Я большой любитель теплых, ламповых самолетов. В 2007 посчастливилось полетать на ныне закрытом рейсе Кострома-Боговарово (http://alex-brab.livejournal.com/18814
Летал я 3 января 2014. С тех пор не многое поменялось, так что можете рассматривать этот пост как источник информации для повторения - ведь с закрытием Костромы Орск это пожалуй самый простой и бюджетный вариант полета на рейсовом Ан-2.
Лично мне в этот раз было интересно не столько полетать - сколько понять - зачем это все. Есть ли у этих рейсов экономический или социальный смысл - или это аттракцион ради удовлетворения чьих-то амбиций и распила дотаций. Поэтому всю дорогу я пытался примерить на себя шкуру человека которому надо в Кваркено или Орск, считал деньги и сравнивал альтернативы...
1. Подготовка.
В отличии от Костромы с её хардкорными кассами в аэропорту никаких проблем купить билет на Оренбуржье нет. Абсолютно все билеты продаются в интернете - но далеко не на любых сайтах. Лично я знаю только один - www.bilet.aero. Билет электронный, ничего печать/забирать не нужно. Ценник дармовой и с 2014 изменился слабо - Оренбург - Кваркено стоит 1070, в 2014 стоил 950. Орск - Кваркено стоит 435.
Но я немного забежал - надо рассказать о самих рейсах. Полеты на Ан-2 выполняются только из Орска, хотя были грандиозные планы запуска рейсов из Оренбурга (хотели летать в Первомайский), но при этом в 2014 рейсы подстроены под рейсы из/в Оренбург. Т.е. Л-410 вылетал из Оренбурга в 8:40, в Орске пересадка на Ан-2. Дальше два Ан-2 вылетали с разницей минут в - один летел треугольником Орск - Адамовка - Кваркено - Орск, второй летел в Светлый. После прилета в Орск в Оренбург улетал тот же Л-410.
Что поменялось - теперь рейсы по деревням вечером, а самолет улетает в Оренбург следующим утром - так что прокатится полностью на авиа одним днем из Оренбурга не получится. Причем самолет ночует в Кваркено - и улетает оттуда только следующим утром (опять через Адамовку). Рейс в Светлый превратился в линию Орск - Домбаровский - Светлый - Домбаровский - Орск - опять же с ночевкой в Светлом. Это конечно сильно осложняет покатушки - от орска до орска больше не пролетишь (хотя в теории в светлом могут быть гостиницы.)
2. Летим в Плохой город.
В теории в аэропорт ходил от ЖД вокзала автобус. Я очень хотел пройти весь квест бюджетно как обычный пассажир - но настолько рано 3 января ну никак не встать. В итоге поехал на такси (500р). Аэропорт светится новым годом (часть фоток с древнего хуавея, уж простите)
Посадочный дают только до Орска, хотя билет до Кваркено
Дальше досмотр, накопитель... И вот тут странное - на поле (а в оренбурге его хорошо видно) нет "живых" Л-410 - но задержку не объявляют. На чем полетим - непонятно. Не на 737 оренэйра же - но больше не на чем! На всем поле пара элок - но они зачехлены - а нас зовут на посадку. Садимся в ПАЗик, едем... И приезжаем к третей большой везухе с заменами в моей жизни (до этого меняли Эмбраер на Як-40 и Ан-140 на Ан-74) - к Ми-8. Это RA-24026 - "губернаторский" вертолет лохматого 1980 года. VIP место выглядит вот так - в обычном рейсе на него просто сажают двух человек
Взлет меня удивил. Я никогда не летал на вертолетах - и думал что после запуска двигателей они немного покрутятся на холостых - а потом мы взлетим со стоянки. Но сначала движки долго молотили на месте, потом мы вырулили на ВПП, потом ещё дольше гоняли движки там. В какой-то момент тяга увеличилась и вертолет стал немного "подпрыгивать" - разгружая и снова загружая шасси. И только после всего этого - взлетели.
Фотографировать возле Оренбурга было нечего - темно, облачность. Я быстро уснул и проснулся от резкой смены звука двигателей - показалось что обороты у них просто обвалились. Один из пассажиров встал и ушел в кабину общаться с пилотами - а я задумался об уровне сервиса - можно сходить, узнать что с движками.. Впрочем вертолет как летел так и летел - и я стал немножко фоткать
Например никогда не знал что на оренбургской железке есть туннели
Потянулся Медногорск
Вокзал Медногорска
Кудвандык-Медногорск это уже не степи - а какие-никакие горы
Индустрия. Справа дырка, слева отвал из этой дырки
Мордор
Посветлело, немножечко можно снять Орск
Орск - но дааалеко не целиком. По площади Орск один из самых больших городов РФ (7й), он больше Новосибирска или Екатеринбурга.
