские слова. Но понятно, что с этих ублюдков взять ничего не выйдет, формально они правы. По возвращению написал в www.procar.is. Говорю, мне 200 евро предоплаты верните. Спрашивают: с чего бы это ? Отвечаю: а у вас нет на руках ни одной моей подписи, что я именно у вас брал машину. Замолкли. Вчера пошел в банк и подал на чарджбек на уродцев. Посмотрим. Может вырву из жадных глоток.
Дороги. Сопутствующий к машинам раздел. На самом деле тут респект исландскому правительству. Вкладываются именно туда, куда надо. Молодцы ! Не только трасса №1 в большинстве своем отлично асфальтирована (исключая тот злосчастный перевал на куске между Эгильстадиром и Хофном, но там небольшой кусок), но также и двузначные и даже некоторые трехзначные дороги. За всю поездку по маршруту столкнулись с грунтом только:
- дорога 864 от поворота с дороги 1 и вплоть до дороги 85, т.е. до каньона Аусбирги. Это та дорога, которая с юга ведет к водопаду Детифосс с выездом на дорогу к Хусавику. Сама по себе дорога отлично проходима, но на 16 радиусе колеса - это адова стиральная доска, ехали не более 30 км/ч. Вытрясло весь мозг. Хорошо, что всего 60 км; - дорога 59 от дороги 1 до дороги 60, она всего 35 км, но там пустыня, пока ехали - встретили две машины всего, а так в приличном укатанном состоянии, лишь кое-где пришлось снижать до 30 км/ч;
- дорога 60 где-то от самого начала въезда в западные фьорды, местами грунт, но её очень активно асфальтируют, поэтому, думаю, что это вопрос только этого года. В местах проведения работ ехать, конечно, не приятно;
- дорога 612, та самая дорога к тупикам к скале Latrabjarg, 82 км камней за туда-обратно, но я так желал увидел этих птичек, что все равно поехал;
- дорога 206 от трассы 1 до каньона Fjadrárgljúfur (это на самом юге, недалеко от нацпарка Скафтафель ). Там всего 6 км, нервный только последний километр под горку. Все остальные дороги по маршруту - приличный асфальт.
Прошу обратить внимание: я боялся грунтовок исключительно потому, что ехал на лысой резине без запаски. Едучи хотя бы на CUV с запасным колесом, вы этих дорог не заметите даже. Скорость движения ограничена 90 км/ч. На самом деле парятся по этому поводу только в районе Рейкьявика. Я старался из 110 не выходить, уж больно штрафы бесчеловечны. А зачастую дорога позволяет ехать и 150.
Бензин и заправки. Заправлялся дизелем, цены почти везде одинаковы - 238 крон за литр. Считаю, что весьма недорого. Всего на 2800 километров потратил 37398 крон (246 евро). Только один раз столкнулся с заправкой, где были живые люди, все остальное по карточке бездушному автомату. Технология следующая: сначала идете к колонке (не трогайте "пистолет" !), вставляете карточку, вводите сумму (не литры !), которую хотите потратить, заправка выплевывает карту, а потом уже берете пистолет и заправляйтесь тем топливом, которым надо. Если нужен чек, то вставляете карту еще раз(!), колонка сразу её выплевывает и печатает чек. Там еще есть опция "заправить полный бак", когда спрашивает сумму, но я не рискнул пользоваться, так как не понимал как она работает. Один раз заправка сняла (точнее поставила на hold) два раза требуемую сумму, я расстроился, но ничего страшного не произошло - вторая сумма впоследствии не списалась и вернулась на карту. Видимо, есть контроль какой-то между объемом заправленного и списанием денег.
Так как у машины бак был 60 литров, а кушала она меньше шести на сотню (счетчик показывал в районе 5.7), то, понятно, что проблем с поиском заправок я не испытывал. Они каждые сто км точно встретятся по трассе и есть в любом городке. Заправлялся на любой заправке, не выбирая.
Моек в Исландии нет в принципе. На заправках часто есть такие швабры с льющейся из них водой. Бесплатно. Самообслуживание. Потратил 15 минут и помыл. Удобно.
Пропитание. Сразу решили, что рестораны нафиг из-за дороговизны, готовить будем сами. Во многих отзывах читал, что неплохо бы везти с собой еду. Честно говоря, отнесся скептически и правильно сделал. Это экономия на спичках. Цены в супермаркетах весьма человечны. Просто не надо ничего покупать на заправках, где в два раза дороже. По результату с собой повезли таки: две пачки спагетти, несколько упаковок быстроварящейся гречи и риса, соль, большую упаковку (40 шт) Twix. Все съели, но могли бы и не везти. Мой совет: не загружайте себе мозг и багаж.
