Собственно, в Лидс мы ехали с одной целью: посетить этот музей, что и выполнили, посетив его 2 раза, благо, что музеи в Англии бесплатные.
Сайт музея www.royalarmouries.org/home.
На моей памяти музеев, в которые ужасно хочется вернуться, и от которых было море позитива и местами просто детского восторга, 3 - музеи острова Бюгдой в Осло (строго говоря, их там 5), музей миниатюр в замке тюрингского городка Рудольштадт, и вот этот самый Арсенал.
Жили в Лидсе мы здесь, это около 5-7 минут прогулочным шагом до музея.
Покажу несколько фотографий окрестностей музея для понимания, как сейчас выглядит центр Лидса. По-моему, очень стильно и современно, по этим набережным хочется гулять.
Музейный тыл.
И вид с крыши музея.
А теперь - немедленно в музей!
Несмотря на довольно простенький вход,
внутри таятся чудеса. О мордах у входа: это самый, пожалуй, известный экспонат музея - боевой шлем (как часть доспехов, понятно) Генриха Тюдора. Я расскажу о нем подробнее, когда мы дойдем до этого зала. На входе расположен магазинчик, где можно купить книги, открытки, игры, макеты.
Взгляд вверх - оружие уже здесь. Причем присутствует в этом украшательстве стен на лестнице и этакое кокетство, мол, у нас столько этого оружия, столько, даже стены оклеиваем!
Что очень подкупает в большинстве английских музеев (а почти в каждом более-менее крупном городе такой имеется, что-то вроде краеведческого, как минимум) - бесплатный вход интерактив по максимуму. К примеру, в том же Лидсе есть музей, в котором можно взять на входе "паспорт" и в каждом зале ставить себе штамп о посещении зала-"государства". А в другом городе можно было тискать всю старинную мебель, особенно хорош был старинный секретер со множеством ящичков, в каждом из которых что-то лежало - то старинная книга, то платочек с вышивкой. В Арсенале это возможность потрогать часть оружия: на первом этаже есть кольчужная перчатка, в которую можно просунуть руку и подвигать пальцами, чтобы понять, насколько это было удобно рыцарю, рядом же можно (за отдельную плату, правда) пострелять из старинных винтовок, напротив перчатки висит огромный меч, который можно попробовать приподнять и опять же - ощутить, сколько нужно было часов в день тренироваться рыцарю, чтобы в бою этим мечом намахивать. Плюс к этому - продуманное оформление залов, где информации не перебор, а как раз столько, сколько нужно, имеются дополнительно к табличкам и информационные экраны, где можно почитать дополнительно. В некоторых же залах идут фильмы про самые знаменитые доспехи. Ну, как тут не ходить в музей каждый день?
На первом этаже сразу началось интересное:
Битва при Павии.
И тут она - чтобы сразу и наповал.
Чудо называется - гротескный рогатый шлем армэ (armet), изготовленный в г. Инсбруке в Австрии, по заказу императора Священной Римской Империи Максимилиана I. Шлем изготовлен в подарок для английского короля Генриха VIII в 1511-14 годах придворным оружейным мастером Конрадом Зойзенхоффером (Konrad Seusenhoffer).
Портрет короля Генриха VIII кисти Ганса Гольбейна Младшего
Вообще-то Максимилиан I преподнес в дар Генриху VIII полный доспех с этим шлемом. Сам доспех имитировал роскошную "гражданскую" одежду тогдашнего аристократа-модника, т.е. был костюмным доспехом. Цена таких доспехов определялась не только обилием украшений из золота и качеством, но и сложностью изготовления: поскольку одежда той эпохи часто имела вычурные элементы (например, огромные пышные рукава), выковать такой доспех мог не всякий кузнец - так что наиболее впечатляющие доспехи были также и самыми дорогими.
До сих пор не ясно значение рогов и очков. Про очки вроде бы решили, что это намёк на близорукость Генриха VIII. А вот на что могли намекать рога? Одно время даже предполагали, что этот шлем не для короля, а для его шута Сомерса.
Как бы то ни было, считается, что именно тогда Генрих VIII, поражённый мастерством немецких оружейников, решил основать в Англии свою оружейную школу, пригласив в неё для начала мастеров из Германии. А поскольку территориально оружейные мастерские находились в Гринвиче, доспехи, производимые там, получили название Гринвичских.
По соседству - что-то вроде турнирного поля, вероятно, как-то детей развлекают. Напротив - детские доспехи.
Безрогий гротескный шлем армэ
Латные доспехи для пеших поединков, изготовленные для великого турнира, известного как "Champ de Drap d’Or" или "Поле Золотой Парчи", состоявшегося между Франциском I, королём Франции и Генрихом VIII в 1520 году.
А тут стоит обратить внимание, как доспехи "нарощены" на "рукав", который держит копье.
"Доспех с мечом" также весьма интересен. Он называется "Tonlet armour". Тонлет - это колоколообразная пластинчатая юбка, которая использовалась, как своего рода "отражающая поверхность" в пеших поединках у барьера. Во время таких турниров ножные доспехи часто не использовались, поскольку не было необходимости в защите ног.
