...Какой он - водопад Кивач? Первое впечатление - это огромные серые камни-валуны, целая россыпь таких гигантов, будто их здесь какой-нибудь великан играючи накидал. А за ними слышен шум воды - ууу!

...Водопад 3-х ступенчатый. Сначала идёт гладкая лента, потом ух - вниз, потом снова гладкая, ниже взбивается в жёлтую пену на следующем уступе, и опять громыхая, падает вниз.

...Всегда приятно смотреть на бурлящий пенный поток. Завораживающее зрелище. Дикая сила. Одновременно и усталость твою уносит туда, вниз, на камни, разбивая в брызги, и даёт заряд природной тонизирующей энергии.

Заповедник Кивач, ресторан "Карельская горница" в Петрозаводске и карельские пирожки / Россия
    // pamsik.livejournal.com

...Ресторан "Горница" оформлен в карельском духе. Один из залов отделан шунгитом, лосиными рогами, шкурами, кострищем и стилизован под стоянку древнего человека. Звучит музыка карельских гусляров - кантеле.

Из Кондопоги едем в заповедник Кивач. От Петрозаводска ~ 60км. Шоссе скоростное, отличное. Доезжаем до указателя, далее сворачиваем налево и ещё едем 7км по узкой живописной дороге. Это заповедная зона. Лес стоит стеной, высоченные сосны, пышный глянцевый брусничник и проплешины нежно-зелёного ягеля.

// pamsik.livejournal.com

На въезде в заповедник - шлагбаум и будочка. Из неё вышла женщина и мы купили у неё билетики на посещение по 20р.. Припарковались, покружили немного около сувенирных палаток - их там скопление, изучили схему движения по заповеднику на табличке.

Сориентировались немного и двинулись вниз по деревянным ступенькам с замирающим сердцем. Что же там впереди? Какой он - водопад Кивач?

Первое впечатление - это огромные серые камни-валуны, целая россыпь таких гигантов, будто их здесь какой-нибудь великан играючи накидал. А за ними слышен шум воды - ууу. Выглядываем из-за камней и сразу видим водопад. Он 3-х ступенчатый. Сначала идёт гладкая лента, потом ух - вниз, потом снова гладкая, ниже взбивается в жёлтую пену на следующем уступе, и опять громыхая, падает вниз.

// pamsik.livejournal.com

Слева сбоку есть ещё один маленький (по сравнению с этим) водопад. Все эти потоки воды стекают в большое круглое озеро, заросшее красивым живописным лесом.

Бешеный поток воды зажат высокими тёмными каменными стенами. Это ощущение высоты ещё и подчёркивается высоким стройным лесом, растущим прямо на этих гигантских каменных берегах.

// pamsik.livejournal.com

Мы прыгаем по камням, наслаждаемся видом, шумом, водяной пылью, свежестью и ярким золотым солнцем. Фотографируем. Всегда приятно смотреть на бурлящий пенный поток. Завораживающее зрелище. Дикая сила. Одновременно и усталость твою уносит туда, вниз, на камни, разбивая в брызги, и даёт заряд природной тонизирующей энергии.

Мы продолжаем скакать по камням и продвигаемся немного вперёд. Я вообще люблю камни. Это у меня ещё с северного детства. Вот эти самые некрасивые, угловатые, замшелые, серые. Для меня они красавцы.

// pamsik.livejournal.com

Мы хотим допрыгать ещё до одной смотровой площадки. Но по пути встречаем молоденькую сосну, растущую прямо на камнях, всю в бантиках и тесёмочках. Я уже давно лелею в себе желание приобщиться к славянским духам природы через такое повязывание лоскутков. И на этот раз перекапываю всю сумку и достаю яркий платок, в который заворачивала фотоаппарат. Муж сильными руками отрывает мне ярко-красную полосочку и я с наслаждением оставляю свой флажок на сосновой веточке.