Перед поездкой очень внимательно рассматривайте сайты трех сетевых супермаркетов Исландии: www.kronan.is, www.bonus.is, www.netto.is. Я расположил их в порядке увеличения цен и уменьшения ассортимента. Но, поверьте, разница не велика. Да и выбора частенько у вас просто не будет. Особое внимание обращаем на местоположение магазинов и время их работы. Например, магазины Бонус работают в будние дни с 11 до 18:30. Просто чудесно и как раз "для туристов". Стараемся их "поймать" по пути. Что касательно местоположения, то, например, в Хофн есть только магазин Netto. А между Акурейри и Стиккихольмером (т.е. два дня нашего пути, например) нет магазинов вообще !!! А это километров 500, не меньше. Как же живут местные жители. Ну на этом участке и жителей-то немного. А в целом мы наблюдали картину в том же Бонусе: полный джип жратвы на тысячу евро, включая двадцать полуторакилограммовых упаковок хлеба, например (как они его хранят ? или на всю деревню берут ?). В кассу местные стоят с тремя-пятью тележками загруженными доверху. А вообще, большинство стараются жить в районе Рейкьявика, там с магазинами все хорошо.
Я старался, чтобы во всех местах проживания была кухня, чтобы вечером приготовить поесть. Реальность наложила свои ограничения: в двух случаях из восьми кухни не было, но был завтрак. Один раз нам пришлось поужинать в местном ресторане при отеле в глухомани на западных фьордах: 50 евро на троих, еда ни о чем (скорее горячий закусь, чем полноценный ужин), но не помирать же. Завтраки оба раза были весьма приличны.
Что касательно приготовления еды на пикниковых площадках с помощью одноразовых грилей-мангалов, которые можно купить в супермаркете ... Если вам повезет с погодой. Под дождем или при пронизывающем ветре удовольствия не получите точно, да и еды собственно тоже. Мы пробовали два раза, один раз не повезло, второй просто пожарили сосисок. Так что не все так однозначно. Поэтому старались с утра хорошо позавтракать, днем закусит бутербродами, вечером уже полноценно поесть. На покупку еды в супермаркетах мы втроем за 10 дней потратили на еду всего-лишь 38531 крону (253 евро). Причем мы совершенно нормально питались. Можно прибавить еще 7700 крон (50 евро) за посещение ресторана. Вот собственно и все расходы - чуть более 300 евро. Честно говоря, в Питере за это время мы потратили бы столько же. Так что дороговизна продуктов в Исландии - миф.
Погода. Очень переменчива. Может светить солнце, а через полчаса лить проливной дождь, а еще через полчаса - снова солнце. Пережидать дождь бессмысленно, он может идти пять минут, а может весь день, не угадаете. Нам с погодой в принципе везло, когда надо было смотреть что-то, то была нормальная погода. Исключения: в первый день смотрели поля Тинга под проливным дождем; не пошли на вулкан Hverfjall из-за жутко переменчивой погоды на Муватн в тот день. А во время движения были и такие ливни, что ничего не видно дальше 10 метров перед машиной. Температура была от +10 до +18 где-то. Но так, чтобы раздеться до футболок - только в Хусавике перед поездкой к китам. На севере-востоке Исландии погода ощутимо лучше, кстати, чем на юге.
Большой плюс лета в Исландии в том, что темнеть начинает где-то в полночь, а в 4 утра опять светло. Поэтому световой день для осмотра достопримечательностей становится бесконечным. А так как они природные, то "работают" круглосуточно ! Деньг и брать за них исландцы пока не догадались, но уже на пути к этому. Говорят, что берут уже у озера Керид (мы туда не заезжали из-за жуткого дождя). И на термальной площадке Хверир стоят уже турникеты, но пока не работают. Не завидую следующим поколениям туристов. Обдерут как липку.
Одежда и обувь. Брали дождевики - не пригодились, хотя не факт, что вам не пригодятся. Перед поездкой поехали в Декатлон и купили себе непромокаемые летние ветровки с капюшоном, непромокаемые брюки, треккинговые ботинки, свитера-флиски, фланелевые перчатки. Все пригодилось, я хотя и почти всю поездку проходил в джинсах, но мне просто везло. Что касательно треккинговых ботинок - они обязательны на леднике, да и много где по ходу будут не лишними, либо нужны хорошие кроссовки на нескользящей подошве. Упасть в некоторых местах может быть фатально для жизни. Шапки были не лишни на леднике и на скалах Дюрхолей. Перчатки только на леднике. Одеваться лучше как капуста: майка, футболка, флиска, куртка. При необходимости лишнее снять-надеть.
И заведите правило: вышел из машины - одел куртку и ботинки (если они были сняты, я переодевал кроссовки, потому что за рулем неудобно в треккинге). Не надейтесь, что дождя не будет - он будет по закону подлости. А у крупных водопадов вы насквозь промокните - водяная взвесь может начинаться за сто метров.
