После осмотра береговой батареи и башни Мартелло №3 в Фолкстоне (Folkestone) я отправился обратно к первой башне, решив по пути поискать, где бы можно было подкрепиться, но встреченные мною редкие жители Фолкстона в виде разнообразных рабочих каждый раз отправляли меня в разные стороны и в конце концов завели в жилой сектор к не работающему кафе. Тут мое терпение кончилось и я махнул рукой на бесплодные поиски пищи и решил идти пешком до Дувра голодом. Собственно, мой путь в Дувр начинался от уже описанной выше башни Мартелло №1. Мне предстояло подняться на верхнюю береговую террасу, обрывающуюся в море живописным обрывом под названием The Warren. Об этом памятнике природы надо рассказывать отдельно, но скорее всего у меня получится по чуть-чуть в каждом посте по мере прогулки по нему.
Я уже в очередной раз приготовился продираться сквозь кусты ежевики, но к моему удивлению от башни наверх вела приличная дорожка, постепенно переходящая в тропу. Практически в самом ее начале, через идущую перпендикулярно дорогу к мотелю был перекинут вот этот бетонный мостик. Не исключено что выбоины в бетоне это следы бомбежек и штурмовки Фолкстона немецкой авиацией в период Второй Мировой войны.
Основательность мостика сразу навела меня на мысли об его использовании при строительстве батареи Capel, расположенной на верхней террасе, в качестве пути для доставки грузов по узкоколейке от порта Фолкстона. Информации в Инете по этому вопросу я не нашел, но при подъеме на верх встретил кое-какие доказательства этой гипотезы.
На фотографии от античной виллы видно, что подниматься мне надо будет примерно вот по тому белому гребню за башней №1. Чуть левее его, он как раз будет скрывать от меня живописные виды на The Warren. Кстати, о береговой батарее в этом месте мне подсказали дежурные на посту береговой охраны и даже показали одно из ее сооружений в наблюдательную трубу. Если приглядеться, то маленький черный прямоугольник чуть правее макушки гребня на фотографии есть не что иное как КНП этой батареи. А чуть левее вершинки башни Мартелло у отдельно стоящего деревца светлым прямоугольником на фоне зелени выделяется ДОТ береговой обороны. Но про него я заранее не знал.
Вид на бетонный мостик с запада, дорога идет к мотелю с вагончиками, приютившемуся на искусственной террасе под обрывом.
На фото с мостика виден береговой обрыв и выход железнодорожного тоннеля дороги Фолкстон-Дувр. Причудливый ландшафт образован геологическим процессом (грабеном) в результате которого образовался пролив Ла-Манш. Этот процесс продолжается и в наше время. На переднем плане перекрытие тоннеля, в нашу сторону, в сторону Фолкстона он уходит под скалу, а на дальнем плане, за поворотом, железнодорожные пути опять ныряют в тоннель. Залив на фотографии носит название East Wear Bay. Примерно в месте его максимального вторжения в береговую линию, под острым углом от береговой черты отходит трасса Евротоннеля в сторону Франции. А начинается она на северной окраине Фолкстона.
Один из крупнейших оползней (провалов) произошел во время Первой мировой войны в ночь с 19 декабря 1915 года и разрушил железную дорогу. Англичане ее так и не восстановили до конца войны, но тщательно скрывали это от немцев, т.к. Дувр остался без ж/д снабжения. Источник фотографии ниже мне не известен.
Еще одно фото последствий оползня 1915 года. Источник фотографии The Warren and East Cliff.
Еще две фотографии с мостика. Вид вниз на Copt Point с одноименной батереей, башнями Мартелло и римской виллой (об этих объектах я уже писал). В кадр попала интересная женщина, остановившаяся передохнуть на тропе. Местная она или нет, я так и не понял, но судя по икрам футболиста такие подъемы для нее были не редкость. На втором фото тропа от мостика наверх. Здесь она становится совсем узкой и вскоре скрывается в тоннеле из сомкнувшихся над ней ветвей деревьев и кустов. Здесь я побежал быстрее в надежде наверстать упущенное на поиск еды время.
А вот историческая фотография этой тропы с сайта The Warren and East Cliff
Мостик еще не построен.
Внезапно под ногами мне попался вот такой предмет. Я могу ошибаться. но мне кажется, что это бетонная шпала от узкоколейной дороги. Правда она очень маленькая по своей длине. Но два крепления просматриваются.