Пока я увлекалась этим делом, муж, воспользовавшись моментом, непонятным образом спустился по отвесной стене в самый низ к озеру. Я ему кричу: "Ты что делаешь, поднимайся немедленно, это очень опасно!" А самой завидно. Тоже так хочу. Поэтому сигаю на очень симпатичный валун с зажмуренными глазами. Ага. Приземлилась и вроде не промахнулась. Настроение приподнятое. Мы зарядились от водопада и теперь в нас самих бурлит энергия. Хочется обнять всю эту красоту. Я тут же встала в позу с раскинутыми руками - позирую мужу для фото. Действительно живописный кадр. Золотистое нежное северное солнышко и я вся такая пронзительно жёлтая (благодаря ван-гоговской голландской майке) и рыжая, на серых камнях на фоне сверкающего брызгами водопада.

Смотрю, к нам резко потянулся народ. Ещё пять минут назад никого на этом участке не было, а уже ползут муравьями и требуют - освободите и нам место, и мы тоже так хотим. Но запрыгнуть - не спрыгнуть. С верхотуры меня с трудом снимает муж. Мы подобрали сумки, оставленные на камнях и карабкаемся наверх.

Теперь тропинка нас выводит в Дендрарий. Мы сначала этого не поняли, но потом видим, что около каждого дерева и кустарника установлены таблички с названиями. Особенно интересно было посмотреть и сравнить растущие рядом обычную русскую берёзу (повислую) и карельскую. Так, читая названия и разглядывая флору заповедника, мы подходим к Музею природы. Это маленький деревянный домик, вход бесплатный.

// pamsik.livejournal.com

Внутри немножко экспонатов - птичьи гнёзда, бабочки, жуки-короеды; фотографии цветов, грибов, ягод; срезы почвы; материалы о водопаде. Узнаём, что Кивач расположен на реке Суна. Когда-то здесь шумели три прекрасных водопада: Кивач (10.7м), Гирвас (14.8м) и Пор-порог (16.8). Но построили Кондопожскую ГЭС, и два последних водопада перекрыли, а Кивач поплатился своей мощью.

Ещё интересно, что, оказывается, северное лето длится всего два месяца. На Севере считают так: Лето первое (перволетье) наступает с 12 июня, когда зацветает шиповник. Полное лето - 12 июля - поспевает черника. Спад лета - 13 августа - желтеют пряди у берёз.

// pamsik.livejournal.com

В музее было ужасно душно - туда набилась целая группа поляков и наших детей. Мы немного потоптались, послушали и вышли. В музее продаются сувениры, открытки. Рядом с музеем неплохой сувенирный магазинчик. Покидать Кивач мы не торопимся. Рядом с входом за сувенирными палатками видим открытое кафе. Там жарят на мангале шашлыки из рыбы и мяса. И как-то так их беседка смотрится очень привлекательно среди леса. В общем, уже сидим в ней, грызём рыбный шашлычок, пьем пивко (я), наслаждаемся отдыхом, и отмахиваем комаров. Тут к нам, откуда ни возьмись, подлетает кошка. "Мяу!". Причём не то чтобы мяукнула, а просто грозно рыкнула басом. "Мяу, мол, а ну-ка, быстро подогнали мне шкурку!". Пришлось расстаться и со шкуркой, и с частью шашлыка.

Довольные и отдохнувшие мы выезжаем из заповедника. И вдруг видим плакат, что оказывается в течение всей этой дороги к заповеднику нельзя останавливаться и всё такое. А мы не знали, и когда туда ехали, соблазнились красивым лесом, останавливались и всё такое. Муж сказал мне, что у них на каждом дубу установлено видеонаблюдение. Нас точно сфотографировали и повесят теперь у себя в заповеднике на доску позора в назидание остальным. Я пристыженно молчу, ведь это была моя инициатива, так с красными ушами и щеками выезжаем из Кивача... )

Деликатесы Карелии. Где поесть в Петрозаводске

Обожаю В.Похлёбкина. Уникальный человек. Бывший разведчик, профессор МГИМО, умница, дока, педант, невероятный гурман и виртуозный кулинар. Его кулинарные книги нужно не читать, а смаковать. Вот как он пишет про вкус: "Вкус надо воспитывать с детства, потеря его - столь же ненормальное явление, как слепота, глухота, хотя и не столь заметное. Вкус - это один из видов ощущений человека, один из видов познания окружающей нас материальной среды. Наряду с обонянием, зрением и осязанием, вкус составляет классический квартет ощущений. Вкус - первая скрипка в этом квартете. Одно из таинственных свойств вкуса - его способность вызывать у вас особые эмоции, влиять на вашу психику помимо самого пищевого продукта. Вкус с большой буквы должен быть для человека путеводной нитью, которую он обязан не только сохранить, но и передать потомкам". Так что любители гамбургеров - перескакивайте спокойно через эту главу.