Туалеты. Есть у каждой почти достопримечательности. В этом плане сервис неплох. В двух местах (поля Тинга и лавовое поле Диммуборгир) уже поставили турникеты и берут 200 крон (!) за посещение удобств. А так как у туристов, как правило, нет местных денег, то оплата ... правильно ! по карте ! Остальные достопримы, видимо, на пути к этому.
Наконец, подневной план на всю поездку. Так как получилось по факту. Дальше начну расписывать по дням. С фотками. Видимо, группируя по 2-3 дня в отчет. Рассказать есть о чем. День 1. Прилет в 11 утра. Берем машину и сразу едем смотреть "Золотое кольцо". Ночевка в Selfoss.
День 2. Водопады Seljalandsfoss и Skógafoss, скалы Dyrhólaey и пляж Reynishverfi, ночевка в Vik.
День 3. Каньон Fjadrárgljúfur, национальный парк Skaftafell: поход на ледник, водопад Svartifoss, дальше озеро Fjallsárlón и ледниковая лагуна Jokulsarlon, ночевка в Hofn.
День 4. Просто переезд из Hofn в Эгильстадир. Ночевка в Эгильстадир.
День 5. Водопады Dettifoss, Selfoss, Hafragilsfoss, каньон Asbyrgi, дальше едем в Хусавик и смотрим китов, ночевка в Акурейри.
День 6. Водопад Godafoss, дальше район озера Муватн: псевдократеры Skutustadargigar, лавовое поле Dimmuborgir , термальная зона Hverir, вулкан Krafla и под занавес дня идем в купальни, ночевка в Акурейри.
День 7. Переезд Акурейри - западные фьорды, по пути заезжаем в Хаммстанги и едем смотреть на кораблике тюленей. Ночевка в "чистом поле" при въезде в западные фьорды.
День 8. Скала Latrabjarg, тупики ! Садимся на паром и плывем в Stykkisholmur. Там и ночевка.
День 9. Полуостров Snaefellsnes, горячие источники Deildartunguhver, водопады Hraunfossar и Barnafoss. Ночевка в Akranes.
День 10. Рейкьявик. Вечером едем в аэропорт, сдаем машину и улетаем домой.
Бюджет поездки. Округленно. Всего "от порога до порога" потратили на троих 4935 евро, из них:
- перелет - 1080 евро;
- отели за 9 ночей - 1185 евро;
- аренда машины и бензин - 1640 евро (тут "сидят" и 327 евро за новую шину);
- экскурсии (киты, тюлени, поход на ледник) и купальни у озера Муватн - 510 евро;
- питание - 300 евро;
- паром от западных фьордов в Стиккихолмюр - 95 евро;
- все прочее - 125 евро.
Еще раз делаем вывод о "дорогих" продуктах питания. В планируемый бюджет уложились, ожидали потратить 5000 евро.
Краткие выводы. Для сомневающихся: ехать надо. Природа Исландии уникальна. И ехать надо быстрее, пока исландцы не начали брать деньги за воздух, которым вы дышите. А до этого не далеко. По возможности, займитесь планированием и бронированием заранее, лучше за год. Сильно сэкономите. С моей точки зрения, машину брать нужно. Путешествовать автстопом, на велосипеде (да-да, там полно таких фанатов) или на местных автобусах - это лишний экстрим. А любители отдавать деньги турфирмам вряд ли будут читать данный отчет вообще. Если уж совсем туго со средствами - сбейтесь компанией в 8 человек и возьмите микроавтобус. Есть варианты автодомов, но все, что я смотрел, получалось дороже, чем обычная машина плюс отели. Да и кушать он будет явно не шесть на сотку.
Относительно места проживания: если хотите сэкономить, то берите палатку, спальник, газовую горелку и вперед. Кемпингов по пути достаточно, места всегда есть, стоимость начинается от 10 евро за место. Я бы лично на второй день послал такой отпуск куда подальше, но не все же такие мягкотелые сибариты. Если берете в прокат джип, то бывают варианты, когда можно задешево снять ферму, к которой можно подъехать только на вездеходе.
Что касается кол-ва дней и сезона. Я считаю, что, с точки зрения маршрута, наша поездка близка к идеальной. Нужно только поменять несколько мест ночевки (мы не могли это сделать, т.к. не было свободных отелей) и убрать лишний день (последний) на Рейкьявик. Т.е. 9 дней вполне-вполне. Это если не соваться в центр острова. Иначе, конечно, надо больше. Ну а сезон - июль-август. Тут придумывать нечего.
23/09/2014 15:00
Материалы по теме
- Страны: Исландия
- Города: Рейкьявик
- Фоторепортаж: Ледники и водопады Эйяфьядлайокудля, 15.09.2014
- Фоторепортаж: Цветные горы Ландманналойгар, 29.08.2014
- Фоторепортаж: Исландия. В стране троллей. От Keflavik до Vik, 28.08.2014
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.