Наша идиллическая гостиница.
Ловийса - приморский финский город с населением в 15,5 тысяч человек, расположенный на полдороги от российской границы до Хельсинки между Коткой и Порвоо. Город известен прежде всего своей атомной станцией (одной из финских двух). Чуть менее половины населения Ловийсы - финские шведы. Город был основан в 1745 году как шведская крепость на границе с Россией, был назван по имени королевы Швеции.
Весь город на одной картине, висящей в холле гостиницы. Мы пройдём его с востока на запад по главной улице, а потом заглянем в местный центр вечерней жизни - парк у гостевой пристани.
Финский спальный район.
Земляника на обочине.
Главная историческая достопримечательность Ловийсы - шведские крепостные бастионы 1750-х годов. Этот, стоящий у трассы, полностью отреставрирован, в нём работает летний театр. Немного подальше за бастионом стоит ещё один - разрушенный. Кроме того, на острове в устье залива Ловийсы, в 10 км от центра города, находится крепость Свартхольм, которую строили одновременно с этими береговыми укреплениями. С началом очередной войны, город сдался России без боя в 1808 году, а Свартхольм взяли измором за три недели. Позже, во время Крымской войны в 1855 году Свартхольм был разрушен англичанами. Сейчас там музей.
Фото в другую сторону:
Балтика подходит прямо к дороге.
Вдалеке можно разглядеть морской торговый порт Валко: зерновой элеватор и склады.
Центральная часть города начинается с одинокостоящего помпезного здания ещё российской постройки (1909).
Отсюда идёт вытянутый вдоль главной городской улицы (естественно улицы Маннергейма) центральный парк, который называется Журавлиный. Финны утверждают, что в этом парке растут самые высокие в Финляндии тополя. Слева типичная деревянная застройка.
Главный фонтан, соответственно, с журавлями.
Автовокзал довоенной постройки.
Байкеры:
У этого самые растопыренные ноги.
у этого самые задранные руки:
А у этого самая толстая покрышка.
Галка.
Парк заканчивается якорем, шахматной доской и будкой с мороженым. Автопортрет.
Главная площадь Ловийсы:
Каменные дома 1800-х годов.
Прямо городской собор, справа ратуша.
Местное время.
Пацаны на великах.
Интересный архитектурный элемент.
Ратуша (1862).
Городской герб.
Сбоку прямо на площади небольшая бесплатная парковка. Для Финляндии очень актуально.
Александровская улица.
Идём к собору. Перед ним небольшая зелёная зона с монументом:
В память освобождения города 7 апреля 1918 года. В тот день немецкие войска высадились в Ловийсе и захватили её в рамках оказания поддержки белофиннам в ходе финской гражданской войны. Затем немцы захватили Хельсинки и за пару недель полностью разбили всю финскую Красную гвардию. Финляндия должна была стать монархией с королём-немцем во главе. Но германская монархия очень вовремя самоликвидировалась, и Финляндия оказалась независимой республикой.
Собор находится прямо на дороге на западном выезде из города, и автомобильное движение организовано вокруг него. Пока мы обходили собор, по этой дороге постоянно проезжали местные олдтаймеры и отвлекали наше внимание от неоготической архитектуры.
Хадсон Hornet (1952). Откуда они их тут только берут?
Самокатчики.
Главная городская церковь Ловийсы (1865).
В этой церкви по воскресеньям проводятся богослужения (дважды: по-фински и по-шведски). В остальные дни днём она открыта как музей, а по вечерам в ней проводят различные мероприятия: музыкальные, театральные, песенные и танцевальные выступления. Лаодикийского собора на них нет.
Ситроен 2CV (1948-1990).
Очень красивое и впечатляющее здание.
Кадиллак Coupe De Ville (1970).
За церковью дорога пересекает по путепроводу жд-пути:
Промышленная ветка, ведущая в порт, промзона.
С другой стороны скейт-парк. Там тусуются школьники:
Справа налево: Кайл, Картман, Стэн, Кенни, Твик, Баттерс.
Вот так выглядит въезд в город с запада.
Форд Mustang GT (1994-1998).
Теперь мы идём к пристани. Нужно обойти церковь справа, и дальше пробираться дворами вглубь одноэтажной деревянной застройки.