В первый день вечером после Кижей мы гуляли и изучали центральную улицу Петрозаводска - Ленина. У нас не было с собой никаких припасённых вкусных адресов. Дело в том, что у нас был достаточно длинный и насыщенный маршрут и все силы ушли на поиски информации об остальных городах (Ярославле, Вологде, Кириллове). А до Петрозаводска уже руки не дошли. Мы решили, что город большой, и вряд ли мы останемся в нём голодными. Так и получилось.

Случайно остановились у одного симпатичного сувенирного ларька напротив гостиницы "Северная", и пока я оживлённо крутилась около него, муж страдальчески ожидал меня у какой-то деревянной резной вывески указателя. К ней он пригляделся. Деревянная стрелка предлагала зайти в ресторан "Карельская горница", тут неподалёку. Муж оживился, оттащил меня от рассматривания изделий из карельской берёзы и мы пошли в этот ресторанчик. Ул. Энгельса, 13. Вход под деревянное крылечко в полуподвал. Уже на улице звучит музыка карельских гусляров - кантеле.

Мы не прогадали. Это, действительно, лучший ресторан Петрозаводска. В первый заход мы даже туда не попали! Пришли в самое оживлённое время-пик около 7 часов вечера. Но мы люди не гордые, вышли, погуляли ещё часик и вернулись. Вежливая девушка на входе, сказала, что нам сейчас подготовят столик и чтобы мы не скучали, она проведёт нам экскурсию по ресторану. Мы очень и приятно удивились.

Ресторан оформлен в карельском духе. Слева маленький зальчик рядом с баром отделан шунгитом, лосиными рогами, шкурами, кострищем и стилизован под стоянку древнего человека. Другой отдельный зал выполнен в стиле викингов - железо и грубое дерево. Остальные зальчики выглядят как комнаты деревенского карельского дома. Есть печка (хотела написать русская), расставлены плошки, расстелены половички. Дальше располагаются VIP-зальчики, тоже в деревенском стиле. Она много рассказывала, но из всего запомнилась комната старухи Лоухи. Она даже пояснила роспись на стене. Это, - говорит - нарисовано Сон-озеро, где до сих пор живут саамы-староверы и собирают, растущую только там, жёлтую дикую малину.

Фото с сайта ресторана

// pamsik.livejournal.com

После этих слов у нас уже потекли слюнки, но столик наконец освободился и нас усаживают. Рядом с печкой. Читаем меню. Оно с фотографиями и дивными карельскими названиями. И тут мы понимаем, что хотим попробовать всё!

Вот выдержки из меню:

Салаты.
    Салат Сариольский из лососины со свеклой в остром соусе (особо питательный, раньше в деревнях на тяжёлых работах ели), Зелёный салат, приготовленный по старинному рецепту сохранения молодости (подаётся с обжаренным в печи хлебом), Салат из говядины и белых грибов, привезённых из северных далей Карелии в домашнем соусе, Салат из копчёного сига, выловленного в волнах Рутьи под рогозерским кисло-сладким соусом.
    Закуски и разносолы.
    Яства из погреба старухи Лоухи, Грузди солёные собранные на склонах залива Луотола, Нарезка мясная поморская с горчичным соусом (запеченная дичь, окорока лососятины, оленины, дичь боровая), Нарезка рыбная поморская (форель, сиг, сельдь), Икорная закуска (икра озёрных рыб Карелии), Сиг солёный с листом смородины и чесночком.
    Горячие закуски.
    Письмо с Белого моря. Вымоченная беломорская сельдь, обжаренная в папирусе, Поджарка в ржаной муке. Ряпушка, выловленная в Онежском озере.
    Первое.
    Похлёбка охотничья, придавшая сил Вяйнямейнену, Свекольный суп живящий - по рецепту жителей острова Саари.
    Второе. Рыбные блюда.
    Свежая океанская ряпушка, поджаренная на камне, Свежий онежский лосось, поджаренный на камне. (Вам вынесут раскаленный камень на специальной подставке, на котором вы сами сможете, как сотни лет назад, поджарить нарезанное рыбное филе за 40 минут).
    Блюда из прошлого.
    Каларокка - уха по-калевальски из форели и судака из форели и судака (древнейший местный рецепт), Лохикейтто - нежнейший сливочный супчик из лосося с ржаными сухариками, Аатлохо - канунник по старо-карельскому древнейшему рецепту (блюдо совмещает в себе крупу, овощи, мясо и рыбу), Картохкурокка - картофельная похлёбка, Уунипотатти - баранина, тушёная по-фински.
    Десерты.
    Калитки - карельские пирожки с пшеном или картошкой, ватрушки с брусникой или черникой, сладкий "свательный" пирог, который в деревнях пекли специально к приезду зятя, свежая морошка, финское мороженое, напиток из чаги, морс клюквенный, брусничный, морошковый ....
    Есть детское меню.