Посадка в Орске на ВПП, рулим на стоянку. И вот наконец-то можно поснимать и сам аппарат и окрестности. А нас встречает симпатичная сотрудница и не менее симпатичный ЛАЗ (который старше её наверное раза в 2).
А вон наши Ан-2 - у них пока никого
Сам аэропорт Орска типовой, пустой, целиком из 70х. Быстро регистрируют тех кто летит дальше, прогоняют через досмотр - и на том же ЛАЗе везут к Ан-2
3. Лыжню!
А вы летали когда-нибудь на самолете с лыжами? Не, А380 рано или поздно будут как 742 в пору расцвета трансов - чартерными скотовозами - а вот на лыжах? Эксклюзив! И к этому эксклюзиву меня привезли.
Тут заодно выяснилось чего это так свободно пассажиры ходили общаться с пилотами ми-8. Оказалось что это пилоты Анов. Видимо они не живут в Орске и под рейс летят вместе с пассажирами. Можно посмотреть как сбрасываю чехлы с двигателя, как чем-то тяжелым стучат по примерзжей лыже. Наконец рассаживаемся - всего летит человек 5. Заводят и греют двигатель - а дальше раскачкой рулем поворота пытаются отодрать лыжи. Наконец - получилось!
Само руление и взлет не по основной ВПП, а по грунтовому (зимой снежному) квадрату выше неё. Взлетает Ан-2 шустро, набирает судя по GPS метров 200-300. Под крылом как верно заметил тов. Понтий Пилат в другой теме - великое и сплошное Ничего
Это та самая целина, степи. Тут и сейчас между поселками ничего нет, так что возможно сейчас есть смысл выбрать треугольник Орск-Домбаровский-Светлый - там хоть позиции РВСН, возможно получится снять что-то секретное и продать супостату :)
Иногда пейзаж разбавляется живностью. Как я понимаю это лошади которых предпреимчивые крестьяне выгнали ЖРАТ самостоятельно. Температура при этом хорошо за минус 20.
Лесозащитные полосы
Интересно - многие догадаются что это? (напомню что фотки кликабельны до оригинального размера)
Салон. В отличии от костромского топора тут нет
Подлетаем к Адамовке. Когда-то это был ПГТ, теперь просто село. Кстати только разбирая фотки к этому посту я понял что снял аэропорт. Попробуйте его быстро найти :)
Вот он целиком
Садимся. Посадка на лыжах по ощущениям для пассажира мало чем отличается. Только что нет звука тормозов, самолет и без них быстро устанавливается. Пилот и пассажиры топают в здание аэровокзала - а я остаюсь снимать Ан. Кстати к рейсу пригоняют пожарку и приезжает милиция.
Чем пожарка поможет лично я без понятия. Снега до жопы и как-то не верится что по целине этот зил куда-то доедет. Лыжи отлично держат Ан - а вот человека наст не всегда и можно провалится по колено
Следы старых посадок. Это 11 часов дня - но солнце зимой низкое..
Стоит страшный дубак, -25 в голой степи с ветром обдирают морду как наждак.
Воздушная гавань
Ну вдруг кто не знает серийный
А вот это уже мы рулили
Костыль почему-то глубже проваливается
Меняется пара пассажиров - взлетаем. Вот граждане на уазиках едут в никуда
Вот это самое никуда
Элеватор в голой степи выделяется куда больше чем здания Сити в Москве
Всегда было интересно - нафига 450 на указателе скорости? У Ан-2 на такой скорости крылья не отвалятся? Сам полет стабильно шел на +-150
Кваркено, почему-то лучше я его не снял. Названо в честь пролива в Швеции где воевали местные казаки
Это была конечная точка билета. Т.е. нужно было дойти до "аэробудки", зарегистрироваться, пройти досмотр и обратно в самолет. Было интересно что будет если на это забить и остаться в ан-2 - будут ли меня выгонять пинками, однако решил соблюсти формальности.
Это было тяжко. Дело в том что в Кваркено под аэропорт размахали какую-то совершенно нее...ческую территорию, на которой при желании сядет 747 (на брюхо конечно). Ан останавливается очень далеко от будки, идти к ней пешком - по снегу. Там где держит наст - еще нормально. Но вот наст ломается, нога уходит по колено - и так метров наверное 200-300. Никто в будке меня не досматривал, выписали посадочный от руки - и я отправился обратно. Как там досматривают тех кто пришел с другой стороны забора - без понятия. На фотке сам аэровокзал, пожарные, менты - все как положено. С бумагами в руке - наш второй пилот.
