Древние индийцы верили, что известный мир заканчивается на самом севере Гималайской долины Куллу, которая закрывается перевалом Ротанг. Дальше было не перебраться и люди думали, что там неизвестность и космос.
В наше время, когда можно переехать Ротанг на мотоцикле, ты убеждаешься, что древние были правы. Ротанг - это ворота в иноплатнетные места под названием Лахул, Ладакх и Спити, которые больше похожи на кадры из "Звездных войн", чем на Индию.
Когда я доехал на Энфилде до долины Куллу и поселился в городе Наггар, у меня были мысли подняться на Ротанг, но этому мешали два обстоятельства. Во-первых, в мае перевал был официально закрыт и из-за нестабильной погоды его то и дело заносило снегом. Во-вторых, у меня заканчивалась виза и нужно было улетать из Индии в Тайланд.
Я все детально распланировал. Нужно было вернуться назад в Дарамсалу, где оставить байк и на автобусе уехать в Дели на Мейн базар. До Дарамсалы - день пути, автобус - еще ночь.
В последний день я спокойненько сидел на балконе в Наггаре и хотел начать собирать вещи. Но тут решил открыть Инстаграм и увидел, что мой друг Дима Саитов, который в это время жил чуть севернее, в Вашиште, выкладывает кучу фоток, где он счастливый стоит вместе с байком в снегу.
В тот момент я понял, что пусть лучше я просрочу визу, чем будучи в долине Куллу, не доеду до сказочного снежного перевала. Поэтому я забил на все свои планы, лег спать, чтобы проснуться в 6 утра и поехать строго вверх.
Ехать рано утром по Гималаям - сомнительное удовольствие. В горах слишком большая разница между стороной тени и света. Поэтому если ты едешь по той стороне, которую еще не осветило солнце, то быстро перестаешь чувствовать пальцы (даже если они в перчатках). А если появляется маленькая освещенная зона, то ты сбавляешь скорость и просто впитываешь в себя каждый луч.
Утром один местный житель попросил подвести его до Манали. Он был легко одет и первые 30 минут мы ехали под звук стучащих зубов моего пассажира. Я даже пару раз попытался угадать мелодию, которую они выстукивали.
После Манали начался серпантин, который первое время был прекрасен и пуст, потом началась безумная пробка из такси с индийскими туристами, которые приехали посмотреть на снег и покататься с горок на старых покрышках от грузовиков. Людей было настолько много, что я потратил несколько часов в ожидании, когда кто-нибудь куда-нибудь подвинется на узкой горной дороге.
Там я в первый раз в жизни ехал по льду и снегу. С утра солнце не освещает некоторые замерзшие с ночи участки дороги. Возникают очень странные ощущения, когда ты контролируешь не езду мотоцикла, а его скольжение. И вдвойне странно, что тормоза особо не работают, а мотоботы скользят также, как и шины. Поэтому в таких ситуациях важно скользить медленно и верить в какого-нибудь индуистского бога.
После горно-покрышечного индийского курорта, начинается абсолютно пустой и прекрасный серпантин. Ты доезжаешь до маленького поселочка Мархи, в котором есть шлагбаум в виде натянутой веревки и несколько замерших индийцев с чаем в руках. Они говорят, что перевал закрыт и нужно разрешение на въезд. Но когда ты приводишь абсолютно любой аргумент, вроде "Ну погода же хорошая!" или "Я же на мотоцикле!", они сразу кивают головой и опускают веревку.
Лежащая на дороге веревка является практически переходом между мирами. Ты покидаешь привычную Индию и оказываешься абсолютно один на длиннющем серпантине. Сверху открываются абсолютно фантастические виды. Ты чувствуешь себя птицей, которая неспешно летит над расположенной внизу суетой и наслаждается спокойствием и умиротворением.
Потом начинаются снежные коридоры высотой до 5-6 метров. Они образуются когда дорогу вечной постепенно очищают от снега. Там ты вообще не понимаешь где находишься. Ты едешь на мотоцикле по какому-то снежному лабиринту, а за каждым поворотом тебе демонстрируется очередной инопланетный пейзаж!
Сама дорога тоже немного шизофреническая: то идеальный асфальт, то грязь, то какие-то железные плиты, то снег, то пыль. Ты крутишься в таком калейдоскопе из цветов, ощущений и видов.
Мыслей совсем нет. Твоя голова абсолютно пустая потому, что мозг отказывается верить в происходящее и самоликвидируется. Остаются чувства, которые приводят тебя в состояние экстаза. Ты чувствуешь настоящее счастье от того, что ты находишься в сказке. Тебе настолько хорошо и легко, что ты как-будто растворяешься в этих горах, становишься с ними одним целым.
Я никогда не забуду те ощущения. Представьте счастье, которое не является секундным моментом, а выглядит как длительный процесс. Я даже начал понимать что такое жить в состоянии счастья.
Из-за этого всего, а также из-за высоты и меньшего количества кислорода, начинает немного ехать крыша. Ты не останавливаешь счастливые эмоции и отпускаешь себя. Я например ехал и вслух громко пел разные песни.
В конце концов я добрался до места, где трасса превратилась в абсолютно грязное месиво с буксующими грузовиками. Я решил дальше не ехать, чтобы попытаться успеть спустится вниз и добраться в этот же день в Дарамсалу.
Но это было опрометчиво потому, что на обратном пути индийско-туристические пробки стали еще больше и доехать получилось только до Наггара.
Но это не имело никакого значения. Я заехал на высоту примерно 3000 метров на мотоцикле, чего раньше никогда не делал. А ощущения, которые в очередной раз подарили мне Гималаи, я наверное не забуду никогда в жизни. Это настолько яркие вспышки в твоей жизни, что они никогда не смогут погаснуть.
29/07/2014 14:00
Материалы по теме
- Страны: Индия
- Отзыв о поездке: Хроники GOA. История одного путешествия, апрель 2014
- Отзыв о поездке: Петляя по плато Болавен, декабрь 2012
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.