Рядом в зелени кустов прячется уже знакомый нам типовой указатель туристических троп. Только шильдики на нем меняются.
Чуть позже на тропе, прямо на пути, мне попался камень с надписью North Dowens Way. Обратите внимание, именно так называется один из маршрутов на туристическом указателе. Этот 156 километровый маршрут North Dowens Way для пеших прогулок был создан в 1978 и проходит в основном по побережью графства Кент. Возможно перед нами один из первых путевых знаков. Сам путь нарезан на участки по 7-14 миль, что вполне доступно для однодневных прогулок разной категории сложности.
Я ожидал увидеть КНП батареи справа, но вдруг открывшийся вид на ДОТ слева был для меня неожиданным. Как потом выяснилось с моей стороны ДОТ был огорожен забором частных владений и доступ к нему был затруднен. А с шоссе он отлично осматривается с тыльной части, может быть где-то есть и подход к нему. Я решил ДОТ подробно не осматривать, т.к береговые батареи были для меня важнее. Сфотографировал издалека с юга, а потом с востока. В низинке на переднем плане в БД по британским фортсооружениям числится батарея 2х6, построенная в 1940-41 гг. Лично мне кажется что эта информация ошибочна, т.к. другие документы и аэрофотосъемка ее не подтверждают.
ДОТ шестиугольной в плане формы. Согласно БД по британским форт-сооружениям относится к Тип FW3/22. ДОТ имеет толстые стены из железобетона толщиной 27 облицованные 13.5 кладкой из кирпича (по видимому изнутри и только обращенная к морю глухая стена (данные разнятся). Общая толщина этой стены 9 футов 6. Между бетоном и кирпичной кладкой расположена прослойка из гофрированного железа с землей. Перекрытие дополнительно усилено грунтовой подушкой. Небольшие амбразуры широко раскрыты наружу. С задней стороны к ДОТу пристроен тамбур. Внутри под каждой из амбразур имеются вертикальные вставки из дерева для установки пулеметных станков. Четыре основные амбразуры заложены кирпичом (лично я увидел только три). Амбразура обороны входа так же заблокирована (здесь не ясно идет ли печь о четвертой или о пятой амбразуре). ДОТ построен к ноябрю 1940 года.
Судя по всему защита сооружения рассчитывалась на обстрел с моря артиллерией калибра до 100 мм. На наиболее вероятное направление обстрела ДОТ смотрел глухой стеной. Но был способен вести эффективный косоприцельный огонь, прострелливая не только подступы по наиболее пологому склону к батарее Capel, но и шоссе в своем тылу (оно расположено за кустами).
Удачное фото этого сооружения с тыла от Tim Little.
И еще один вид на ДОТ с запада. На дальнем плане виден наблюдательный пост батареи Capel. Фото Mutzy.
В 140 метра к ССВ от ДОТа расположен старинный паб Valiant Sailor, о нем я расскажу в следующем посте. Пройдя чуть дальше и пытаясь выбрать наиболее выгодный ракурс для съемки ДОТа через забор, я вдруг заметил на лужайке несколько кроликов, которые завидев меня разбежались. Остался только один. Моя встреча с кроликами в Британии была уже не первой, но этот был достаточно крупный.
Еще несколько кадров сверху от КНП на проделанный небольшой, но интересный путь. Слева виден практически безлюдный мотель с вагончиками и пустующий ресторан, расположенные рядом со съехавшем вниз в 1915 году скальном массивом. Именно в этот мотель вела дорога под бетонным мостиком.
Вот мы и в 60-х - стиль караван был популярен в то время. Сооружение слева от ресторанчика числится в базе данных как пост берегового наблюдения, построенный в 1940-41 годах. Материал бетон. Не исключено. что он имел отношение к расположенной над ним батарее Capel.
12/05/2014 16:03
Материалы по теме
- Страны: Великобритания
- Отзыв о поездке: Береговая батарея Copt Point в Фолкстоне, март 2014
- Отзыв о поездке: Camden Town. Альтернатива строгого Лондона, март 2014
- Отзыв о поездке: Лондон, кошачье кафе Lady Dinah's Cat Emporium, март 2014
- Фоторепортаж: Один час из жизни Стоунхенджа, 31.03.2014
- Фоторепортаж: Кардифф. Уэльс. Великобритания, 17.03.2014
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.