Дорожное покрытие почему-то стало грунтовым.
Парк у побережья.
Тут финны культурно отдыхают. Можно ходить по газонам и пить пиво в общественном месте.
Все скамейки художественно разрисованы и вместе создают некую композицию - видимо поэтому разумно прикованы к деревьям тросами.
Кораблик Onni 1907 года постройки.
Очень длинная лодка на очень длинном прицепе.
Пристань Лайвасилта.
в центре ещё одна местная достопримечательность:
Парусник Österstjernan. Это копия одноимённого грузопассажирского корабля 1814 года, который ходил из Ловийсы в Стокгольм.
Швартуется катер Uttern D66 Exclusive. У нас можно прикупить такой б/у миллиона за полтора.
Матрос.
От исторического порта сохранились соляные амбары, которые сейчас используются как кафе-магазины-музеи. На крыше интересный кораблик.
Справа Музей мореходства, слева ресторан.
За амбарами танцплощадка с живой музыкой. Для людей старшего возраста.
Весело у них тут. А мы пойдём уже обратно в гостиницу.
Кулик-сорока.
Додж Charger (1972).
Старые Мерседесы проростают в огороде. Ждут своей очереди на оживление.
С утра следующего дня мы сразу поехали на юг города - гулять по лесопарку.
Шевроле Impala (1960).
Подошёл хозяин забрать что-то из багажника, увидел что мы трёмся у машины - обрадовался и сразу начал про неё рассказывать. Потом сел в чёрную Хонду, которая стояла рядом, помахал нам и укатил по своим делам. Ему даже в голову не пришло напрячься.
Смотровая башня.
Металлическая с огромным камнем в основании.
Вид открывается достаточно скучный - сплошь деревья. Но в одну сторону немного виден залив, за которым торчит атомная станция. Станция кстати советского проекта и с нашими реакторами, но с использованием немецких и американских систем безопасности и управления. Финны всегда умели грамотно балансировать между Востоком и Западом.
Этот небольшой лес растёт на холме, по гребню которого идёт широкая тропинка.
Собаки.
Камни.
Внезапно водонапорная башня. Водонапорные башни в Финляндии никогда не бывают тривиальными.
Как нужно было извернуться, чтобы приделать туда антенну?..
Пространство вокруг башни выложено брусчаткой (в лесу), на которой растут грибы.
Муравей тащит стройматериал.
Прохлада, свежий воздух и нетронутая природа в центре города.
Скамейка.
вид со скамейки:
Как и у любого финского населённого пункта, у Ловийсы есть туристический журнал на русском языке. Оттуда мы узнали, что недалеко от Ловийсы есть посёлок Пернайа, в котором находится красивая старая каменная церковь. Мы поехали её искать.
Нашли мы её быстро, ибо оказалось, что навигатор про неё был в курсе. Церковь стоит в середине сельского кладбища, на котором удивительным образом рядом находятся могилы и 18-го века, и 21-го.
Церковь Святого Михаила в Pernaja. "Средневековая церковь - яркий представитель строительного стиля 13-15 веков". В приходе этой церкви родился Микаэль Агрикола - основатель финской письменности.
Крыша.
Фасад.
Кладка.
Крест.
Колокольня - стоит на холме за кладбищем.
Пришло время ехать в сторону границы, пока там не началось столпотворение.
Дом на дороге между Пернайей и Ловийсой:
И тут не обошлось без музейных авто:
Французский Панар (Panhard) PL 17 (1959-1962).
Трасса Е18 Крейгавон (Северная Ирландия) - Приморский проспект (Санкт-Петербург), а в частности финская национальная дорога номер 7 Хельсинки - Ваалимаа.
А в России - обычные воскресные пробки на ровном месте за 40 км до въезда в город. Навигатор троллит: Переключиться в режим "Пешеход"?.
20/08/2014 14:00
Материалы по теме
- Страны: Финляндия
- Отзыв о поездке: Суоменлинна - финская крепость, зима 2014
- Отзыв о поездке: Лапландия зимой - это не только Санта!,
- Фоторепортаж: Финляндия: Иматра, 12.08.2014
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.