Снова полосы. Врать не буду - но возможно это те самые сталинские мега-полосы
Скоро начинается Орск
Какой-то район на выселках
Аэропорт Орска, перед третьим разворотом. Нам садиться правее в конце полосы
Весь перрон. Второй Ан уже вернулся из Светлого
После посадки случилась накладка - на рулении уткнулись лыжой в бетонный куб, обозначающий границу грунтовой полосы (или чего-то еще, фиг его знает). Выгрузились, уперлись в край крыла и раскачивая разворачивали Ан чтобы он смог объехать это препятствие. Так что я не только полетал - но и еще и потолкал самолет
Нас уже увозят на том же ЛАЗе - а самолет по командам пилота заруливает на стоянку
Обслуживают второй Ан, зачем-то сняли хвостовую лыжу
А вот восьмерка. На ней можно улететь обратно в Оренбург - но я остаюсь смотреть Орск
Собственно авиачасть закончена.
4. Кому, кому это было нужно?!
Спрашивал герой фильма "День выборов" пытаясь понять зачем он не пил 5 дней. Ну а я пытаюсь понять смысл этих рейсов.
Обратно из Орска я ехал на автобусе - так что могу сравнить эти два способа на плече Оренбург-Орск.
Оренбург - Орск
По деньгам самолет даже при таких тарифах проигрывает - 750 против 300 рублей. Причем это автобус идет из центра в центр, с самолетом же нужно добраться ещё и в/из аэропорт. Это стоит 500р в Оренбурге и 300 в Орске.
По времени самолет вряд ли что-то даст. Маршрутка идет чуть больше 3х часов, отправляются каждый пол-часа. Часто можно уехать не на автобусе - а с бомбилами за примерно те же деньги. Самолет с учетом дороги в аэропорт и ожиданием рейса выйдет в те же 3 часа.
Орск - Адамовка - Кваркено
Вобщем-то аналогично. Расстояния не такие большие (120 до адамовски и 160 до кваркено), с учетом дороги в аэропорт не получается не сильно быстрее ни дешевле. Сами дороги были достаточно нормальные, восток оренбуржья это все же не такой медвежий угол как Боговарово в Костромской.
Оренбург - Адамовка или Оренбург - Кваркено.
А вот это пожалуй единственный маршрут который имел смысл в 2014 для пассажира. С учетом небольшого времени стыковки получалось хорошее время от двери до двери - да и Л-410/ан-2 наверное все же немножко покомфортнее газелек.
Да и с другими рейсами Оренбуржья (не говоря уже про аэрофлот) рейс Орск-Оренбург не стыкуется. Зато маршрутка проходит прямо мимо аэропорта - и за лишние 100р подвезет прямо к терминалу.
Но при этом не очень понятно зачем пассажирам нужно именно в Оренбург. В Костромской области все логично - до Костромы от Боговарово 470 км, при этом Кострома единственный большой город, ведь Шарья мелкий городок в котором всего 20К жителей. Орск же достаточно большой город (230К, Кострома немногим больше - 280К) в котором есть практически все что и в областном центре, включая собственный рейс на Москву.
И если смысл для пассажиров для меня остался загадкой - то затраты куда более очевидны и они впечатляют. Ан-2 жрет авиабензин - тут многие писали что его стоимость чуть ли не 100р за литр. Но это лишь малая часть расходов - понадобилось оборудование 4х аэропортов, их ограждение, там работают несколько человек, ремонтируются и обслуживаются 2 ан-2 и так далее и далее. И все это ради того чтобы 6 раз в неделю можно было перевести 48 человек между 4 поселками и Орском. На эти 48 человек нужно 2 самолета, по 140 литров авиабензина на час полета, 4е пилота, человек 8 постоянного наземного персонала, пожарные, милиция, много чего еще что знакомо тем кто занимается авиаперевозками но неизвестно мне... Судя по новостям общие вложения области в Оренбуржье 144 млн. рублей. - что при объеме перевозок в 100 тысяч в год дает доплату в 1000р на пассажира - и это только региональные субсидии. Есть ощущение что на десятую часть этих денег можно было бы каждому из этих поселков купить мерседес-спринтер и гонять его целый день нон-стоп. Ну или возить на такси - причем возможно тоже на мерседесах :)
Рано или поздно деньги на аттракцион закончатся - летайте пока есть возможность!
12/06/2016 12:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Отзыв о поездке: В поисках имени, май 2011
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.