// pamsik.livejournal.com

В общем, мы гуляем. Все блюда приносят в глиняных грубых плошках, брусничный и морошковый морсы в грубых чашках. И всё было бы замечательно, и не писала бы я сейчас эти строки, если вдруг не почувствовала, что ряпушка "свежевыловленная онежская" что-то непонятной свежести. По крайней из пяти рыбок, две были с душком. Ресторан хвалится своим финским шеф-поваром. Но персонал-то остальной русский. Наш человек на кухне разве откинет подозрительную рыбку? - да ни за что! Ладно, прощаем. Мы не злопамятные. Но осадок остался. Ко всему остальному я уже тщательно принюхивалась и присматривалась. Хотя всё уже было нормальным и вкусным.

И чтобы сгладить неприятную тень от первого посещения мы всё-таки выкроили время, и зашли туда пообедать в день отъезда из Петрозаводска. Вот уж где попировали. Всё было безупречным. На этот раз сидели на первобытно-общинной стоянке )). Муж нахваливал сливочный лососёвый супчик, а я блинчики из гречневой муки с морошковым соусом. Из-за сладкого свательника чуть не подрались - порвали на половинки. Из рыбной нарезки особенно понравилась сельдь - не голландская, конечно, а карельская, но тоже очень вкусная )). В ресторане играет очень приятная и ненавязчивая карельская музыка. Кантеле (о ней расскажу ниже).

Ещё обязательно попробуйте петрозаводское мороженое. Очень приличное, похоже на финское (а это достойный комплимент). Фабрика "Славмо".

Фирменная северная выпечка - карельские пирожки "калитки".

// pamsik.livejournal.com

Лучше рецепта калиток чем у Похлёбкина - вы не найдёте даже у самой аутентичной карельской бабушки. Карельские хозяйки говорили: "Kalitoa - kyzyy kaheksa" - "Калитка требует восьми", т.е. для изготовления их требовалось ровно 8 компонентов: мука ржаная - 1 стакан, мука пшеничная - 1 стакан, яйца (2 штуки), соль (чуть-чуть), простокваша (0,5 литра) или сметана (1 стакан), сливочное масло (100 грамм), и начинка - картофельная, пшённая, рисовая или ячневая. Тесто замешивают без расстойки, раскатывают и вырезают блюдцем "блины" d-20сам. Накладывают тонко солёную начинку (например, картофельное пюре, сырое яйцо, лук, молоко, масло рубленое крутое яйцо; или рис, сваренный на молоке, заправленный маслом и крутыми яйцами) и защипывают. Защипка - фирменная! Края собирают гармошкой, оставляя серединку открытой, как у ватрушек.

pamsik
    18/06/2018 07:32

17.04.24 S7 Airlines будет снова летать из Новосибирска в Калининград
    Red Wings возобновит рейсы между Екатеринбургом и Владикавказом
    Intercars продает билеты на рейсы между Минском и Москвой со скидкой
    "ИрАэро" полетит из Москвы в Иркутск
    16.04.24 "Россия" возобновит рейсы из Красноярска в Харбин
    15.04.24 Эстония хочет ночью закрывать погранпереход Нарва – Ивангород
    РЖД предлагают страховку от опоздания на маршрутах со стыковками
    В юбилейный год в Сочи Парке запустят два новых гигантских аттракциона
    В Кировске после ремонта открылся терминал аэропорта "Победилово"
    Для отчетности в России больше не нужны бумажные посадочные талоны