Ниже - фото доспеха с сайта музея
Обратите внимание - на левой ноге доспехов - подвязка, как знак того, что король являлся рыцарем Ордена Подвязки.
Для знаменитых львиных доспехов выделен отдельный небольшой зал, где показывают целый фильм про доспехи, акцентируя внимание на детали - пышную золотую отделку и головы львов.
В фильме прослеживают историю доспехов по некоторым их владельцам, в частности, показывают портреты 17 века, на которых эти доспехи явно видны. Наиболее известный из них - портрет генерала Георга Монка, герцога Албемарла (1706-70) кисти художника Джона Майкла Райта.
Доспех приписывается Генриху II, но никаких точных данных об этом не сохранилось. Чеканка на доспехе, натурально, отображает шкуру Немейского льва. Владелец, таким образом, должен был ассоциироваться с Гераклом, сразившим легендарное чудовище. С одной стороны, золото - непрочный материал и доспехи должны быть парадно-выходными, но исследователи отмечают, что на шлеме есть отметины от меча, возможно, полученные во время поединков.
После двух этажей доспехов, кажется, что перебор, а еще два этажа... но тут уже выставка достижений восточных стран - от оружия, с которым колонизаторы охотились на тигров и слонов, а также завоевывали индийские провинции, до самурайских мечей, доспехов и прочих предметов воинского обихода. Заслуживает внимания примерно получасовой фильм в японском зале - там показано, как делают катаны.
Один из солдат китайской глиняной армии
Уникальный экспонат - единственный в мире полный доспех для слона.
Можно трогать, кстати.
Надо сказать, что в Индии слоновьих доспехов не осталось. В настоящее время только их изображения можно увидеть в экспозиции Национального музея в Нью-Дели. Зато в Англии в музее Виктории и Альберта есть несколько слоновьих доспехов, однако такой доспех, который дошел бы до нас практически полностью, сейчас всего один.
Находится он в Королевском Арсенале в Лидсе. Судя по всему, он был изготовлен в конце XVI - начале XVII века и вывезен в Англию в 1801 году женой сэра Роберта Клайва, бывшего в то время губернатором Мадраса. В настоящее время этот доспех надет на изготовленную в натуральную величину фигуру слона из стеклопластика, которая экспонируется в Восточной галерее Арсенала. Я, грешным делом, по-началу думал, что слоника одели в какую-нибудь стёганку, по типу нашего тегиляя. Но, ознакомившись с фрагментом доспеха поближе, восхищённо присвистнул: кольчуга, да ещё с металлическими вставками. Какой уж тут тегиляй - скорее бехтерец или юшман! Да на целого слона! А если вспомнить, что в битвах участвовали иной раз десятки, а то и сотни слонов, то выходит совсем нехило! Это сколько ж работы, пока всех слонов одоспешишь?!!! В своем теперешнем виде слоновьи доспехи представляют собой набор из малых и больших стальных пластинок, соединенных при помощи кольчужного плетения. Поскольку 2/3 доспеха на правой стороне недостает, доспех этот весит 118 кг и состоит из 5840 пластин. Полный комплект в своем настоящем виде должен был состоять из 8349 пластин общим весом 159 кг! Квадратные пластины доспеха покрыты чеканными изображениями и позолочены. На крупных чеканных пластинах помещались изображения идущих слонов, цветов лотоса, птиц и рыб
И, наконец, не могу не упомянуть еще о трех местах в музее. Первое - это витрина, к сожалению, плохо получившаяся на фото, где показаны подделки под средневековые доспехи, которые стали популярными в английских замках и усадьбах в 18-19 веках. Сперва посетителям музея предлагается определить самостоятельно, на глаз, что подлинник, а что фейк, а затем подойти поближе и прочитать подсказку на стенде. У нас получилось примерно 50:50, иногда подделки довольно неплохо выполнены. Ну, а иногда они довольно топорные, вроде этих шлемов, похожих на шлемы тевтонцев из фильма "Александр Невский". На стенде было написано, что дизайн шлемов странный, потому что биться в таком шлеме у рыцаря бы не получилось.
Второе место расположено на верхнем этаже, там рассказана история какого-то громкого местного убийства и как оно расследовалось, включая вещдоки, на экранах идет показ допросов и воспоминаний свидетелей. Любопытно.
Третье место - стенды с ружьями (я к тому моменту уже не снимала, и просто ходила смотрела), среди орудия есть и тульские образцы. Приятно, что оценили.
Резюме: прекрасный музей, смотреть обязательно.
17/06/2014 09:56
Материалы по теме
- Страны: Великобритания
- Отзыв о поездке: 9 мая по-английски, ноябрь 2009, май 2014
- Отзыв о поездке: Паб "Valiant Sailor" в деревне Capel-le-Ferne, март 2014
- Отзыв о поездке: Подъем на Warren, апрель 2014
- Отзыв о поездке: Береговая батарея Copt Point в Фолкстоне, март 2014
- Фоторепортаж: Лондон цветущий, 01.06.2014
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.